«Дошкольное образование. Коммуникативная компетентность педагога»
консультация по коррекционной педагогике

Амирова Василя Раисовна

консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

  «Дошкольное образование. Коммуникативная компетентность»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш детский сад является пилотной площадкой по реализации проекта «Развитие личностно-развивающей образовательной среды», где коммуникативная компетентность педагога рассматривается как значимый фактор развития личности ребенка.

И является ключевой компетентностью, так как педагогическая деятельность в своей основе имеет общение. Коммуникативные компетенции педагога включают как гибкие надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми, так и узкие профессиональные навыки, которые позволяют решать конкретные задачи в работе педагога дошкольного образования.

Знание технологий, методов и средств эффективного педагогического общения, представления о нормативных требованиях к деятельности педагога и подходах к построению партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников позволяет успешно решать профессиональные задачи. Особенно это касается ситуаций, когда необходимо убедить, побудить к действию, эмоционально воздействовать, создать позитивный психологический климат.

Нормативными документами в области образования заданы требования к обязанностям, ответственности, трудовым действиям и умениям педагогов.

Согласно содержанию нормативных требований, мы сделали вывод о необходимости разработки и реализации мероприятий по повышению компетентности педагогов в вопросах поддержания эмоционального благополучия ребенка через:

  • непосредственное уважительное общение с каждым ребенком;
  • формирование и поддержку их положительной самооценки;
  • развитие коммуникативных способностей детей;
  • построение партнерского взаимодействия с родителями.

Изучая педагогическое общение мы выделили структуру, включающую:

– моделирование педагогом предстоящего общения с группой детей (прогностический этап);

– организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака);

– управление общением в ходе педагогического процесса;

– анализ и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Однако при реализации педагогического общения ряд педагогов испытывает трудности, которые связаны с отсутствием у педагогов тех или иных умений.

Для значительной части педагогов характерна в информационно-деловое общение с явно выраженной авторитарностью.

Есть педагоги, которые не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Искусству разговора следует учиться. Мы считаем, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. Используя различные формы и методы работы.

Задача психолого-педагогической службы ДОУ – обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с коллегами, воспитанниками и их родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. Одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а психолого-педагогический тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности с помощью приобретения жизненного опыта в группе людей. На наших встречах мы  развиваем навыки эффективной коммуникации, которые применяем в своей профессиональной деятельности.

Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.

Управление общением в образовательном процессе предполагает овладение педагогом умениями:

– распределять внимание поддерживать его устойчивость;

– выбирать по отношению к группе детей и отдельным воспитанникам наиболее подходящий способ поведения и обращения;

– анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;

– создавать опыт эмоциональных переживаний детей, обеспечивать атмосферу благополучия в группе;

– управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия;

– передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом и личностным отношением;

– владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ребенка);

– поблагодарить воспитанника, при необходимости извиниться перед ним;

– поддерживать равное отношение ко всем детям;

– относиться с юмором к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ребенка, не прерывая его речи и действий;

– воздействовать на воспитанника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ребенка желаемого качества;

– действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной;

– открыто предъявлять собеседнику свою позицию;

– считаться с другим мнением; – отстаивать свою точку зрения и убеждать других;

– владеть средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики);

– сотрудничать, организовать коллективную учебнотворческую деятельность;

– решать конфликт и достойно выходить из него.

В то же время педагогическая практика показывает, что имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки и качества педагога могут остаться нереализованными в деятельности, если у него не будет сформирована психологическая установка на педагогическое общение с детьми.

Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как отдельных детей, так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в общении с воспитанниками, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам детей.

Другими словами, это способы реализации аффективной функции, умения проявлять свои чувства как бы «по заказу», в рамках педагогической целесообразности».

К умениям и навыкам педагогического общения необходимо отнести следующие:

– управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действии;

– регулировать свои психические состояния: вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т. п.;

– владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, вопроса, совета, пожелания и т. п.);

– располагать к себе собеседника, образно передавать информацию;

– мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением;

–выбрать правильный стиль и тон в общении.

Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:

  • снятие барьеров в общении;
  • управление собственным поведением;
  • выработка адекватной самооценки;
  • выработка навыков саморегуляции;
  • выстраивание партнерского взаимодействия с родителями.

Коммуникативная компетентность позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения; раскрывает личностный потенциал каждого, повышает профессиональный уровень и статус педагога.

Научившись общаться эффективно, вы в каждом разговоре будете чувствовать себя свободно и уверенно.

Благодарю за эффективное общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений

Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования

Шагая в ногу со временем, современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам воспитателя. Человек, работающий с детьми, непременно должен любить детей, быть до...

«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»

В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...