Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шихова Наталья Сергеевна

Согласно Концепции ранней помощи, к детям целевой группы, относятся: «дети от рождения до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи

  1. Общие положения

Согласно Концепции ранней помощи, к детям целевой группы, относятся: «дети от рождения до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска» («Дети группы риска» определены как дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении). Фактически этап ранней помощи должен быть завершен поступлением 2 ребенка в образовательную организацию, при этом его дальнейшее обучение происходит в соответствии с положениями 442-ФЗ «Об образовании в РФ». В Концепции указан перечень учреждений и организаций, которые обязаны на регулярной основе заниматься выявлением детей, нуждающихся в услугах ранней помощи: − организации здравоохранения, − организации социального обслуживания населения, − организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, − федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, − организации, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляющие услуги по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет, − центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, − психолого-медико-педагогические комиссии, − дошкольные образовательные организации. Механизмом выявления детей целевой группы является проведение регулярной оценки состояния здоровья ребенка, особенностей развития и функционирования ребенка, изучение условий жизни ребенка. Наличие критериев в соответствии с разделом 2 позволяет сделать заключение о том, что ребенок нуждается в услугах ранней помощи. Оценка состояния здоровья и развития ребенка проводится, в первую очередь, в организациях системы здравоохранения, включая родовспомогательные организации, детские поликлиники и стационары, а также на основе патронажного сопровождения ребенка, во время которого осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием ребенка (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2006 N 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового»). В случае выявления женщины с риском рождения ребенка с патологией в женских консультациях и родовспомогательных организациях, специалисты по ранней помощи привлекаются к деятельности по семейно-психологическому консультированию в соответствии с Методическими рекомендациями по профилактике отказов от новорожденных, разработанных Минздравом РФ (2014 г) Оценка особенностей развития и функционирования ребенка может осуществляться в системе образования, определение нуждаемости детей из группы социального риска - в системе социального обслуживания. Важным фактором своевременного выявления нарушений развития у ребенка является возможность самих родителей обратиться в организации, 3 предоставляющие услуги ранней помощи самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии. 2. Перечень критериев, служащих основанием для направления ребенка и семьи в организации, предоставляющие услуги ранней помощи

2.1. Ребенок от рождения до трех лет имеет статус «ребенка-инвалида», подтвержденный действующей справкой об установлении категории «ребенок-инвалид», выданной учреждением МСЭ на основании закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

 2.2. У ребенка от рождения до трех лет выявлено генетическое или хромосомное заболевание, что подтверждено справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений".

 2.3. У ребенка от рождения до трех лет выявлено заболевание, приводящее к расстройствам функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других). Факт наличия заболевания подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений".

 2.4. У ребенка от рождения до трех лет выявлено нарушение функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением и других) (детализация - Приложение 1). Факт наличия нарушения функций организма подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений".

2.5. Ребенок от рождения до трех лет, воспитывается в государственном казенном учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ст. 1, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О дополнительных гарантиях по 4 социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

 2.6. Ребенок от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении, что выявляется организациями социальной защиты населения, здравоохранения, образовательными организациями, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства. Основание: Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», Федеральный закон от 24.06.1999 N 120- ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

 2.7. Ребенок от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссией на основании Ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России №1082 "Об утверждении положения о ПМПК от 20.09.2013". 2.8. Ребенок от рождения до трех лет имеет отставание в развитии, испытывает трудности поведения, адаптации, формирования психического здоровья Ребёнок от рождения до трех лет имеет отставание в развитии, испытывает трудности поведения, адаптации, формирования психического здоровья, что подтверждено заключением междисциплинарного консилиума организации на основании результатов первичного приёма, проведённого по самостоятельному обращению родителей (законных представителей). В состав междисциплинарного консилиума входят специалисты подразделения/организации, предоставляющей услуги ранней помощи. При этом оценка профиля развития ребенка производится по категориям Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Основание: Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения", Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи». 5

 2.9. Ребенок в возрасте от 3 до 8 лет, являющийся ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья, получавший услуги ранней помощи до 3-х лет, не посещает образовательную организацию. Основание продолжения предоставления услуг ранней помощи – заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума организации, в состав которого входят специалисты подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи). Основание: Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения", Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи».

 2.10. Ребенок в возрасте от 3 до 8 лет, являющийся ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья, получавший услуги ранней помощи до 3-х лет, посещает группу образовательной организации, реализующей только общеразвивающую общеобразовательную программу или предоставляющую только услуги присмотра и ухода. Основание продолжения предоставления услуг ранней помощи – заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное в соответствии со Ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России №1082 "Об утверждении положения о ПМПК от 20.09.2013".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития речи у детей раннего возраста

Увеличение словарного запаса у детей раннего возраста...

Методические рекомендации по применению проекта «Путешествие в мир профессий» созданного с помощью системы «MimioStudio» в совместной деятельности с детьми 5-6 лет

Название проекта: «Путешествие в мир профессий».Тип проекта: для дошкольников, краткосрочный.Возраст: старшая группа 5-6 лет.Автор: Зареева Ольга Юрьевна - воспитатель.Образовательное учреждение:...

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для определения целей и задач занятий по развитию речи дошкольников"

Материал предназначен для консультации с педагогами ДОУ по определению и составлению целей и задач к НОД по речевому развитию...

Методические рекомендации по оформлению и применению в работе полученных знаний и умений на семинарах (вебинарах).

Методические рекомендации по оформлению и применению в работе полученных знаний и умений на семинарах (вебинарах).Вебинар - это онлайн-семинар, разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч ...

Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ

Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятел...