Построение инклюзивного процесса в комбинированной группе детского сада
консультация по коррекционной педагогике
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе есть дети с такими потребностями, при том что дети с различными нарушениями: нарушение зрения, ЗПР, легкая умственная отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie._veselova_s.a_2.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Построение инклюзивного процесса
в комбинированной группе детского сада
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе есть дети с такими потребностями, при том что дети с различными нарушениями: нарушение зрения, ЗПР, легкая умственная отсталость.
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями в нашем детском саду является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошкольных учреждениях. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного обучения была построена в группе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, где особое внимание уделяется всем видам детской деятельности. Предметом моей деятельности стало отношение группы детей к ребенку с ограниченными возможностями, роль и место его в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы является процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в социальной среде.
Основная цель была направлена на организацию работу инклюзивного обучения в группе, что и послужило определением и постановкой образовательных задач: создать условия, способствующие освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников; оказать консультативную помощь родителям; организовать коррекционную работу в группе.
В своей работе руководствуюсь основными принципами инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников.
Инклюзивное образование – это новая форма работы в дошкольном учреждении. Прежде, чем идти на этот шаг, я много изучила литературы, опыт своих коллег по интернет - ресурсам, задавала себе один и тот же вопрос «А смогу ли я?». Ответ нашелся быстро, в этом помогли сами дети. Развитие социальных навыков с особым ребенком, посещающим детский сад, осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения посредством проведения игровых методик включающих в себя серию игровых форм, социально-ориентированных игровых заданий.
- Особое внимание уделяю построению
предметно – развивающей среды.
В соответствии с ФОП большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности использую принципы организации предметно-развивающей среды:
- Среда должна быть безопасной;
- Среда должна быть комфортной и уютной;
- Развивающая среда должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
- Среда должна быть информативной;
- Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.
Широко использую систему дидактических игр: «Игрушки», «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой с этой игрушкой?», «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Запомни и найди», на развитие временных представлений, игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», которые были направлены на ориентировку в пространстве, развитие фонетического слуха.
Для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок и временных представлений, памяти использую комплекс игровых методик:
- Сказкотерапия. Сказка помогает решить многие психологические проблемы. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Сказкотерапия для детей используется и в борьбе с негативными качествами характера, в этом деле на помощь приходят всем известные художественные сказки.
- Релаксационные упражнения. Использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
- Цветотерапия позволяет мне узнавать настроение детей, прежде чем распределить обязанности в группе, или дать определенную нагрузку на ребенка в любом виде деятельности.
На развитие восприятия цвета использую такие игры, как: «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник? ». На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке? ».
- Организация отношений между участниками образовательного процесса.
Для того, чтобы повысить общее качество образовательного процесса администрация, педагоги, специалисты дети и родители работают в сотрудничестве друг с другом;
- оказываем друг другу помощь и получаем ее, предоставляем обратную связь;
- уважительно относимся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый нами в общее дело;
- эффективно работаем в команде для достижения общей цели, такую например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана ребенка.
Для реализации целей инклюзии в нашем ДОУ работают специалисты разного профиля: учитель – логопед, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основе. Для меня, основное, что пронизывает жизни инклюзивной группы – это позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других.
Я выделила основные задачи жизнедеятельности детей в инклюзивной группе:
- Создание общности детей и взрослых – «вместе мы группа», основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- Формирование поддерживать друг друга;
- Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
- Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- Развитие навыков и умений игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
- Формирование навыков самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализую в следующих формах:
- Индивидуальные занятия со специалистами – направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Индивидуальные занятия проводятся специалистами согласно графику.
- Индивидуальные занятия в свободной деятельности провожу по рекомендациям учителя-дефектолога и учителя-логопеда (в соответствии с картами взаимодействия).
- Совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми – я способствую взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом.
- Фронтальные занятия - могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга, где дети и взрослый играют вместе в особой – спокойной и доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, можно взяться за руки. Построение в круг и взявшись за руки стала традицией в начале каждого нашего занятия.
- Праздники, различные конкурсы важная составляющая инклюзивного процесса. Дети с ОВЗ наравне со всеми участвуют в различных конкурсах, развлечениях и праздниках
- Взаимодействие с родителями.
Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа включает в себя мониторинг психологического климата в семье. Проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних условиях, оказание консультативной и практической помощи. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с ОВЗ, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
При изучении семьи и установлении контактов использую следующие методы:
- Анкетирование;
- Опрос;
- Беседа с членами семьи;
- Наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное).
В своей работе с родителями использую следующие методы:
- Индивидуальная работа с родителями. Беседы и консультации провожу по запросам родителей, и по плану индивидуальной работы с родителями; цель – оказать индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания).
Консультации: «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей ";
Беседы: «В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ».
Анкетирование и опросы провожу по мере необходимости.
- Организация конкурсов для родителей и детей.
Конкурсы воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также: укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй; побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду; стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности; создают приподнятую эмоциональную атмосферу в преддверии праздников.
В этом году мы провели такие конкурсы как: «Моя любимая игрушка»,
«Мой любимый мультфильм», «Мой домашний питомец».
- День открытых дверей. Каждый родитель хочет знать, чем занимается его ребёнок в детском саду, интересна ли его жизнь. Показать, как же протекает жизнь детей в стенах детского сада, это и было главной задачей Дня открытых дверей. Коллектив педагогов стремился показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка и укрепления его здоровья. С 8 часов утра детский сад гостеприимно открыл свои двери. Взрослым выпала возможность вместе со своими детьми прожить один день в детском саду. Родители смогли познакомиться с непосредственно образовательной деятельностью детей в области познавательного развития, речевого развития, художественного – эстетического развития, познакомились с организацией и содержанием режимных моментов, с предметно – развивающей средой в группах, игровой деятельностью детей.
- Родительские уголки. Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью. Создаем фотоотчеты о мероприятиях. Так же у нас есть страничка группы в социальной сети.
Подготовлены консультации для родителей: «Советы как сохранить зрение», «Питание для здоровых глаз», «Советы родителям, воспитывающих детей с ОВЗ» и др.
Дети, имеющие проблемы в развитии, - сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связях детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.
Таким образом, только при совместной, постоянной и непрерывной работе всех участников образовательного процесса, только при большом желании всех сторон будет положительный результат, появится то взаимопонимание, к которому стремятся и воспитатели, и родители и детский сад в целом. Любому ребенку, в любом возрасте, с абсолютно любым ограничением в здоровье хочется быть окруженным теплотой и любовью не только у себя дома, но и в детском саду, который по праву можно назвать вторым домом, где ребенок проводит свою, пускай маленькую, детскую, но очень интересную, насыщенную жизнь.
Литература:
- Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005.
- Сатир В. Психотерапия семьи. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада"
В консультации педагогам даны практические рекомендации по организации развивающей среды в группе для детей с ОВЗ....
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.
Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...
Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес".
Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес"....
Построение развивающей среды в средней группе детского сада.
Развивающая предметная среда детства — это система условий, обес-печивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для п...
Построение предметно-пространственной среды в группе детского сада
ull;Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, приспособленной для реализации Программы для развити...
Мероприятия, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда в подготовительной комбинированной группе детского сада.
Актуальность.Самые страшные даты Великой Отечественной войны: 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года – блокада Ленинграда. Это событие носит трагический и героический характер в истори...