"Театр помогает детям с тяжелыми нарушениями речи"
статья по коррекционной педагогике

В статье говорится о том,  что с помощью театрализованной деятельности у детей с ТНР совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насышенная речь. Дети получают эмоциональный подъем. Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Ласточка»

Статья на тему:

«Театр помогает детям с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовил: воспитатель высшей категории  

                                                                             Дюрягина Алла Александровна

г.Шадринск 2024

Театр помогает детям с ТНР

Современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна.

Работая с детьми с ТНР, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Примерно 50% детей приходят,  не умея говорить, не имея  даже звукоподражания. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию ребёнка. А такое развитие невозможно без постановки речи. Язык занимает чрезмерно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

           Важно помнить, начиная работать  с детьми с тяжелыми нарушениями речи, что каждый ребенок  требует особого подхода, который различается в зависимости от возраста. Важно принимать в расчет психологические особенности детей с ТНР. Такие дети могут испытывать чувство неполноценности, неуверенности в себе и страха перед общением, что может привести к их социальной изоляции. Поэтому в работе с детьми с ТНР очень важно учитывать их эмоциональное состояние, помогать развивать чувство уверенности в себе и умение общаться со сверстниками и взрослыми.

«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов» - говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков - Александр Иванович Герцен. Под этой фразой он предполагал не только полезность театра в разрешении житейских проблем, но и отмечал потенциал театра в развитии личности ребенка.
        Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Это самый эффективный способ  воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

С помощью театральной деятельности  можно решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованная деятельность:

  • Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
  • Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • Совершенствует артикуляционный аппарат
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • Дети получают эмоциональный подъём
  • Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • Позволяет формировать опыт социального поведения
  • Стимулирует активную речь

Начиная работать над  в развитием театральной деятельности, мы решаем вопрос о  формирование развивающей среды, а это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • Наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации,  фотографии;
  • Создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов,  стихов
  • Атрибуты для организации театрализованных игр:  ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки  и др.).

После создания театрального уголка  мы начинаем работать с детьми, используя следующие методы:

  • Дыхательно-речевая гимнастика: помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
  • Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
  • Театрализованная деятельность:  драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

В дальнейшем  наша цель – взрослые, так как театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. сам владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. 

Здесь мы привлекаем  родителей. Они  участвуют в выступлениях, помогают в изготовлении  атрибутов,  декораций и костюмов к спектаклям.

Начинаем работу с детьми с игр имитаций. Дети могут имитировать образы хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, веселая белочка прыгает).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель («Курочка Ряба»,  сказки К.Чуковского).

   Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

 Дождливый день,  ем лимон, конфета за щекой,  лампочка потухла, зажглась,  подарок на день рождения, жарко – холодно, рассердились,  обиделись, мне грустно.

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Гуси -лебеди»).

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки В.Сутеева «Мешок яблок». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивали: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ. Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

Когда текст хорошо усвоен, приступали к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовали знакомые и любимые сказки. Например, предлагаем детям обратиться  к теремку как мышка или медведь, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок, это  самое интересное  время  для детей. Знакомим детей с произведением, распределяем роли, уточняем  поведение, учим детей модулировать голосом. Передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений:  что бы  передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках,  вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться. Заяц боязливый, оглядывается, жмется, прячется.  

И вот артисты на сцене, сколько эмоций, переживаний, волнений, иногда и слез. Но результат того стоит, первые аплодисменты, поклоны, похвала зрителей.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театральная деятельность ускоряет процесс повышения уровня речевой активности и развития языковой способности детей. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

 

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Линчук Л. А Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы /Л. А. Линчук // Логопед – 2007 - № 5.
  3. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., «Театрализованные игры в детском саду» М., 2000.
  4. Тырышкина О.В. Игровые логопедические занятия по мотивам сказок.5-7 лет.-Изд.2-е,перераб.- Волгоград:Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога  «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...