Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Чуркина Алена Александровна

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме:

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС.

В соответствии с новым законом Российской Федерации "Об образовании" указано, что одна из основных задач, стоящих перед школьным учреждением - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения, которые произошли в системе школьного образования, отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями .[5]

Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт школьного образования (ФГОС ДО). Во ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию школьной организации с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход (использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и так далее), учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью СОШ социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.[5]

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка - логопата.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, чем сами родители, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно, четко и красиво.[4]

Правильная речь имеет огромную роль для полноценного психофизического развития человека.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, стремление отойти от коллектива, страх речи, порождает чувство обиды, раздражительности, речь пассивна. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности человека, способствует формированию у него своеобразных пато-психологических черт характера. Недостатки звукопроизношения или лексики, темпа, способности передать свою мысль, желание – все это вызывает у ребенка – логопата замкнутость, робость, снижает речевую активность. [4]

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в развитии речи ребенка, в воспитании правильного звукопроизношения у детей – логопатов.

Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей, на мой взгляд, очень важно найти взаимосвязь с родителями.

Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей. [2]

Коррекционная работа с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому моя работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников. [1]

Очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Родители испытывают трудности, потому что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома и не знают, как заниматься. [3]

 Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции.  Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в моей работе является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей. [1]

Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа в СОШ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения. [2]

Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание заниматься с логопедом поощрение его успехов и положительное отношение родителей к занятиям.

Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:

  • родительские собрания;
  • консультирование;
  • беседы;
  • опросы, тестирование, анкетирование;
  • уголки для родителей в кабинете логопеда;
  • домашние задания;
  • информационные буклеты;
  • семинары – практикумы, мастер – классы и т.д.;
  • посещение родителями логопедических занятий. [3]

Современные формы работы учителя – логопеда с родителями с

использованием ИКТ:

  • показ презентаций;
  • использование сайта школы. [3]

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, более эффективных формах работы с родителями, которые использую я в своей практике.

Взаимодействие с родителями я  осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективные формы работы школы с семьей – это собрания, консультирование, семинары, посещение логопедических занятий.

Провожу индивидуальные консультации с родителями  детей, у которых были выявлены речевые нарушения.  Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка в деликатной форме, как с ним заниматься,  на что в первую очередь следует обратить внимание.

Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу. Консультации  должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.

Логопед знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Наиболее популярные темы консультирования – «Что такое артикуляционная гимнастика?», «Пальчиковые игры», «Закрепление поставленного звука в домашних условиях».

Семинары – практикумы устанавливают партнерские отношения с родителями, повышают педагогическую компетентность родителей, все это происходит в игровой форме. Родители, играя с логопедом и друг с другом, будут играть с ребенком.

На мой взгляд, наиболее эффективной формой работы являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся для того, чтобы родители увидели, каких успехов достигли их дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такие занятия. Они довольны полученными результатами. Ценность таких занятий в том, что родители видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка.

В своей практике я использую наглядные формы работы СОШ с семьей. К ним относятся: создание игротеки, оформление уголка для родителей.

Дети младшего школьного возраста большую часть проводят в игре, через которую они знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения. Игротека является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным мною практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В игротеке подобраны пособия, используемые на фронтальных занятиях в СОШ, она периодически пополняется новым практическим материалом на определенную тему, дидактическими пособиями, изготовленными своими руками. Игры предлагаются родителям в зависимости от проблем в речи ребенка – это могут быть как  игры на общеречевое развитие, так и игры на звукопроизношение: лото, домино, звуковые кубики. Материал в игротеке доступен не только родителям, чьи дети посещают логопункт, но и всем желающим родителям школы, игры и пособия дети и родители могут взять на вечер или на выходные дни. В игре ребенок учится преодолевать трудности,  у него воспитываются волевые качества, настойчивость, выдержка.

Для родителей школы периодически оформляю «уголки логопеда» с подборкой теоретического и практического материала по речевому развитию детей дошкольного возраста

Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы СОШ с семьей – это беседы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.

        Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в педагогических знаниях я узнаю  с помощью бесед. Беседа с родителями направлена на то, чтобы дать им минимум знаний об особенностях воспитания детей - логопатов, некоторые навыки работы с ними. С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях речевого нарушения, о его причинах. Родители узнают о проблемах в развитии ребенка, получают советы, необходимые практические рекомендации.

Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Никакая самая тщательная работа школы не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Она заполняется 2 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Стараюсь включать задания не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития моторики.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Совместная работа школы и семьи дает положительные результаты, надо отметить тот факт, что логопед приобретает в лице родителей дополнительных помощников в своей работе.

Всем родителям советую как можно чаще говорить  детям о своей любви к ним, обнимать их и уделять побольше внимания, закладывать в них самое лучшее и доброе. И благодатные зерна принесут благодатные плоды.

Литература:

1.        Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2.        Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. СПб. 2011.

3.        Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе//Логопед. 2010.№3

4.             Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

5.         Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007