Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной деятельности.
статья (старшая группа)

Новопашина Татьяна Павловна

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной деятельности.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка.

Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.

В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:

Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс.

Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.

Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д.

Поэтому стали появляться специалисты, которые называются тьютор.    Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют специалиста с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д), педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно -гигиенические навыки и т. д.).

Тьютор занимается организацией образовательной среды: ‣ разрабатывает учебные планы; ‣ взаимодействует с педагогами, консультирует их; ‣ организует работу с родителями; ‣ занимается образованием подопечного с ОВЗ вне образовательного учреждения.

Какие документы ведет тьютор в детском саду?

Отчет о работе тьютора за учебный год. Карта анализа работы тьютора. Журнал методической работы тьютора. форма отчетности, позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка.

Сколько дней отпуска у тьютора в детском саду?

Таким образом, работникам образовательного учреждения, занимающим должность "тьютор", устанавливается отпуск продолжительностью 28 календарных дней в год.

Сколько детей может сопровождать тьютор?

В приказах Минпросвещения есть разъяснения по организации их работы с детьми с ОВЗ. Максимальное количество учеников, с которыми может работать один специалист, — 6 человек. Это позволит оказать помощь каждому ребенку с учетом его особенностей. Данная рекомендация касается и тьютора, и ассистента по технической работе.

Две идеи, которые помогают раскрыть позицию тьютора в ДОУ:

Первое – это помочь ребенку научиться быть самостоятельным;

Второе – помочь окружающим научиться правильно воспринимать его.

Направления деятельности тьютора:

* работа с ребенком с ОВЗ, с инвалидностью;

* работа с семьей;

* работа с социальным окружением ребёнка (воспитатели, дети, специалисты).

Работая с семьей, тьютор часто сталкивается с горем, родительской бедой, бесперспективностью. И одна из задач тьютора - не «вешать на себя» груз проблем, а занимать объективную позицию и показать родителям ту перспективу, которая реальна для этого ребенка.

Трудовые функции тьютора в ДОУ:

• Педагогическое сопровождение реализации воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

• Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников в процессе образования

• Педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

• Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса

• Педагогическая поддержка рефлексии воспитанниками результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

• Организация участия родителей (законных представителей) воспитанника в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

• Участие в реализации адаптивных образовательных программ (АОП) воспитанника с ОВЗ и инвалидностью.

• Организация образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

• Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации

• Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

• Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.

• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

• Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Основные направления работы с родителями:

Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"

Проект составлен  и проведён с детьми  ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми  с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...

Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...