Технологии тьюторского сопровождения
материал по коррекционной педагогике

Степанцова Наталья Николаевна

Цель нашей работы – это успешное включение обучающегося с ОВЗ в среду  образовательного учреждения.

Иначе говоря, все силы тьюторского сопровождения направлены на адаптацию  образовательной среды под обучающегося с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepantsova_tekst_k_prezentatsii.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технологии тьюторского сопровождения»

Текст речи к общей презентации (10 минут)

Здравствуйте, уважаемые участники сегодняшней нашей встречи! Сегодня хочу поделиться с Вами «Технологиями тьюторского сопровождения», которые использую в своей работе!

Прежде чем окунуться с головой в технологии применения на практике инструментов  тьюторского сопровождение, я расскажу вам о них в презентации.

(Открывается презентация, далее текст идёт по слайдам презентации)

В ней мы коснёмся таких вопросов как:

Цель тьюторского сопровождения и критерии успешности включения обучающегося  в образовательный процесс;

Задачи тьюторской практики сопровождения обучающихся с ОВЗ; Инструменты в работе тьютора;

Адаптация образовательной среды под обучающегося с ОВЗ;

И расскажу вам о результатах нашей работы, которых достигли наши тьюторанты  благодаря применению данных технологий.

Цель нашей работы – это успешное включение обучающегося с ОВЗ в среду  образовательного учреждения.

Успешность включения обучающегося с ОВЗ определяется такими критериями как уровень  развития:

Когнитивной (познавательной) сферы: знания, навыки, компетенции наших  тьюторантов;

Коммуникативной сферы: их умение общаться;

Эмоциональной сферы. Это, прежде всего: психологическая адаптация к процессу  обучения, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя  по отношению к процессу обучения и нахождению в образовательной среде;

 Самостоятельности.

Из данных критериев успешности (и соответственно, дефицитов ребёнка) строятся  задачи тьюторской практики сопровождения обучающихся с ОВЗ. Это:  

Создание условий для успешного обучения;

Создание условий для успешной социализации;

Максимальное раскрытие потенциала личности.

Иначе говоря, все силы тьюторского сопровождения направлены на адаптацию  образовательной среды под обучающегося с ОВЗ. Это и:

Организация рабочего места для обучающегося с ОВЗ;

Адаптация программного материала;

Поиск способов эффективного усвоения программного материала;

 Использование возможностей и ресурсов обучающегося с ОВЗ для эффективного  обучения;

Создание многочисленных обучающих ситуаций;

Реализация и поддержка рекомендаций специалистов, курирующих обучающихся с  ОВЗ в образовательном процессе;

Реализация планов по коррекции поведения обучающегося с ОВЗ; Использование визуальной системы поддержки;

Развитие интересов обучающегося с ОВЗ;

Помощь обучающемуся в разрешении конфликтных ситуаций;

Развитие самостоятельности у обучающегося с ОВЗ.

Какие же инструменты помогают нам в работе реализовывать все эти задачи и  достигать желаемых результатов в работе с тьюторантами?

Первый, и, пожалуй, самый важный в работе тьютора инструмент, это установление  сотрудничества и руководящего контроля над тьюторантом. Если руководящий контроль  не сформирован, обучающийся с ОВЗ не будет с нами сотрудничать, обучение будет  практически невозможно. Он устанавливается через анализ предпочтений в поощрении и  дальнейший контроль мотивационных предметов. В зависимости от уровня развития  тьюторанта это может быть жетонная система или просто безотлагательное поощрение за  совершаемые тьюторантом требуемые действия педагогом. Регулировать данное  сотрудничество между педагогом и обучающимся помогают различные виды таймеров  (визуальные, звуковые, электронные, песочные).

Умение педагога управлять поведением обучающегося с ОВЗ через целенаправленное  подкрепление желаемого результата и формирование мотивации к сотрудничеству - залог  успешного включения обучающегося в учебный процесс и полноценного освоения им  адаптированной образовательной программы.

Следующие группа инструментов в работе тьютора – визуальная поддержка, она относится к средствам альтернативной и дополненной коммуникации.

Альтернативная и дополненная коммуникация (АДК) –это различные средства  общения, которые заменяют или дополняют устную речь. АДК включает символы,  устройства, технологии, стратегии – все инструменты, поддерживающие детей и взрослых,  которым трудно общаться с помощью устной речи.

На слайде презентации вы видите изображение таких форм визуальной поддержки как  (показываю на слайде):

Визуальные алгоритмы действий (надевания и снятия одежды, мытья рук, посещение  туалета) — это понятные и точные предписания (в виде серии картинок) исполнителю  совершить последовательность действий, направленных на достижение цели.

Визуальное расписание — серия картинок, надписей или предметов, которые  отображают последовательность событий или действий, которые необходимо  выполнить.

Планшет «Сейчас-Потом» – использование двух карточек, одна из которых показывает,  что делать ребёнку сейчас, а вторая, то, что будет делать ребёнок потом. Таймер - прибор, подающий сигнал через заданный временной интервал. ПЕКС – это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения  используют картинки (карточки pecs).

Социальная история — это описание какой-либо ситуации, навыка или достижения для  конкретного ребёнка. Истории помогают аутичным детям лучше разобраться в  сложных и непредсказуемых событиях, а также облегчают понимание  последовательности действий.

Применение технологии использования данных инструментов педагогами в своей работе  существенно:

• Повышает понимание обучающихся;

• Уменьшает их тревожность;

• Уменьшает неуместные виды поведения;

• Развивает самостоятельность.

Также, к инструментам визуальной поддержки можно отнести Журнал активностей. Он:

Помогает развить тьюторанту самостоятельную игровую деятельность; Вводится постепенно, иногда с использованием таймера;

Обучает играм, которые есть в группе (мозаикам, пазлам, конструкторам,  шнуровкам и др.);

Со временем, во время самостоятельной деятельности детей, тьюторант начинает  сам находить/выбирать себе в группе игру и занимать себя.  

Следующая группа инструментов, которые мы используем в работе это - различные  виды подсказок.

Подсказка – это вербальная, физическая, жестовая или другая помощь, которая  предоставляется обучающемуся, для того чтобы увеличить вероятность продуцирования  правильных реакций.

Выделяются следующие виды обучающих подсказок:

1. Физическая подсказка - движения рук ребенка корректируются руками педагога;

Различают следующие уровни физической подсказки:

• полная физическая подсказка, или подсказка «рука на руке». Педагог делает все  действия сам, используя руки ребенка.

• частичная физическая подсказка. Педагог частично помогает ребенку правильно  сделать задание.

2. Вербальная подсказка - моделирование правильного ответа –демонстрация педагогом  того, что должен сказать или сделать обучающийся (тоже может быть полной или  частичной);

3. Жестовая подсказка - педагог жестом показывает тьюторанту, что нужно сделать;

4. Визуальная подсказка – педагог подсказывает тьюторанту, что нужно сделать с  помощью карточек системы ПЕКС;

5. Моделирование – педагог подсказывает тьюторанту, что нужно делать, совершая  рядом с ним правильные действия: лепку фигур из пластилина, танцевальные  движения, поэтапное рисование заданного предмета и т.п.

Очень важно в работе тьютора использовать методы сенсорной разгрузки.

Сенсорная разгрузка (психологическая разгрузка) - представляет собой использование  серии средств, от которых тьюторанты испытывают необычные ощущения и чувства,  эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий  внешней среды.

Что же может помочь разгрузить наших тьюторантов? Это:

• Движение;

• Освещение;

• Тактильные и сенсорные элементы;

• Музыка;

• Уголок уединения/зона для отдыха

И последний в нашей презентации, очень важный инструмент в работе тьютора - использование помощи детей-коммуникаторов в развитии коммуникации и способов  социального взаимодействия тьюторантов.

Дети – коммуникаторы – одногруппники тьюторантов, которые идут на контакт и активно  помогают развивать навыки коммуникации тьюторантов, участвуют в вовлечении  тьюторантов в социальное взаимодействие и игровую деятельность.

Благодаря использованию в работе данных инструментов сопровождения, наши  тьюторанты: 

Стали полностью самостоятельны в надевании и снятии с себя одежды, включая  застёжки, молнии и пуговицы;

Развили уровень игры от простой манипуляции с предметами до примитивной  сюжетной игры;

Научились играть и взаимодействовать со сверстниками;

Расширили свои предпочтения в еде и стали есть самостоятельно;

Стали активно участвовать в детских праздниках и спортивных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...

Технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ

Тьюторское сопровождение  воспитанников с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования.  Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьют...

Статья "Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности".

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятел...

Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьют...

Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС

Рассмотрим подробно и наглядно технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС....