Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Страхова Екатерина Петровна

В статье раскрыты особенности использования пособий "мягкой среды" в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkaya_ped_ovz.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Мягкой педагогики» в работе

с детьми с ОВЗ

Бобрик Светлана Сергеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 42

Воробьева Екатерина Петровна, учитель-дефектолог МКДОУ д/с № 42

Федеральный закон об образовании в РФ определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии.

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку важно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый детский сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому и необходима такая эффективная реализация коррекционно-развивающих задач, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к условиям ДОО, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и окружающими взрослыми.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование положительной установки на детский сад, положительное отношение ребенка к нему зависит, прежде всего, от педагогов, от их умения создать атмосферу тепла, доброты, внимания. Именно поэтому мы используем «Мягкую педагогику» в работе с детьми с ОВЗ.

«Мягкая педагогика» - это, прежде всего, открытый стиль  педагогической коммуникации.  Для которого характерны направленность на доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним. Педагог, использующий  открытый  стиль  педагогической  коммуникации, ориентирован на получение обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы  взаимодействия.  При  взаимодействии  с воспитанниками  он  стимулирует  их  умственную активность  и  мотивацию  достижения  в  познавательной деятельности. В группе создаются оптимальные  условия  для  формирования  позитивных, дружеских детских взаимоотношений, доверительного  и  теплого  эмоционального  климата.  «Мягкая педагогика» обеспечивает дружественное и деловое взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности».

В рамках сегодняшнего выступления раскроем использование одного из компонентов «Мягкой педагогики» – это разработанные компанией «ТАФИ» безопасные игры и пособия для детей и педагогов, с помощью которых ребенок может реализовать свои творческие замыслы. Игровые наборы ручной работы приятны на ощупь, изготовлены из натуральных экологичных материалов, безопасны в применении.

Развивающие игры «Мягкой педагогики» - это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля, которые включают в себя:

  • многофункциональные игровые наборы, которые имеют развивающий, обучающий, развлекательный характер;
  • тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, которые активизируют творческий и умственный потенциал ребенка;
  •  игровые наборы для творчества;
  •  средства для релаксации.

Так игры с тканевым конструктором «Шифоновая радуга» направлены на создание благоприятного эмоционального климата в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков.  Позволяет создать ощущения совместности, «мы – чувства», настроенности на совместную деятельность.

Легкость ткани  «Шифоновой радуги», в сочетании с правильно подобранным музыкальным сопровождением, дает возможность создавать хореографию цвета и вариативность игровых и сюжетных линий. Способствует развитию воображения, мышления и способности к фантазированию, помогает ребенку услышать «музыку цвета», снять эмоциональное напряжение, окунуться в необъятный мир ярких образов и красок. Благодаря таким практикам ребенок учится более чутко воспринимать мир природы и мир чувств. (ПРИМЕР ИГРЫ)

Игровая деятельность с пособиями "Мягкой педагогики" затрагивает все образовательные области: художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Интересные, яркие развивающие пособия «Вязаная графика» и «Пальчиковый фитнес» позволяют в игровой форме сформировать у ребенка такие умения как:

- различать цвет, формы, величину;

- различать количество и размер предметов;

- ориентироваться в пространстве и на плоскости.

 «Вязаная графика» - это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. (ПРИМЕР ИГРЫ)

 «Пальчиковый фитнес» - набор сенсорных мини тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов, размеров и наполнителей; палочки-игралочки; вязаные дорожки разной длины и т.д.). Может использоваться в играх и занятиях для развития мелкой моторики пальцев рук, ручной умелости, как счетный материал или тактильный конструктор. (ПРИМЕР ИГРЫ)

«Мягкая педагогика» направлена на развитие психических и физических качеств ребенка. Пособия обеспечивают сенсорное развитие, которое в свою очередь направлено на развитие высших психических функций: внимания, мышления, воображения.

Таким образом, использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми с ОВЗ является решением ряда задач:

- социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.);

- воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.).

Актуальность использования «Мягкой педагогики» в современном мире однозначна. В эпоху компьютеризации и информационных технологий младшему поколению не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами обихода, в нашей сегодняшней жизни не хватает качественных игрушек из натуральных материалов. Данные пособия, по нашему мнению, удовлетворяют эту потребность в соответствии с основными принципами дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в образовательной деятельности с детьми

Сценарий образовательной деятельности по художественному конструированию с детьми 4 - 5 лет...

публикация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЯГКИХ РАЗВИВАЮЩИХ КНИГ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сейчас, стали очень популярны мягкие книжки, сделанные своими руками из ткани, фетра. Чем же они хороши?...

Использование мягкой магнитной мозаики при работе с детьми дошкольного возраста

Как  я применяю мягкую магнитную мозаику  при работе с детьми....

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...

Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста

В статье раскрыты особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Рассмотрены ведущие новообразования в развитии ребенка данного возраста. Освещена работа педагогов ДОУ с использованием п...