«Дошкольное образование. Коммуникативная компетентность педагога»
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
«Дошкольное образование. Коммуникативная компетентность»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наш детский сад является пилотной площадкой по реализации проекта «Развитие личностно-развивающей образовательной среды», где коммуникативная компетентность педагога рассматривается как значимый фактор развития личности ребенка.
И является ключевой компетентностью, так как педагогическая деятельность в своей основе имеет общение. Коммуникативные компетенции педагога включают как гибкие надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми, так и узкие профессиональные навыки, которые позволяют решать конкретные задачи в работе педагога дошкольного образования.
Знание технологий, методов и средств эффективного педагогического общения, представления о нормативных требованиях к деятельности педагога и подходах к построению партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников позволяет успешно решать профессиональные задачи. Особенно это касается ситуаций, когда необходимо убедить, побудить к действию, эмоционально воздействовать, создать позитивный психологический климат.
Нормативными документами в области образования заданы требования к обязанностям, ответственности, трудовым действиям и умениям педагогов.
Согласно содержанию нормативных требований, мы сделали вывод о необходимости разработки и реализации мероприятий по повышению компетентности педагогов в вопросах поддержания эмоционального благополучия ребенка через:
- непосредственное уважительное общение с каждым ребенком;
- формирование и поддержку их положительной самооценки;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- построение партнерского взаимодействия с родителями.
Изучая педагогическое общение мы выделили структуру, включающую:
– моделирование педагогом предстоящего общения с группой детей (прогностический этап);
– организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака);
– управление общением в ходе педагогического процесса;
– анализ и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Однако при реализации педагогического общения ряд педагогов испытывает трудности, которые связаны с отсутствием у педагогов тех или иных умений.
Для значительной части педагогов характерна в информационно-деловое общение с явно выраженной авторитарностью.
Есть педагоги, которые не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Искусству разговора следует учиться. Мы считаем, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. Используя различные формы и методы работы.
Задача психолого-педагогической службы ДОУ – обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с коллегами, воспитанниками и их родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. Одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а психолого-педагогический тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с участниками образовательных отношений.
Тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности с помощью приобретения жизненного опыта в группе людей. На наших встречах мы развиваем навыки эффективной коммуникации, которые применяем в своей профессиональной деятельности.
Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.
Управление общением в образовательном процессе предполагает овладение педагогом умениями:
– распределять внимание поддерживать его устойчивость;
– выбирать по отношению к группе детей и отдельным воспитанникам наиболее подходящий способ поведения и обращения;
– анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;
– создавать опыт эмоциональных переживаний детей, обеспечивать атмосферу благополучия в группе;
– управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия;
– передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом и личностным отношением;
– владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ребенка);
– поблагодарить воспитанника, при необходимости извиниться перед ним;
– поддерживать равное отношение ко всем детям;
– относиться с юмором к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ребенка, не прерывая его речи и действий;
– воздействовать на воспитанника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ребенка желаемого качества;
– действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной;
– открыто предъявлять собеседнику свою позицию;
– считаться с другим мнением; – отстаивать свою точку зрения и убеждать других;
– владеть средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики);
– сотрудничать, организовать коллективную учебнотворческую деятельность;
– решать конфликт и достойно выходить из него.
В то же время педагогическая практика показывает, что имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки и качества педагога могут остаться нереализованными в деятельности, если у него не будет сформирована психологическая установка на педагогическое общение с детьми.
Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как отдельных детей, так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в общении с воспитанниками, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам детей.
Другими словами, это способы реализации аффективной функции, умения проявлять свои чувства как бы «по заказу», в рамках педагогической целесообразности».
К умениям и навыкам педагогического общения необходимо отнести следующие:
– управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действии;
– регулировать свои психические состояния: вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т. п.;
– владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, вопроса, совета, пожелания и т. п.);
– располагать к себе собеседника, образно передавать информацию;
– мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением;
–выбрать правильный стиль и тон в общении.
Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:
- снятие барьеров в общении;
- управление собственным поведением;
- выработка адекватной самооценки;
- выработка навыков саморегуляции;
- выстраивание партнерского взаимодействия с родителями.
Коммуникативная компетентность позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения; раскрывает личностный потенциал каждого, повышает профессиональный уровень и статус педагога.
Научившись общаться эффективно, вы в каждом разговоре будете чувствовать себя свободно и уверенно.
Благодарю за эффективное общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений
Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования
Шагая в ногу со временем, современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам воспитателя. Человек, работающий с детьми, непременно должен любить детей, быть до...
«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»
В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....
«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...