Мастер-класс на тему: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"
консультация (младшая группа)

      Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. 

    Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал   МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya_1.docx23.01 КБ
Файл tezisy_vystupleniya_1.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи  начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев

           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

        Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

        Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

        В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

СЛАЙД № 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЛАЙД № 2  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

СЛАЙД № 3 ЗАДАЧИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СЛАЙД № 4   РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТЬЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СЛАЙД № 5  ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

       С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дошкольным учреждениям необходимо пересмотреть формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников. Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

          В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.  В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова,  Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

     Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человекам живущего в демократическом обществе.

     Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявление возможностей из прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного

      Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал   МЕТОД ПРОЕКТОВ

СЛАЙД № 6  МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Проект    - это детская самодеятельность,

                 - это конкретное практическое творческое дело,

                 - поэтапное движение к цели,

                 - это - звено в системе воспитания.

Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.

        В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско – творческие (газета, драматизации).

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3.Информационно-практико-ориентированные (витражи, оформление группы).

4. Творческие (детские праздники)

5. Нормативные  ( «Книга правил поведения ребенка в детском саду».)

По продолжительности проекты делятся на:

- краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель);

- среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца);

- долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).

СЛАЙД № 7 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Любой проект осуществляется в несколько этапов:

1. Организационно-подготовительный.

2. Основной (этап непосредственной реализации).

3. Итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются:

- тема,  цель, задачи;

- делается подборка художественной и методической литературы,  музыкального сопровождения, материального оснащения;

 - разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

- с родителями воспитанников ведётся подготовительная работа.

Основной этап: 

- предусматривает непосредственную реализацию Проекта,

- проведение запланированных мероприятий.

Заключительный этап:

 - подведение тематического праздника,

-  концерта, при участии приглашенных гостей,

- оформляются всевозможные стенды,

- фотовыставки,

- мини-музеи патриотического воспитания.

СЛАЙД № 8   НП ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПЛОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЛАЙД № 9   ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

СЛАЙД № 10  МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СЛАЙД № 11  ФОРМЫ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

               

                             Формы реализации проекта

  1. Беседы с детьми и родителями («Как вести себя в детском саду», «Моя семья», «Я люблю маму и папу», «Как стать сильным»).
  2. Консультации для родителей через папки-передвижки.
  3. Организация предметно-резвивающий среды.
  4. Игровая деятельность (С/р и «Дочки-матери», «Мамины помощницы», «Ждём гостей»).
  5. Выполнение работ по изобразительной деятельности («Цветы для любимой мамы», Самолёты летят»).
  6. Чтение, прослушивание и заучивание потешек, сказок, стихотворений.
  7. Совместная деятельность по конструированию (Д/и «Дом есть у всех»).
  8. Продуктивная деятельность (поделки к праздникам, стенгазета «Один день нашей семьи», «Я рисую с мамой», «Семейные традиции» фотовыставка, оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой детский сад»).
  9. Спортивные развлечения, физкультминутки, подвижные игры («Самолёты», «Будем в армии служить», «Силачи»).
  10. Праздники (ко дню матери).
  11. Участие в конкурсах ( «Рождественский подарок», выставках поделок).
  12. Лепка ( «Самолёты летят на аэродроме»).
  13. Аппликация («Подарок маме», открытка в подарок папе).
  14. Знакомство с народно-прикладным искусством (матрёшка, бубен, ложки, колокольчик).

       СЛАЙД № 12 ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ НП ВОСПИТАНИЯ

           Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников:

-  дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

        Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи  начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев

           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

        Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

        Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

        В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

СЛАЙД № 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЛАЙД № 2  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

СЛАЙД № 3 ЗАДАЧИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СЛАЙД № 4   РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТЬЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СЛАЙД № 5  ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

       С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дошкольным учреждениям необходимо пересмотреть формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников. Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

          В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.  В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова,  Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

     Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человекам живущего в демократическом обществе.

     Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявление возможностей из прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного

      Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал   МЕТОД ПРОЕКТОВ

СЛАЙД № 6  МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Проект    - это детская самодеятельность,

                 - это конкретное практическое творческое дело,

                 - поэтапное движение к цели,

                 - это - звено в системе воспитания.

Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.

        В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско – творческие (газета, драматизации).

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3.Информационно-практико-ориентированные (витражи, оформление группы).

4. Творческие (детские праздники)

5. Нормативные  ( «Книга правил поведения ребенка в детском саду».)

По продолжительности проекты делятся на:

- краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель);

- среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца);

- долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).

СЛАЙД № 7 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Любой проект осуществляется в несколько этапов:

1. Организационно-подготовительный.

2. Основной (этап непосредственной реализации).

3. Итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются:

- тема,  цель, задачи;

- делается подборка художественной и методической литературы,  музыкального сопровождения, материального оснащения;

 - разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

- с родителями воспитанников ведётся подготовительная работа.

Основной этап: 

- предусматривает непосредственную реализацию Проекта,

- проведение запланированных мероприятий.

Заключительный этап:

 - подведение тематического праздника,

-  концерта, при участии приглашенных гостей,

- оформляются всевозможные стенды,

- фотовыставки,

- мини-музеи патриотического воспитания.

СЛАЙД № 8   НП ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПЛОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЛАЙД № 9   ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

СЛАЙД № 10  МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СЛАЙД № 11  ФОРМЫ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

               

                             Формы реализации проекта

  1. Беседы с детьми и родителями («Как вести себя в детском саду», «Моя семья», «Я люблю маму и папу», «Как стать сильным»).
  2. Консультации для родителей через папки-передвижки.
  3. Организация предметно-резвивающий среды.
  4. Игровая деятельность (С/р и «Дочки-матери», «Мамины помощницы», «Ждём гостей»).
  5. Выполнение работ по изобразительной деятельности («Цветы для любимой мамы», Самолёты летят»).
  6. Чтение, прослушивание и заучивание потешек, сказок, стихотворений.
  7. Совместная деятельность по конструированию (Д/и «Дом есть у всех»).
  8. Продуктивная деятельность (поделки к праздникам, стенгазета «Один день нашей семьи», «Я рисую с мамой», «Семейные традиции» фотовыставка, оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой детский сад»).
  9. Спортивные развлечения, физкультминутки, подвижные игры («Самолёты», «Будем в армии служить», «Силачи»).
  10. Праздники (ко дню матери).
  11. Участие в конкурсах ( «Рождественский подарок», выставках поделок).
  12. Лепка ( «Самолёты летят на аэродроме»).
  13. Аппликация («Подарок маме», открытка в подарок папе).
  14. Знакомство с народно-прикладным искусством (матрёшка, бубен, ложки, колокольчик).

       СЛАЙД № 12 ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ НП ВОСПИТАНИЯ

           Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников:

-  дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

        Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.   Актуальность ...

Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.

Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование  проектного метода  в патриотическом воспитании дошкольников"....

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »...

Проблема использования проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников

Аннотация: в статье рассказывается о проектном методе и проблеме его использования с дошкольниками. Известно, что метод проектов оказывает положительное влияние на развитие ребенка, но не стоит забыва...

Статья "Роль проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"

В данной статье рассказывается значении проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников....

Консультация для педагогов на тему: «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство св...