газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»
статья (младшая группа) на тему
детский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск
Газета «Мои педагогические находки»
«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы
дидактических игр»
Подготовила :
Воспитатель
Соловьёва Алла Викторовна
Брянск 2017 г.
Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использованиях.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Представители педагогики считают, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.
Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того, чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
- восприятие целостного облика предмета;
- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
- повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Сравнение - это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Таким образом, под сенсорным воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Оно является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Важной частью сенсорного развития являются сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Сенсорное воспитание в детском саду - ознакомление со свойствами формы, величины и цвета. Это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение в формировании зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети. Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать невербальное и вербальное воображение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, затронутую в сказке, понимать эмоциональные состояния героев сказки. В совокупности это способствует сенсорному развитию ребенка. Низкий уровень сенсорного развития, в свою очередь, резко снижает возможности успешного обучения ребенка.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
,, Чудесный мешочек,,
,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) ,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
«Какой это формы»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме
Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку помогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик...».
«Круг, квадрат»
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг, вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».
«Волшебная коробочка»
Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.
Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно-протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него шарик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищённым тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.
Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например - треугольные, прямоугольные.
Заштопай штанишки
Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры - заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.
Эту игру можно проводить с усложнением, например - «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Весёлые человечки
Цель: Учить детей группировать предметы по форме
Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник- домики и эти же геометрические формы маленького размера человечки.
Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это - веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем - трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
,,Сравни предметы по высоте,,
,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Большие, маленькие
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
Какой мяч больше?
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 - 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
Поручения
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:
- Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую - из маленькой;
- Покатай матрешку в большой машине;
- Поставь маленькую собаку возле матрешки;
- Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой –из маленьких;
- Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
-Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие - в большую и т.п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Угости зайчика
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.
По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.
Куклы заблудились
Цель: Та же.
Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.
Так же для обучения детей соотносить предметы по величине, можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое — маленькую птицу и т.п.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
,,Какого цвета не стало?,,
,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,,Собери гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета
Курочка и цыплята
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем - белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Ёлочки и грибочки
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку - элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.
Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» -используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.
Разноцветные бусы
Цель: Та же.
Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
Помоги матрёшке найти свои игрушки
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
Угостим медведя ягодами
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
Разноцветные шары
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками -«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске - «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.
Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.
Подбери чашки к блюдцам
Цель: Та же.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
Как уже было упомянуто выше, сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы: система геометрических форм - круг, квадрат, треугольник; цвета - синий, желтый, красный, зеленый. В связи с этим мною были придуманы сказки познавательного и обучающего содержания.
В сказке идет фантазия, игра, повтор, непроизвольное закрепление обучающего материала. Таким образом, моя сказка с использованием сенсорных эталонов, закрепляет новые знания, способствует сенсорному развитию ребенка.
Сказка о круге, квадрате и треугольнике.
Давным-давно, на лесной опушке, жили веселые геометрические фигуры: братец-треугольник, братец-круг и братец-квадрат. У каждого братца был свой домик. Жили они дружно: играли, веселились, ходили друг к другу в гости, чай пить. И все бы у них было хорошо, но в один из дней стали братья спорить.
Братец-круг говорит, что он квадрат. Братец-треугольник стал называться кругом, а братец-квадрат – треугольником. Каждая фигура перепутала свой домик. Весь день и всю ночь братья спорили между собой.
На следующее утро выглянуло солнышко, небо стало яркое, веселое. Солнышко собрало все фигуры на полянке и стало объяснять, как они называются.
Подозвало солнышко квадрат и сказало:
- Ты братец – квадрат. Потому что у тебя есть четыре угла, четыре одинаковые стороны, ты похож на платок.
Затем солнце подозвало круг:
- Ты братец-круг. Ты похож на тарелку, такое же круглое, у тебя нет углов, можешь катиться как колесо.
Последний остался треугольник:
- Ты братец -треугольник, ты похож на крышу дома. У тебя есть три угла и три стороны.
Затем все братья разошлись по своим домикам: братец-круг пошел в домик, где была круглая дверь, братец-квадрат зашел в домик, где была квадратная дверь, а братец-треугольник – в домик, где была треугольная дверь.
Вот так солнышко помирило непоседливых братце и стали они по-прежнему жить дружно и весело.
Сказка о круге и лягушонке.
Когда геометрические фигуры стали опять жить дружно, братец – круг решил пойти в поход, в лес, собрался и покатился по тропинке. Навстречу ему лягушонок.
Лягушонок спрашивает:
- Ты кто? Я возьму тебя к себе.
- Я круг, - отвечает братец-круг. Меня нельзя забирать. Я похож на тарелочку, приношу всем радость и свет. У меня нет углов, поэтому я добрый.
Лягушонок подумал и сказал:
- Точно, ты похож на мою любимую тарелочку, у меня есть круглое зеркало, на моей тележке есть колеса, похожие на тебя.
Братец-круг обрадовался, что может приносить пользу всем и покатился домой рассказать об этом своим братьям.
Сказка о треугольнике и лисичке.
Братец-треугольник тоже захотел погулять по лесу и узнать, что интересного есть в лесу.
На его пути повстречалась ель. Братец-треугольник постоял, посмотрел на нее и спросил:
- На что ты ель похожа?
Елка отвечает:
- Я похожа на твои уголочки, т.е. на тебя, платье мое такой же треугольной формы как ты.
Дальше ему повстречалась грустная белочка, у нее был зонтик, но на нем не было узоров.
- Помоги мне, треугольник, украсить мой зонтик, - сказала белочка.
И братец-треугольник разукрасил зонтик веселыми елочками.
Белочка поблагодарила треугольник и веселая пошла дальше. Братец-треугольник побежал к братьям, чтобы рассказать, что он помог лисичке.
Сказка о квадрате и зайчике.
Когда братец-квадрат узнал, что его братья круг и треугольник всем помогают, он тоже решил пойти в лес. Шел он, шел и на пригорке увидел много квадратов разных размеров, выпиленных из дерева.
- Что же из них можно сделать? – подумал братец-квадрат.
Мимо пробегал зайчик, он искал из чего же можно сделать стол. Братец-квадрат помог зайчику. Нашел он большой квадрат с четырьмя одинаковыми сторонами, прибил к нему по четырем углам ножки и получился чудесный стол для зайчика. Зайчик поблагодарил его.
Услышал лягушонок, что братец-квадрат помогает лесным жителям и решил попросить у него, что бы он смастерил стульчики для гостей.
И братец-квадрат сделал из маленьких квадратов, стульчики. Лягушонок сказал спасибо и понес стульчики домой.
Братец-квадрат понял, что он тоже умеет помогать лесным жителям.
По образцу, данных сказок можно составить множество обучающих приключений братцев геометрических фигур. В зависимости от возраста детей, в последующем в изложение сказок вводиться новые персонажи: братец-овал, братец-ромб и т.д.
В заключение хочется подчеркнуть актуальность сенсорного воспитания, помогающего овладеть ребенку способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta_.docx | 811.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель Глазко Э.Ю.
«Моя малая родина…
У каждого человека она своя,
Но для всех является той,
Путеводной звездой,
Которая на протяжении всей жизни
Определяет очень многое,
если не сказать все!»
Почему же так важно вырастить патриота своей страны?
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка. Именно поэтому знакомство с родным краем является проблемой актуальной и осознается всеми современными исследователями и педагогами.
В процессе работы над темой я познакомилась с опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию многих педагогов, различными программами, сложившимися в последние годы в разных регионах России.
В настоящее время с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о народной культуре о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Цель моей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.
Поэтому, я посчитала необходимым поставить перед собой следующие задачи:
- Знакомить детей с историей развития и становления родного края.
- Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
- Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
- Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.
- Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.
- Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.
Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед. Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.
Само же нравственно-патриотическое воспитание предполагает целенаправленное развитие нравственных, эстетических и религиозных идеалов. Восполняя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве программ предлагается курс занятий по программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности предполагающей восстановление традиционных форм и методов семейного воспитания и их использования в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Интересные находки
В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребенок может рассмотреть иллюстрации о городе Брянске, Брянской области, о растительном и животном мире родного края, о военной технике, можно воспользоваться дидактическими и настольными играми. При создании предметно-развивающей среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Я старалась учитывать такие психологические особенности дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность внимания, быстрая утомляемость и др. Исходя из этого , я использовала такие методы и приёмы как:
1. Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, её столицы, области и областном центре).
