Методическая разработка дидактических игр по формированию сенсорных представлений у детей ЗПР (старший возраст)
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дидактические игры представляют собой специально разработанные игровые занятия для детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста, направленные на формирование сенсорных представлений и развитие познавательной активности. Игры способствуют развитию восприятия цвета, формы, величины, а также пространственных и временных понятий через интерактивные задания, адаптированные под индивидуальные особенности каждого ребенка. Эти игры помогают разнообразить образовательный процесс, делая его увлекательным и доступным для всех участников, способствуя успешной социализации и подготовке к дальнейшему обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Учителя-дефектолога Алексеевой И.Н.
Дидактическая игра: «Длинный-короткий»
Цель: развивать сенсорные представления, различать предметы по длине, закреплять понятия «длинный - короткий», «длиннее – короче», отражать результат сравнения в речи. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память)
Оборудование: палочки Кьюзенера разной длины и цвета
Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел. Учитель-дефектолог рассматривает палочки Кьюзенера разного цвета и разной длины. Затем детям предлагается карточки и палочки Кьюзенера разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
Дидактическая игра «Вкладыши»
Цель: учить названия геометрических фигур, выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать высшие психические функции (память, мышление внимание).
Оборудование: набор геометрических фигур, трафареты
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 3-4 чел. Учитель-дефектолог показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.
Дидактическая игра «Найди такой же цвет»
Цель: продолжать развивать сенсорные представления, закрепить основные цвета, соотносить их и называть основные цвета.
Оборудование: карточки с изображением цветов
Ход игры: Игра проводится с 4-5 чел. Учитель-дефектолог показывает детям большие
иллюстрации цветов разного цвета. Дети называют какого цвета эти цветы. Детям раздаются карточки с изображением цветов, рассмотрев их, предлагается показать такой же цветок, какой показывает учитель-дефектолог.
Дидактическая игра «Обведи и заштрихуй»
Цель: Развивать и закреплять сенсорные представления детей. Развивать высшие психические функции. Развивать мелкую моторику. умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
Оборудование: трафареты с изображением геометрических фигур, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход игры: Учитель-дефектолог показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, повторяют цвета. Затем детям предлагается заштриховать геометрическую фигуру определенным цветом.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: Развивать элементарные математические и сенсорные представления, развивать внимание мышление.
Ход игры: Игры проводятся с 2-3 детьми. Учитель-дефектолог показывает на магнитной доске картинки с изображением игрушек, на карточках изображены одна или несколько игрушек. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
Дидактическая игра «Разноцветные клубки и прищепки»
Цель: развивать сенсорные представления, высшие психические функции, развивать мелкую моторику.
Оборудование: кукла и разноцветные клубки
Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел. Учитель-дефектолог показывает куклу и сообщает, что котята размотали все клубочки, предлагает детям смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. результативную активность.
Дидактическая игра «Большой, меньше, маленький»
Цель: развивать сенсорные представления. Учить названия геометрических фигур и соотносить их. Закреплять понятия «большой, меньше, маленький», и отражать результат сравнения в речи. Развивать высшие психические функции.
Оборудование: набор геометрических фигур разного цвета
Ход игры: Игра проводится с 2-3 детьми. Учитель-дефектолог показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Покажи квадрат меньше желтого цвета» и т.д.
Дидактическая игра «Покажи такую же фигуру»
Цель: развивать сенсорные представления. Учить находить и соотносить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Развивать высшие психические функции.
Оборудование: набор геометрический фигур разного цвета, заяц, коробка
Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел. К детям приходит заяц, который принес коробку с геометрическими фигурами. Далее детям предлагается назвать цвет и название геометрической фигуры. Детям раздаются наборы фигур, и учитель-дефектолог предлагает найти такую же фигуру
Дидактическая игра «Группировка по цвету»
Цель: развивать сенсорные представления. Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов. Развивать высшие психические функций.
Оборудование: игрушки, цветы, одежда разных цветов
Ход игры: У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Дефектолог показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...
Методическая разработка коррекционно-развивающей программы «Формирование сенсорной культуры у детей посредством использования дидактических игр и интегрированных пособий»
Программа посвящена одной из наиболее значимых проблем дошкольной коррекционной педагогики – формированию основ сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.В программе ...
газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
сообщение к обобщению опыта на тему "Формирование сенсорных представлений у детей младшего школьного возраста посредством системы дидактических игр"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
Роль дидактических игр при формировании сенсорных представлений у детей 3-4 лет.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чер...
Методическая разработка. Дидактические игры по формированию математических представлений в старшем дошкольном возрасте
-Количество и счет -Форма -Ориентировка во времени -Ориентировка в пространстве -Величина -Работа с родителями ...
Методическое пособие "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач се...