Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной деятельности.
статья (старшая группа)
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной деятельности.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка.
Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду
Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.
В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:
Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс.
Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.
Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.
Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д.
Поэтому стали появляться специалисты, которые называются тьютор. Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют специалиста с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д), педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно -гигиенические навыки и т. д.).
Тьютор занимается организацией образовательной среды: ‣ разрабатывает учебные планы; ‣ взаимодействует с педагогами, консультирует их; ‣ организует работу с родителями; ‣ занимается образованием подопечного с ОВЗ вне образовательного учреждения.
Какие документы ведет тьютор в детском саду?
Отчет о работе тьютора за учебный год. Карта анализа работы тьютора. Журнал методической работы тьютора. форма отчетности, позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка.
Сколько дней отпуска у тьютора в детском саду?
Таким образом, работникам образовательного учреждения, занимающим должность "тьютор", устанавливается отпуск продолжительностью 28 календарных дней в год.
Сколько детей может сопровождать тьютор?
В приказах Минпросвещения есть разъяснения по организации их работы с детьми с ОВЗ. Максимальное количество учеников, с которыми может работать один специалист, — 6 человек. Это позволит оказать помощь каждому ребенку с учетом его особенностей. Данная рекомендация касается и тьютора, и ассистента по технической работе.
Две идеи, которые помогают раскрыть позицию тьютора в ДОУ:
Первое – это помочь ребенку научиться быть самостоятельным;
Второе – помочь окружающим научиться правильно воспринимать его.
Направления деятельности тьютора:
* работа с ребенком с ОВЗ, с инвалидностью;
* работа с семьей;
* работа с социальным окружением ребёнка (воспитатели, дети, специалисты).
Работая с семьей, тьютор часто сталкивается с горем, родительской бедой, бесперспективностью. И одна из задач тьютора - не «вешать на себя» груз проблем, а занимать объективную позицию и показать родителям ту перспективу, которая реальна для этого ребенка.
Трудовые функции тьютора в ДОУ:
• Педагогическое сопровождение реализации воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников в процессе образования
• Педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса
• Педагогическая поддержка рефлексии воспитанниками результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Организация участия родителей (законных представителей) воспитанника в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Участие в реализации адаптивных образовательных программ (АОП) воспитанника с ОВЗ и инвалидностью.
• Организация образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации
• Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.
• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
• Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....
Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"
Проект составлен и проведён с детьми ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...
Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...