Беседа «Мой город, моя страна»
Задачи: расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, героической истории; рассказать о борьбе народа с врагом, дать понятие «землянка», «партизан»; воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, желание чтить память защитников Отечества.
Ход беседы:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Как давно был основан наш город?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Какие памятники старины есть в нашем городе?
- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
2. Практические задания (игры "Где находится памятник?", "Найди свой флаг" и "Сложи герб из фрагметов").
Дидактическая игра «Герб города»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.
Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета
лей при помощи шаблонов-накладок.
Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.
Дидактическая игра «Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Дидактическая игра «Найди свой флаг»
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Ход игры:
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение
3. Словесные задания (индивидуальные вопросы по теме: "Мой любимый Брянск").
Беседа «Брянский край»
Задачи: 1 Способствовать обогащению представлений детей о родном крае: достопримечательностях, ярких исторических событиях, знаменитых людях, прославивших наш край. 2 Способствовать развитию чувства гордости за свою малую родину, формировать бережное к ней отношение.
3. Способствовать развитию умения составлять связный описательный рассказ.
4.Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства.
Ход:
Воспитатель: ребята, почему наш город называется Брянск?
В-ль. Да. ребята, густые, непроходимые леса покрывали Брянский край в далёком прошлом. Город, расположенный в лесных дебрях, древние жители края называли Дебрянском (от слова"дебри"). С годами это название приобрело современное звучание - Брянск. Нашему городу более тысячи лет!
А что это за карта? (Брянской области, а Брянск - главный город)
В-ль. Как и другие города, наш город имеет свой герб, гимн, флаг. Какой гимн у нашего города? ("Шумел сурово Брянский лес") .
4. Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, посещение Музея памяти, конкурс рисунков, знакомство с Брянским народным костюмом.
Ничто невозможно без тематического планирования
Исследуя данную проблему, нами была разработана тематическая карта по ознакомлению дошкольников с родным городом. Были охвачены все возрастные группы в связи с тем, что в при «погружении» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разных групп, педагог получает возможность объединить их общими чувствами, переживаниями на совместных утренниках, вечерах досуга, выставках. При этом старшие дети получают возможность поделиться с младшими своим опытом, подготовить необходимые материалы, сделать подарки и т. п. Так создается детское сообщество.
Тематическая карта по ознакомлению с родным городом.
№ | Тематический блок | младший возраст | средний возраст | старший возраст |
1. | Название родного города. | + | + | + |
2. | Происхождение города, его первые поселенцы. | - | + | + |
3. | Географические особенности родного города. | - | + | + |
4. | Характерные особенности климата. | + | + | + |
5. | Достопримечательности города. | - | + | + |
6. | Труд взрослых в городе. | + | + | + |
7. | Учебные заведения. | - | + | + |
8. | Отдых брянчан. | + | + | + |
9. | Растительный мир. | + | + | + |
10. | Животный мир. | + | + | + |
11. | Природоохранная деятельность людей. | - | + | + |
12. | Полезные ископаемые. | - | - | + |
13. | Транспорт города. | + | + | + |
14. | Разнообразие национальностей. | - | + | + |
15. | Коренные жители и их культурное своеобразие. | - | - | + |
16. | Знаменитые люди. | - | - | + |
17. | Брянские писатели, художники, поэты, композиторы. | - | + | + |
18. | Города и населенные пункты Брянской области. | - | - | + |
19. | Символика города. | - | + | + |
20. | Культура поведения в городе. | + | + | + |
Помощь наших родителей
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг", и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Можно провести проект с родителями: «Семейный альбом»
Цель:
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям
старшего поколения.
Добровольность участия каждого родителя - обязательное
требование и условие данной работы.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям
старшего поколения.
3. Воспитывать уважение и почитание людей старшего
поколения.
4. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия
детей, содействовать половой идентификации.
Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе. В этом нам опять же помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику».
Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.
В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Как воспитать маленького патриота», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Как помочь ребёнку полюбить свой край», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Какой же результат нас ждёт?
Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе – это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Педагогические основы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обо...
сообщение к обобщению опыта на тему "Формирование сенсорных представлений у детей младшего школьного возраста посредством системы дидактических игр"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...
Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...
Творческий отчёт «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».
В творческом отчёте даётся полное описание работы по данной теме: перспективный план, диагностика, работа проведённая с детьми...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...