Построение инклюзивного процесса в комбинированной группе детского сада
консультация по коррекционной педагогике

Веселова Светлана Анатольевна

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе есть дети с такими потребностями, при том что дети с различными нарушениями: нарушение зрения, ЗПР, легкая умственная отсталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie._veselova_s.a_2.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Построение инклюзивного процесса

в комбинированной группе детского сада

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе есть дети с такими потребностями, при том что дети с различными нарушениями: нарушение зрения, ЗПР, легкая умственная отсталость.

             Организация работы с детьми с ограниченными возможностями в нашем детском саду является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошкольных учреждениях. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного обучения была построена в группе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, где особое внимание уделяется всем видам детской деятельности. Предметом моей деятельности стало отношение группы детей к ребенку с ограниченными возможностями, роль и место его в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы является процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в социальной среде.

         Основная цель была направлена на организацию работу инклюзивного обучения в группе, что и послужило определением и постановкой образовательных задач: создать условия, способствующие освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников; оказать консультативную помощь родителям; организовать коррекционную работу в группе.

 В своей работе руководствуюсь основными принципами инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников.

Инклюзивное образование – это новая форма работы в дошкольном учреждении. Прежде, чем идти на этот шаг, я много изучила литературы, опыт своих коллег по интернет - ресурсам, задавала себе один и тот же вопрос «А смогу ли я?». Ответ нашелся быстро, в этом помогли сами дети. Развитие социальных навыков с особым ребенком, посещающим детский сад, осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения посредством проведения игровых методик включающих в себя серию игровых форм, социально-ориентированных игровых заданий.

  1. Особое внимание уделяю построению

предметно – развивающей среды.

В соответствии с ФОП большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности использую принципы организации предметно-развивающей среды:

  • Среда должна быть безопасной;
  • Среда должна быть комфортной и уютной;
  • Развивающая среда должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
  • Среда должна быть информативной;
  • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

 Широко использую систему дидактических игр: «Игрушки», «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой с этой игрушкой?», «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Запомни и найди», на развитие временных представлений, игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», которые были направлены на ориентировку в пространстве, развитие фонетического слуха.

Для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок и временных представлений, памяти использую  комплекс игровых методик:

  • Сказкотерапия.  Сказка помогает  решить многие психологические проблемы. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Сказкотерапия для детей используется и в борьбе с негативными качествами характера, в этом деле на помощь приходят всем известные художественные сказки.
  • Релаксационные упражнения. Использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
  • Цветотерапия позволяет мне узнавать настроение детей, прежде чем распределить обязанности в группе, или дать определенную нагрузку на ребенка в любом виде деятельности.

На развитие восприятия цвета использую такие игры, как: «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник? ». На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке? ».

  1. Организация отношений между участниками образовательного процесса.

Для того, чтобы повысить общее качество образовательного процесса администрация, педагоги, специалисты дети и родители работают в сотрудничестве друг с другом;

  • оказываем друг другу помощь и получаем ее, предоставляем обратную связь;
  • уважительно относимся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый нами в общее дело;
  • эффективно работаем в команде для достижения общей цели, такую например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей  и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана ребенка.

Для реализации целей инклюзии в нашем ДОУ работают специалисты разного профиля: учитель – логопед, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

  1. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основе. Для меня, основное, что пронизывает жизни инклюзивной группы – это позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других.

Я выделила основные задачи жизнедеятельности детей в инклюзивной группе:

  • Создание общности детей и взрослых – «вместе мы группа», основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
  • Формирование поддерживать друг друга;
  • Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
  • Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
  • Развитие навыков и умений игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
  • Формирование навыков самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализую в следующих формах:

  • Индивидуальные занятия со специалистами – направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Индивидуальные занятия проводятся специалистами согласно графику.
  • Индивидуальные занятия в свободной деятельности провожу по рекомендациям учителя-дефектолога и учителя-логопеда (в соответствии с картами взаимодействия).
  • Совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми – я способствую взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом.
  • Фронтальные занятия - могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга, где дети и взрослый играют вместе в особой – спокойной и доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, можно взяться за руки. Построение в круг и взявшись за руки стала традицией в начале каждого нашего занятия.
  • Праздники, различные конкурсы важная составляющая  инклюзивного процесса. Дети с ОВЗ наравне со всеми участвуют в различных конкурсах, развлечениях и праздниках
  1. Взаимодействие с родителями.

Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа включает в себя мониторинг психологического климата в семье. Проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних условиях, оказание консультативной  и практической помощи. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с ОВЗ, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

При изучении семьи и установлении контактов использую следующие методы:

  • Анкетирование;
  • Опрос;
  • Беседа с членами семьи;
  • Наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное).

В своей работе с родителями использую следующие методы:

  • Индивидуальная работа с родителями. Беседы и консультации провожу по запросам родителей,  и по плану индивидуальной работы с родителями;  цель – оказать индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания).

Консультации: «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей ";

Беседы: «В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ».

  • Анкетирование и опросы провожу по мере необходимости.

  • Организация конкурсов для родителей и детей.

Конкурсы  воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также: укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй; побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду; стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности; создают приподнятую эмоциональную атмосферу в преддверии праздников.

В этом году мы провели такие конкурсы как: «Моя любимая игрушка»,

«Мой любимый мультфильм», «Мой домашний питомец».

  • День открытых дверей. Каждый родитель хочет знать, чем занимается его ребёнок в детском саду, интересна ли его жизнь. Показать, как же протекает жизнь детей в стенах детского сада, это и было главной задачей Дня открытых дверей. Коллектив педагогов стремился показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка и укрепления его здоровья. С 8 часов утра детский сад гостеприимно открыл свои двери. Взрослым выпала возможность вместе со своими детьми прожить один день в детском саду. Родители смогли познакомиться с непосредственно образовательной деятельностью детей в области познавательного развития, речевого развития, художественного – эстетического развития, познакомились с организацией и содержанием режимных моментов, с предметно – развивающей средой в группах, игровой деятельностью детей.
  • Родительские уголки. Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью. Создаем фотоотчеты  о мероприятиях. Так же у нас есть страничка группы в социальной сети.

Подготовлены консультации для родителей: «Советы как сохранить зрение», «Питание для здоровых глаз», «Советы родителям, воспитывающих детей с ОВЗ» и др.

Дети, имеющие проблемы в развитии, - сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связях детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Таким образом, только при совместной, постоянной и непрерывной работе всех участников образовательного процесса, только при большом желании всех сторон будет положительный результат, появится то взаимопонимание, к которому стремятся и воспитатели, и родители и детский сад в целом. Любому ребенку, в любом возрасте, с абсолютно любым ограничением в здоровье хочется быть окруженным теплотой и любовью не только у себя дома, но и в детском саду, который по праву можно назвать вторым домом, где ребенок проводит свою, пускай маленькую, детскую, но очень интересную, насыщенную жизнь.

Литература:

  1. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005.
  3. Сатир В. Психотерапия семьи. – М., 2010.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада"

В консультации педагогам даны практические рекомендации по организации  развивающей среды в группе для детей с ОВЗ....

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...

Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес".

Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес"....

Построение развивающей среды в средней группе детского сада.

Развивающая предметная среда детства — это система условий, обес-печивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для п...

Построение предметно-пространственной среды в группе детского сада

ull;Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  Группы, приспособленной для реализации Программы для развити...

Мероприятия, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда в подготовительной комбинированной группе детского сада.

Актуальность.Самые страшные даты Великой Отечественной войны: 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года – блокада Ленинграда. Это событие носит трагический и героический характер в истори...