Мастер-класс на тему: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"
консультация (младшая группа)
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_1.docx | 23.01 КБ |
tezisy_vystupleniya_1.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
СЛАЙД № 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СЛАЙД № 2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
СЛАЙД № 3 ЗАДАЧИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СЛАЙД № 4 РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТЬЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СЛАЙД № 5 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дошкольным учреждениям необходимо пересмотреть формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников. Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человекам живущего в демократическом обществе.
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявление возможностей из прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал МЕТОД ПРОЕКТОВ
СЛАЙД № 6 МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Проект - это детская самодеятельность,
- это конкретное практическое творческое дело,
- поэтапное движение к цели,
- это - звено в системе воспитания.
Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1. Исследовательско – творческие (газета, драматизации).
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3.Информационно-практико-ориентированные (витражи, оформление группы).
4. Творческие (детские праздники)
5. Нормативные ( «Книга правил поведения ребенка в детском саду».)
По продолжительности проекты делятся на:
- краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель);
- среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца);
- долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).
СЛАЙД № 7 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Любой проект осуществляется в несколько этапов:
1. Организационно-подготовительный.
2. Основной (этап непосредственной реализации).
3. Итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно - подготовительном этапе обозначаются:
- тема, цель, задачи;
- делается подборка художественной и методической литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения;
- разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- с родителями воспитанников ведётся подготовительная работа.
Основной этап:
- предусматривает непосредственную реализацию Проекта,
- проведение запланированных мероприятий.
Заключительный этап:
- подведение тематического праздника,
- концерта, при участии приглашенных гостей,
- оформляются всевозможные стенды,
- фотовыставки,
- мини-музеи патриотического воспитания.
СЛАЙД № 8 НП ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПЛОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЛАЙД № 9 ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
СЛАЙД № 10 МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СЛАЙД № 11 ФОРМЫ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы реализации проекта
- Беседы с детьми и родителями («Как вести себя в детском саду», «Моя семья», «Я люблю маму и папу», «Как стать сильным»).
- Консультации для родителей через папки-передвижки.
- Организация предметно-резвивающий среды.
- Игровая деятельность (С/р и «Дочки-матери», «Мамины помощницы», «Ждём гостей»).
- Выполнение работ по изобразительной деятельности («Цветы для любимой мамы», Самолёты летят»).
- Чтение, прослушивание и заучивание потешек, сказок, стихотворений.
- Совместная деятельность по конструированию (Д/и «Дом есть у всех»).
- Продуктивная деятельность (поделки к праздникам, стенгазета «Один день нашей семьи», «Я рисую с мамой», «Семейные традиции» фотовыставка, оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой детский сад»).
- Спортивные развлечения, физкультминутки, подвижные игры («Самолёты», «Будем в армии служить», «Силачи»).
- Праздники (ко дню матери).
- Участие в конкурсах ( «Рождественский подарок», выставках поделок).
- Лепка ( «Самолёты летят на аэродроме»).
- Аппликация («Подарок маме», открытка в подарок папе).
- Знакомство с народно-прикладным искусством (матрёшка, бубен, ложки, колокольчик).
СЛАЙД № 12 ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ НП ВОСПИТАНИЯ
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников:
- дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
СЛАЙД № 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СЛАЙД № 2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
СЛАЙД № 3 ЗАДАЧИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СЛАЙД № 4 РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТЬЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СЛАЙД № 5 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дошкольным учреждениям необходимо пересмотреть формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников. Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человекам живущего в демократическом обществе.
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявление возможностей из прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал МЕТОД ПРОЕКТОВ
СЛАЙД № 6 МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Проект - это детская самодеятельность,
- это конкретное практическое творческое дело,
- поэтапное движение к цели,
- это - звено в системе воспитания.
Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1. Исследовательско – творческие (газета, драматизации).
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3.Информационно-практико-ориентированные (витражи, оформление группы).
4. Творческие (детские праздники)
5. Нормативные ( «Книга правил поведения ребенка в детском саду».)
По продолжительности проекты делятся на:
- краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель);
- среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца);
- долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).
СЛАЙД № 7 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Любой проект осуществляется в несколько этапов:
1. Организационно-подготовительный.
2. Основной (этап непосредственной реализации).
3. Итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно - подготовительном этапе обозначаются:
- тема, цель, задачи;
- делается подборка художественной и методической литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения;
- разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- с родителями воспитанников ведётся подготовительная работа.
Основной этап:
- предусматривает непосредственную реализацию Проекта,
- проведение запланированных мероприятий.
Заключительный этап:
- подведение тематического праздника,
- концерта, при участии приглашенных гостей,
- оформляются всевозможные стенды,
- фотовыставки,
- мини-музеи патриотического воспитания.
СЛАЙД № 8 НП ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПЛОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЛАЙД № 9 ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
СЛАЙД № 10 МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СЛАЙД № 11 ФОРМЫ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы реализации проекта
- Беседы с детьми и родителями («Как вести себя в детском саду», «Моя семья», «Я люблю маму и папу», «Как стать сильным»).
- Консультации для родителей через папки-передвижки.
- Организация предметно-резвивающий среды.
- Игровая деятельность (С/р и «Дочки-матери», «Мамины помощницы», «Ждём гостей»).
- Выполнение работ по изобразительной деятельности («Цветы для любимой мамы», Самолёты летят»).
- Чтение, прослушивание и заучивание потешек, сказок, стихотворений.
- Совместная деятельность по конструированию (Д/и «Дом есть у всех»).
- Продуктивная деятельность (поделки к праздникам, стенгазета «Один день нашей семьи», «Я рисую с мамой», «Семейные традиции» фотовыставка, оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой детский сад»).
- Спортивные развлечения, физкультминутки, подвижные игры («Самолёты», «Будем в армии служить», «Силачи»).
- Праздники (ко дню матери).
- Участие в конкурсах ( «Рождественский подарок», выставках поделок).
- Лепка ( «Самолёты летят на аэродроме»).
- Аппликация («Подарок маме», открытка в подарок папе).
- Знакомство с народно-прикладным искусством (матрёшка, бубен, ложки, колокольчик).
СЛАЙД № 12 ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ НП ВОСПИТАНИЯ
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников:
- дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна. Актуальность ...
Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.
Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"....
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »
мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »...
Проблема использования проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников
Аннотация: в статье рассказывается о проектном методе и проблеме его использования с дошкольниками. Известно, что метод проектов оказывает положительное влияние на развитие ребенка, но не стоит забыва...
Статья "Роль проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"
В данной статье рассказывается значении проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников....
Консультация для педагогов на тему: «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство св...