Технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ. В статье описываются технологии, используемы в работе тьютора с воспитанниками с ОВЗ в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_tyutorskogo_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ
1.Использование сигнальных карточек и алгоритмов.
Сигнальные карточки оказывают помощь ребенку с ОВЗ при выполнении определенных действий: сходить в туалет, помыть руки, принимать еду, собраться на прогулку, раздеваться перед дневным сном, одеваться после сна, игра в центрах активности и др.
Большой эффект дает использование карточек для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие, а когда заканчивается, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на игровую зону.
В дальнейшем - широко используются различные алгоритмы, схемы, модели, мнемодорожки и мнемотаблицы.
1.Прием «Рука в руке».
Этот прием очень эффективен в работе по развитию моторики рук, а также при организации детей на музыкальных и физкультурных занятиях.
2.Работа по картинкам.
Картинный материал используется для смены вида деятельности в ходе занятия для развития познавательной сферы и психических процессов.
3.Применение речевых интонаций.
Это означает выделение речью важной информации. Этот прием предполагает использование речи в различных тонах: в каких – то моментах можно сказать строго, а в каких – то мягче.
4.Использование карточек PECS (Пекс).
Данная технология нашла широкое применение при работе с не говорящими детьми, особенно с детьми с расстройствами аутистического спектра.Главной проблемой детей с особыми возможностями является то, что они не могу озвучить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей возникают трудности: они чаще всего их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию, оказывать бурное сопротивление и т.д.
Таким детям необходимы специальные дидактические материалы, без лишних деталей, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
Суть данной технологии заключается в следующем:
- На первом этапе ребенка необходимо научить брать картинку с рук педагога.
- На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
- Третий этап включает в себя обучение распознаванию предметов на карточках.
- На следующем этапе ребенку обьясняется, как можно формировать предложения по типу «Я хочу игрушку», «Дай мне…».
- На пятом шаге ребенка учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
- Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на карточках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.
Преимущества
- По карточкам Pecs у детей быстрее формируется умение коммуникации.
- Данная технология способствует развитию у ребенка инициативности, спонтанного произношения слов и фраз.
- Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными.
Впоследствии ему можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации.
- Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет совместного использования словесного и визуального стимула в обменном процессе.
5.Технология Домана-Маниченко
Данная технология применяется с раннего детства и предназначена для родителей. Элементы методики широко используется тьютором в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в детском саду.
Методика Домана – Маниченко адаптирована под образовательную программу детского сада. Применяется в работе с неговорящими детьми.
Предпочтение отдается работе с карточками с именами существительными.
С ребенком рассматривается картинка с изображением определенного предмета (например, картинка с изображением кошки, внизу есть надпись «кошка»). Педагог показывает карточку несколько раз и называет предмет, затем меняет картинку на следующую. За одно занятие используется 6-7 карточек. Карточки подбираются по лексическим темам.
Ребенок при систематическом рассматривании картинок учится называть предмет.
Карточки Домана – Маниченко в работе тьютора используется на индивидуальных коррекционных занятиях с неговорящими детьми.
6.Использование пиктограмм в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Неговорящие и страдающие недоразвитием речи имеют ограниченные навыки общения и взаимодействия с окружающим миром. Поэтому необходима другая коммуникативная система, которая могла бы помощь облегчить общение. Одним из способов, удовлетворяющих потребность ребенка с тяжелыми нарушениями речи в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы – это символические изображения, заменяющие слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться как средство временного общения, пока ребенок еще не научился говорить, как средство, облегающее развитие общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тьюторское сопровождение в коррекционной работе через поиск интересных ребенку форм сотрудничества»
Статья из опыта работы с детьми инклюзивных групп детского сада....
Тьюторское сопровождение в работе с детьми
Презентация...
Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...
Статья "Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности".
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятел...
Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьют...
Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС
Рассмотрим подробно и наглядно технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС....