«Нейропсихологические (межполушарное взаимодействие) в работе с детьми.
консультация по коррекционной педагогике
Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.
Как известно, левое и правое полушария работают по-разному:
Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.
Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении.
Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:
- слабая способность к запоминанию;
- необоснованная агрессия у ребенка;
- проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
- ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
- в письме присутствует зеркальное отражение;
- малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
- не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.
Развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические и нейропсихологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Развивать межполушарные связи очень просто, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.
Сегодня мы хотим вас познакомить вас с такой технологией, как нейропсихологические и кинезиологические игры и упражнения.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Нейрокинезиологические игры и упражнения – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи. Систематическое использование нейрокинезиологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на обучение, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Приглашаю вас попробовать выполнить упражнения и игры, которые мы используем в образовательной деятельности с детьми. Как правило, сначала бывает трудно, но через несколько минут наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически. Некоторые упражнения могут показаться вообще пустяковыми, но в процессе выполнения, Вы заметите, что это не так просто, как кажется.
Игры за столом, в кругу.
- Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым, затем по памяти 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
2.Упражнение «Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усло
3.Упражнение «Перекрестное марширование»
«Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге
4.Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
5.Упражнение «Лягушка»
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
6.Упражнение «Оладушки»
Мы играли в ладушки- жарили оладушки.
Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.
Игра «Нейродорожки»
Игра «Нейроклассики»
Нейроигра «Кулачок- ладошка- ребро»
Упр «Зашумлетивные картинки»
Игры из подручного материала «Кастрюля, ложка», «Прищепка, брусок, магнит»
Упр «Нейротренажер» дверь
Игра «Кулак, ладошки»
Напольная игра «Ножки-ладошки»
Ритмичная нейроигра «Хлопок, ладошка»
Игра «Попробуй, повтори»
Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке. С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции.
Игра «Муха»
Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха. Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.
Таких упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом. После таких игр ребенок учится быстрее двигаться, улучшается память, координация движений оттачивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropolusharnoe_vzaimodeystvie.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейропсихологические (межполушарное взаимодействие) в
работе с детьми.
Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.
Как известно, левое и правое полушария работают по-разному:
Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.
Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении.
Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:
- слабая способность к запоминанию;
- необоснованная агрессия у ребенка;
- проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
- ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
- в письме присутствует зеркальное отражение;
- малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
- не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.
Развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические и нейропсихологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Развивать межполушарные связи очень просто, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.
Сегодня мы хотим вас познакомить вас с такой технологией, как нейропсихологические и кинезиологические игры и упражнения.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Нейрокинезиологические игры и упражнения – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи. Систематическое использование нейрокинезиологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на обучение, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Приглашаю вас попробовать выполнить упражнения и игры, которые мы используем в образовательной деятельности с детьми. Как правило, сначала бывает трудно, но через несколько минут наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически. Некоторые упражнения могут показаться вообще пустяковыми, но в процессе выполнения, Вы заметите, что это не так просто, как кажется.
Игры за столом, в кругу.
- Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым, затем по памяти 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
2.Упражнение «Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усло
3.Упражнение «Перекрестное марширование»
«Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге
4.Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
5.Упражнение «Лягушка»
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
6.Упражнение «Оладушки»
Мы играли в ладушки- жарили оладушки.
Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.
Игра «Нейродорожки»
Игра «Нейроклассики»
Нейроигра «Кулачок- ладошка- ребро»
Упр «Зашумлетивные картинки»
Игры из подручного материала «Кастрюля, ложка», «Прищепка, брусок, магнит»
Упр «Нейротренажер» дверь
Игра «Кулак, ладошки»
Напольная игра «Ножки-ладошки»
Ритмичная нейроигра «Хлопок, ладошка»
Игра «Попробуй, повтори»
Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке. С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции.
Игра «Муха»
Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха. Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.
Таких упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом. После таких игр ребенок учится быстрее двигаться, улучшается память, координация движений оттачивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
Метод замещающего онтогенеза как базовая нейропсихологическая технология преодоления проблем в развитии мозга человека. Способы применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста....
Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
В статье дается описание метода замещающего онтогенеза как базовой нейропсихологической технологии преодоления проблем в развитии мозга человека. Также рассматривается вопрос применения данного метода...
Повалюхина Т.А. Презентация "Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми с нарушением речи"
Презентация для учителей-логопедов дошкольных учреждений...
«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»
сообщение на педагогическом совете...
Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в работе учителя - логопеда
Даннный материал отражает в себе следующие тезисы: признаки слабого межполушарного взаимодействия, признаки его несформированности, игры для развития межполушарных связей....
Игры на формирование межполушарных взаимодействий в работе с детьми с ОНР
В статье описывается опыт работы с играми на формирование межполушарного взаимодействия для детей с общим недоразвитием речи разных уровней....
Использование нейропсихологических техник в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ. «Из опыта работы».
В конце прошлого века учеными были проведены несколько исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в головном мозге. Глубже этим вопросом занимали...