Тема: «Использование методов полисенсорного и нейролингвистического подходов в логокоррекции дошкольников с ОНР».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Использование методов полисенсорного и нейролингвистического
подходов в логокоррекции дошкольников с ОНР».
Автор-составитель: учитедь-логопед МБДОУ д/сада№ 58
г.Иркутска Данилюк Елена Михайловна.
В последнее время особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
С каждым годом речевые отклонения усложняются и нарушениями в неврологическом, психическом и психологическом направлениях. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Одним из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с является работа по сенсорному развитию.
Полисенсорный подход в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ОНР позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей деятельности. Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств. При обучении языковым формам на основе полисенсорного подхода, используятся все три сенсорные системы восприяти. Каналы восприятия информации:
- Визуальный - зрительный (зрительные образы, картины, свет и цвет).
- Аудиальный - слуховой (слуховые образы, звуки, интонации, музыка).
- Кинестетический - чувственный (внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство).
По типу восприятия информации люди делятся на 3 категории:
Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
(ВАК) – визуальный, аудиальный, кинестетический: вижу – слышу – чувствую.
Использование полисенсорного подхода в образовательной деятельности позволяет облегчить процесс восприятия и запоминания нового материала, ускорить его закрепление, автоматизацию навыков и добиться хорошей динамики в преодолении речевых нарушений. Важно учитывать, через какой канал общение с ребенком может идти наиболее эффективно, а какие каналы, наоборот, будут малоэффективны, но в процессе коррекционно-развивающей деятельности развивать все каналы восприятия. Повышению результативности коррекционно-развивающей деятельности способствует использование технологий, методик, направленных на гармоничное развитие полушарий головного мозга, межполушарного взаимодействия. Существует тесная связь сенсорной сферы с процессом речевого развития.
Нейролингвистика занимается исследованием человеческого мозга и дает ответы на вопросы:
- какие участки мозга отвечают за языковую способность;
- как работает нервная система в процессе речевой деятельности;
- какую роль в формировании речи играют правое и левое полушарие;
- как влияют на речь локальные поражения головного мозга.
Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Для формирования речевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определённый уровень зрелости нервной системы. Возможности ребёнка определяются в речевой деятельности в зависимости от доминантности полушария, каналов восприятия информации.
Почему возрастает актуальность использования нейролингвистического подхода актуально в работе с детьми дошкольного возраста?
- учет «зоны ближайшего развития» в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- недостаточное развитие слухового канала восприятия у дошкольников;
- значение слухового канала восприятия в формировании звукопроизносительной стороны речи, фонематических процессов;
- значение слухового канала восприятия при усвоении словесных инструкций, объяснения учителя;
- предупреждение трудностей школьного обучения;
- формирование готовности к овладению чтением и письмом.
Современная система коррекционного обучения требует внедрения в практику работы учителя-логопеда технологий и методик, направленных на создание каждому ребёнку адекватных условий для его полноценного развития, индивидуализировать обучение. А полисенсорный и нейролингвистический подходы в логокорекции детей дошкольного возраста с ОНР позволяет мобилизовать скрытые резервы работы головного мозга, активизировать «зоны ближайшего развития», развивать оба полушария головного мозга и речемыслительную деятельность ребят.
.
Литература:
- Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2008.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
- Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р-на-Д., 2003.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Ресурсном центре для заместителей заведующих ДОУ. Тема: «Использование проектного метода в условиях коммуникативного развития дошкольников»
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»Л. Н. ТолстойСоздание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности ...
Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....
Мастер - класс Степановой О.А. на тему: «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»
Актуальность темы: проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализац...
Мастер- класс для педагогов по теме: "Использование гостевого метода как фактора активной коммуникации дошкольников"
Мастер- класс для педагогов....
Мастер-класс на тему: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельно...
Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...