Технологии тьюторского сопровождения
материал по коррекционной педагогике
Цель нашей работы – это успешное включение обучающегося с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Иначе говоря, все силы тьюторского сопровождения направлены на адаптацию образовательной среды под обучающегося с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepantsova_tekst_k_prezentatsii.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии тьюторского сопровождения»
Текст речи к общей презентации (10 минут)
Здравствуйте, уважаемые участники сегодняшней нашей встречи! Сегодня хочу поделиться с Вами «Технологиями тьюторского сопровождения», которые использую в своей работе!
Прежде чем окунуться с головой в технологии применения на практике инструментов тьюторского сопровождение, я расскажу вам о них в презентации.
(Открывается презентация, далее текст идёт по слайдам презентации)
В ней мы коснёмся таких вопросов как:
• Цель тьюторского сопровождения и критерии успешности включения обучающегося в образовательный процесс;
• Задачи тьюторской практики сопровождения обучающихся с ОВЗ; • Инструменты в работе тьютора;
• Адаптация образовательной среды под обучающегося с ОВЗ;
• И расскажу вам о результатах нашей работы, которых достигли наши тьюторанты благодаря применению данных технологий.
Цель нашей работы – это успешное включение обучающегося с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Успешность включения обучающегося с ОВЗ определяется такими критериями как уровень развития:
• Когнитивной (познавательной) сферы: знания, навыки, компетенции наших тьюторантов;
• Коммуникативной сферы: их умение общаться;
• Эмоциональной сферы. Это, прежде всего: психологическая адаптация к процессу обучения, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в образовательной среде;
• Самостоятельности.
Из данных критериев успешности (и соответственно, дефицитов ребёнка) строятся задачи тьюторской практики сопровождения обучающихся с ОВЗ. Это:
• Создание условий для успешного обучения;
• Создание условий для успешной социализации;
• Максимальное раскрытие потенциала личности.
Иначе говоря, все силы тьюторского сопровождения направлены на адаптацию образовательной среды под обучающегося с ОВЗ. Это и:
• Организация рабочего места для обучающегося с ОВЗ;
• Адаптация программного материала;
• Поиск способов эффективного усвоения программного материала;
• Использование возможностей и ресурсов обучающегося с ОВЗ для эффективного обучения;
• Создание многочисленных обучающих ситуаций;
• Реализация и поддержка рекомендаций специалистов, курирующих обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе;
• Реализация планов по коррекции поведения обучающегося с ОВЗ; • Использование визуальной системы поддержки;
• Развитие интересов обучающегося с ОВЗ;
• Помощь обучающемуся в разрешении конфликтных ситуаций;
• Развитие самостоятельности у обучающегося с ОВЗ.
Какие же инструменты помогают нам в работе реализовывать все эти задачи и достигать желаемых результатов в работе с тьюторантами?
Первый, и, пожалуй, самый важный в работе тьютора инструмент, это установление сотрудничества и руководящего контроля над тьюторантом. Если руководящий контроль не сформирован, обучающийся с ОВЗ не будет с нами сотрудничать, обучение будет практически невозможно. Он устанавливается через анализ предпочтений в поощрении и дальнейший контроль мотивационных предметов. В зависимости от уровня развития тьюторанта это может быть жетонная система или просто безотлагательное поощрение за совершаемые тьюторантом требуемые действия педагогом. Регулировать данное сотрудничество между педагогом и обучающимся помогают различные виды таймеров (визуальные, звуковые, электронные, песочные).
Умение педагога управлять поведением обучающегося с ОВЗ через целенаправленное подкрепление желаемого результата и формирование мотивации к сотрудничеству - залог успешного включения обучающегося в учебный процесс и полноценного освоения им адаптированной образовательной программы.
Следующие группа инструментов в работе тьютора – визуальная поддержка, она относится к средствам альтернативной и дополненной коммуникации.
Альтернативная и дополненная коммуникация (АДК) –это различные средства общения, которые заменяют или дополняют устную речь. АДК включает символы, устройства, технологии, стратегии – все инструменты, поддерживающие детей и взрослых, которым трудно общаться с помощью устной речи.
На слайде презентации вы видите изображение таких форм визуальной поддержки как (показываю на слайде):
• Визуальные алгоритмы действий (надевания и снятия одежды, мытья рук, посещение туалета) — это понятные и точные предписания (в виде серии картинок) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение цели.
• Визуальное расписание — серия картинок, надписей или предметов, которые отображают последовательность событий или действий, которые необходимо выполнить.
• Планшет «Сейчас-Потом» – использование двух карточек, одна из которых показывает, что делать ребёнку сейчас, а вторая, то, что будет делать ребёнок потом. • Таймер - прибор, подающий сигнал через заданный временной интервал. • ПЕКС – это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения используют картинки (карточки pecs).
• Социальная история — это описание какой-либо ситуации, навыка или достижения для конкретного ребёнка. Истории помогают аутичным детям лучше разобраться в сложных и непредсказуемых событиях, а также облегчают понимание последовательности действий.
Применение технологии использования данных инструментов педагогами в своей работе существенно:
• Повышает понимание обучающихся;
• Уменьшает их тревожность;
• Уменьшает неуместные виды поведения;
• Развивает самостоятельность.
Также, к инструментам визуальной поддержки можно отнести Журнал активностей. Он:
• Помогает развить тьюторанту самостоятельную игровую деятельность; • Вводится постепенно, иногда с использованием таймера;
• Обучает играм, которые есть в группе (мозаикам, пазлам, конструкторам, шнуровкам и др.);
• Со временем, во время самостоятельной деятельности детей, тьюторант начинает сам находить/выбирать себе в группе игру и занимать себя.
Следующая группа инструментов, которые мы используем в работе это - различные виды подсказок.
Подсказка – это вербальная, физическая, жестовая или другая помощь, которая предоставляется обучающемуся, для того чтобы увеличить вероятность продуцирования правильных реакций.
Выделяются следующие виды обучающих подсказок:
1. Физическая подсказка - движения рук ребенка корректируются руками педагога;
Различают следующие уровни физической подсказки:
• полная физическая подсказка, или подсказка «рука на руке». Педагог делает все действия сам, используя руки ребенка.
• частичная физическая подсказка. Педагог частично помогает ребенку правильно сделать задание.
2. Вербальная подсказка - моделирование правильного ответа –демонстрация педагогом того, что должен сказать или сделать обучающийся (тоже может быть полной или частичной);
3. Жестовая подсказка - педагог жестом показывает тьюторанту, что нужно сделать;
4. Визуальная подсказка – педагог подсказывает тьюторанту, что нужно сделать с помощью карточек системы ПЕКС;
5. Моделирование – педагог подсказывает тьюторанту, что нужно делать, совершая рядом с ним правильные действия: лепку фигур из пластилина, танцевальные движения, поэтапное рисование заданного предмета и т.п.
Очень важно в работе тьютора использовать методы сенсорной разгрузки.
Сенсорная разгрузка (психологическая разгрузка) - представляет собой использование серии средств, от которых тьюторанты испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.
Что же может помочь разгрузить наших тьюторантов? Это:
• Движение;
• Освещение;
• Тактильные и сенсорные элементы;
• Музыка;
• Уголок уединения/зона для отдыха
И последний в нашей презентации, очень важный инструмент в работе тьютора - использование помощи детей-коммуникаторов в развитии коммуникации и способов социального взаимодействия тьюторантов.
Дети – коммуникаторы – одногруппники тьюторантов, которые идут на контакт и активно помогают развивать навыки коммуникации тьюторантов, участвуют в вовлечении тьюторантов в социальное взаимодействие и игровую деятельность.
Благодаря использованию в работе данных инструментов сопровождения, наши тьюторанты:
• Стали полностью самостоятельны в надевании и снятии с себя одежды, включая застёжки, молнии и пуговицы;
• Развили уровень игры от простой манипуляции с предметами до примитивной сюжетной игры;
• Научились играть и взаимодействовать со сверстниками;
• Расширили свои предпочтения в еде и стали есть самостоятельно;
• Стали активно участвовать в детских праздниках и спортивных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тьюторское сопровождение в коррекционной работе через поиск интересных ребенку форм сотрудничества»
Статья из опыта работы с детьми инклюзивных групп детского сада....
Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...
Технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьют...
Статья "Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности".
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятел...
Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьют...
Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС
Рассмотрим подробно и наглядно технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС....