Технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Каримова Ямиля Сайфулловна

Тьюторское сопровождение  воспитанников с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования.  Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ. В статье описываются технологии, используемы в работе тьютора с воспитанниками с ОВЗ в детском саду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_tyutorskogo_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ

1.Использование сигнальных карточек и алгоритмов.

Сигнальные карточки  оказывают помощь ребенку с ОВЗ при выполнении определенных действий: сходить в туалет, помыть руки, принимать еду,  собраться на прогулку, раздеваться перед дневным сном, одеваться после сна, игра в центрах активности  и др.  

Большой эффект дает использование  карточек для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие, а когда заканчивается, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на игровую зону.

В дальнейшем - широко используются  различные  алгоритмы,  схемы, модели, мнемодорожки и мнемотаблицы.

1.Прием «Рука в руке».

Этот прием очень эффективен в работе по развитию моторики рук, а также при организации детей  на музыкальных и физкультурных  занятиях.

2.Работа по картинкам.

Картинный материал используется для смены вида деятельности в ходе занятия для развития познавательной сферы и психических процессов.

3.Применение речевых интонаций.

Это означает выделение речью важной информации. Этот прием предполагает использование  речи в различных тонах:  в каких – то моментах  можно сказать строго,  а в каких – то мягче.

4.Использование карточек PECS (Пекс).

        Данная технология нашла широкое применение при работе с не говорящими детьми, особенно с детьми с расстройствами аутистического спектра.Главной проблемой детей с особыми возможностями является то, что они не могу озвучить  и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей возникают трудности: они чаще всего их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию, оказывать  бурное  сопротивление и т.д.

Таким детям необходимы специальные дидактические материалы, без лишних деталей, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

Суть данной технологии заключается в следующем:

  • На первом этапе  ребенка необходимо научить брать картинку с рук педагога.
  • На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
  • Третий этап включает в себя обучение распознаванию предметов  на карточках.
  • На следующем этапе ребенку обьясняется, как  можно формировать предложения по типу «Я хочу игрушку», «Дай мне…».
  • На пятом шаге ребенка  учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
  • Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на карточках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

Преимущества

  • По карточкам Pecs у детей быстрее формируется умение коммуникации.
  • Данная технология  способствует развитию у ребенка инициативности,  спонтанного произношения слов и фраз.
  • Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными.

Впоследствии ему  можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации.

  • Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет совместного использования словесного и визуального стимула в обменном процессе.

5.Технология Домана-Маниченко

Данная технология применяется с раннего детства и предназначена для родителей.  Элементы методики широко используется тьютором   в  коррекционной работе  с детьми с ОВЗ в детском саду.

Методика Домана – Маниченко адаптирована под образовательную программу детского сада. Применяется в работе с неговорящими детьми.  

Предпочтение отдается работе  с карточками с именами существительными.

С ребенком рассматривается картинка с изображением определенного предмета (например, картинка с изображением кошки, внизу есть надпись «кошка»). Педагог показывает карточку несколько раз и называет предмет, затем меняет картинку на следующую. За одно занятие используется 6-7  карточек. Карточки подбираются по лексическим темам.  

Ребенок при систематическом рассматривании картинок учится называть предмет.

Карточки Домана – Маниченко  в  работе тьютора используется  на индивидуальных коррекционных  занятиях с неговорящими детьми.

6.Использование пиктограмм в работе  с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Неговорящие и страдающие недоразвитием речи имеют ограниченные навыки общения и взаимодействия с окружающим миром. Поэтому необходима другая коммуникативная система, которая могла бы помощь облегчить общение. Одним из способов, удовлетворяющих потребность ребенка  с тяжелыми нарушениями речи в общении, является метод пиктограмм.

Пиктограммы – это символические изображения, заменяющие слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться как средство временного общения, пока ребенок еще не научился говорить, как средство, облегающее развитие общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...

Статья "Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности".

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятел...

Технология тьюторского сопровождения в группе компенсирующей направленности

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьют...

Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС

Рассмотрим подробно и наглядно технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС....