Работа с ребенком с Синдром Дауна
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Касимова Фариза Кабдулахметовна

Синдром Дауна на сегодняшний день является самой распространённой генетической аномалией, с которой рождается каждый 700–800-й ребёнок. Особенность данного заболевания – специфическая, характерная внешность, по которой узнают таких детей. Следующий момент – отставание в развитии (умственном и физическом) в сравнении со сверстниками. Однако, как и с учетом любого заболевания, важно выявить проблему на ранней стадии, чтобы иметь возможность снизить риск влияния негативных факторов на психо-эмоциональное развитие ребенка.

Известно, что при правильном подходе, дети с синдромом Дауна способны развиваться и обучаться в соответствии с установленными нормами. Более того, при правильном подходе и взаимодействии с таким ребёнком снижается проявление данного заболевания на его внешности. Естественно, основная забота ложится на плечи родителей. Однако сегодня есть возможность полноценно адаптировать детей к жизни в социуме. Государством разработана соответствующая программа об обучении и воспитании детей с ОВЗ, включая синдром Дауна. Более того, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей-инвалидов. Согласно закону «Об образовании в РФ». инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей. Таким образом появился закон об Инклюзивном образовании, который предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Инклюзивное образование базируется на международном праве для всех детей, которые могут не только получать образование соответствующего уровня и качества, но и совместно со сверстниками: ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми. Такой подход позволяет и другим детям стать толерантными, уважительно относиться ко всем тем, кто не похож на них.

Наряду с плюсами программы были выявлены и минусы. На практике оказалось всё намного сложнее, поскольку не каждый педагог сам представлял, как взаимодействовать с ребёнком-инвалидом. С одной стороны, закон требовал четкого исполнения, а с другой стороны, педагоги на местах сталкивались с трудностями. На бумаге оказалось легко, а на деле, казалось, не выполнимо. Особенно эта проблема коснулась педагогов в дошкольных заведениях. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ базируется на Федеральном Законе «Об образовании».

Детский сад - это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи. Однако, быть педагогом для «солнечного» ребёнка, означает уделять больше времени и внимания, по-особому относится к нему, и в то же время относится к нему, как к остальным. Главная проблема на местах – нехватка специалистов, которые могли бы помочь педагогу-воспитателю, и зачастую всё познавалось исключительно на практике, а не в теории. «Солнечным детям» необходимо постоянное наблюдение со стороны тьютора, которого местные отделы образования не могут предоставить, особенно в маленьких городах или посёлках. В таких случаях, вся нагрузка ложится на плечи одного воспитателя, в группе которого может быть около 15-20 детей.

Тем не менее все направления коррекционно-образовательной работы должны проводиться, а задачи обучения - решаться комплексно.

Планирование работы с ребёнком с синдромом Дауна должно быть основано на результатах диагностики ребенка всеми педагогами. Для этого проводится комиссия ПМПК. ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Медики, педагоги и психологи изучают особенности развития ребенка и после этого совместно решают, какие именно ему требуются условия для обучения.

В соответствии с решением ПМПК разрабатывается специальная программа для ребенка с учётом его потребностей, в которой прописываются цели занятий. Цели должны быть чёткими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития ребёнка.

Синдром Дауна является врожденным, внутриутробным нарушением развития, которое проявляется умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Для детей больных синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы; маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т. к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.

Относительно интеллектуального развития, диагностируется снижение до уровня умеренной умственной отсталости. Характерные черты: покорность, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам. Именно эту особенность следует принимать во внимание при составлении индивидуальной программы обучения.

Психическое развитие: речь появляется поздно. В том случае, когда ребенком не уделяют должного внимания, такая речь остаётся недоразвитой на всю жизнь.

Поскольку понимание речи понимание речи у «Солнечных детей» недостаточное, а словарный запас бедный, сопровождается дизартрией или дислалией, то для полноценного обучения привлекается и логопед.

Дети с синдромом Дауна часто подвержены острым респираторным заболеваниям, инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта.

Следует учитывать, что ребенок с синдромом Дауна фиксирует своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитает простые стимулы и избегает сложных изобразительных конфигураций.

Эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Они любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Таким образом, коррекционное обучение ребенка с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в его развитии, что качественно влияет на качество жизни и дальнейшую судьбу. С учётом выполнения рекомендаций, любовью и заботой к таким детям, с возрастом они практически ничем не отличаются от своих сверстников, а их внешние черты перестают быть столь явными.

Практическая часть

Перед началом обучения в подготовительной группе детского сада проводится психодиагностическая работа, которая включает:

- оценку индивидуального развития ребенка в рамках психологической диагностики;

- мониторинг индивидуального детского развития, который проводится два раза в год (сентябрь, май) для определения уровня психического развития и состояния интеллекта ребенка с синдромом Дауна;

- оценка развития ребенка с синдромом Дауна, его динамики.

Психодиагностическая работа проводится педагогом-психологом. По окончанию диагностики педагог-психолог дает заключение и рекомендации к составлению основной образовательной программы.

Представленная программа является частью основной программы обучения для детей подготовительной группы ДОУ.

Программа «Маленькие ступеньки» для детей с синдромом Дауна.

Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей с синдромом Дауна (подготовительная группа).

Задачи: охрана и укрепления физического и психического здоровья детей с синдромом Дауна, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация.

В программе педагог придерживается основного принципа единства и взаимодействия с родителями при обучении бытовым навыкам, самостоятельности.

Для педагога и родителя важно закреплять всякое занятие успехом, ведь дети с синдромом Дауна чаще подвержены длительным эмоциональным переживаниям, и переживание отрицательных эмоций может негативно сказаться на обучении, вплоть до отказа. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, сниженного чувства равновесия, других проблем со здоровьем.  Именно поэтому в подготовительной группе для развития движений педагог чаще пользуется логоритмикой, которая способствует развитию движений, темпоритмической организации речи. Важно не употреблять слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать.

При использовании предметных и сюжетных картинок показываем и натуральные, реальные предметы, которые изображены на картинке.

Плотное взаимодействие воспитателя с родителями, педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, а также с дефектологом.

В работе используются следующие виды деятельности:

Творческая - работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

Сказкотерапия - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.

Подобные занятия способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. Кроме того, занятия позволяют плотно контактировать ребенка с синдромом Дауна, так как им очень важен тесный контакт и возможность доверять взрослому.

Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.

Развитие речи - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

- относительная сохранность эмоций;

- сохранность зрительно-двигательного восприятия;

- сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем.

В работе используются основные этапы индивидуальной логопедической работы:

- установление контакта, выявление речевых возможностей;

- воспитание слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти;

- формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

- воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

- развитие импрессивной речи (понимания);

- формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

- расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий;

- обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

- обучение пониманию смысла сюжетных картинок.

- воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

- развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

- обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

- выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков.

Педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна должно осуществляться постоянно в рамках дошкольного учреждения. В идеале для этого привлекается тьютор, который может проконтролировать выполнение тех или иных заданий, вовремя почувствовать изменения в психоэмоциональном состоянии ребенка. В том случае, когда это осуществить невозможно, его обязанности берет на себя педагог-воспитатель. Для этого ребенок с синдромом Дауна должен постоянно находиться возле воспитателя, чтобы они привыкли друг к другу. Таким образом, воспитатель сможет помочь ребенку, оказать ему поддержку и подсказать, сформировав доверие. Естественно, ребенку с синдромом Дауна нужно постоянное внимание и доверие, тогда ему легче адаптироваться, ведь о многом он не сможет рассказать сразу, что его беспокоит, следовательно, педагог-воспитатель должен будет уловить невербальные сигналы, понять состояние ребенка.

Помимо основной программы, используется индивидуальная, коррекционная, которая проводится в рамках игры, где не упоминается о занятиях, чтобы не отпугнуть ребенка, а, наоборот, вызвать интерес. Дети с синдромом Дауна открыты и любознательны и часто идут на контакт, если видят, что их любят и принимают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_2.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром Дауна на сегодняшний день является самой распространённой генетической аномалией, с которой рождается каждый 700–800-й ребёнок. Особенность данного заболевания – специфическая, характерная внешность, по которой узнают таких детей. Следующий момент – отставание в развитии (умственном и физическом) в сравнении со сверстниками. Однако, как и с учетом любого заболевания, важно выявить проблему на ранней стадии, чтобы иметь возможность снизить риск влияния негативных факторов на психо-эмоциональное развитие ребенка.

Известно, что при правильном подходе, дети с синдромом Дауна способны развиваться и обучаться в соответствии с установленными нормами. Более того, при правильном подходе и взаимодействии с таким ребёнком снижается проявление данного заболевания на его внешности. Естественно, основная забота ложится на плечи родителей. Однако сегодня есть возможность полноценно адаптировать детей к жизни в социуме. Государством разработана соответствующая программа об обучении и воспитании детей с ОВЗ, включая синдром Дауна. Более того, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей-инвалидов. Согласно закону «Об образовании в РФ». инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей. Таким образом появился закон об Инклюзивном образовании, который предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Инклюзивное образование базируется на международном праве для всех детей, которые могут не только получать образование соответствующего уровня и качества, но и совместно со сверстниками: ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми. Такой подход позволяет и другим детям стать толерантными, уважительно относиться ко всем тем, кто не похож на них.

Наряду с плюсами программы были выявлены и минусы. На практике оказалось всё намного сложнее, поскольку не каждый педагог сам представлял, как взаимодействовать с ребёнком-инвалидом. С одной стороны, закон требовал четкого исполнения, а с другой стороны, педагоги на местах сталкивались с трудностями. На бумаге оказалось легко, а на деле, казалось, не выполнимо. Особенно эта проблема коснулась педагогов в дошкольных заведениях. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ базируется на Федеральном Законе «Об образовании».

Детский сад - это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи. Однако, быть педагогом для «солнечного» ребёнка, означает уделять больше времени и внимания, по-особому относится к нему, и в то же время относится к нему, как к остальным. Главная проблема на местах – нехватка специалистов, которые могли бы помочь педагогу-воспитателю, и зачастую всё познавалось исключительно на практике, а не в теории. «Солнечным детям» необходимо постоянное наблюдение со стороны тьютора, которого местные отделы образования не могут предоставить, особенно в маленьких городах или посёлках. В таких случаях, вся нагрузка ложится на плечи одного воспитателя, в группе которого может быть около 15-20 детей.

Тем не менее все направления коррекционно-образовательной работы должны проводиться, а задачи обучения - решаться комплексно.

Планирование работы с ребёнком с синдромом Дауна должно быть основано на результатах диагностики ребенка всеми педагогами. Для этого проводится комиссия ПМПК. ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Медики, педагоги и психологи изучают особенности развития ребенка и после этого совместно решают, какие именно ему требуются условия для обучения.

В соответствии с решением ПМПК разрабатывается специальная программа для ребенка с учётом его потребностей, в которой прописываются цели занятий. Цели должны быть чёткими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития ребёнка.

Синдром Дауна является врожденным, внутриутробным нарушением развития, которое проявляется умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Для детей больных синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы; маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т. к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.

Относительно интеллектуального развития, диагностируется снижение до уровня умеренной умственной отсталости. Характерные черты: покорность, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам. Именно эту особенность следует принимать во внимание при составлении индивидуальной программы обучения.

Психическое развитие: речь появляется поздно. В том случае, когда ребенком не уделяют должного внимания, такая речь остаётся недоразвитой на всю жизнь.

Поскольку понимание речи понимание речи у «Солнечных детей» недостаточное, а словарный запас бедный, сопровождается дизартрией или дислалией, то для полноценного обучения привлекается и логопед.

Дети с синдромом Дауна часто подвержены острым респираторным заболеваниям, инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта.

Следует учитывать, что ребенок с синдромом Дауна фиксирует своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитает простые стимулы и избегает сложных изобразительных конфигураций.

Эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Они любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Таким образом, коррекционное обучение ребенка с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в его развитии, что качественно влияет на качество жизни и дальнейшую судьбу. С учётом выполнения рекомендаций, любовью и заботой к таким детям, с возрастом они практически ничем не отличаются от своих сверстников, а их внешние черты перестают быть столь явными.

Практическая часть

Перед началом обучения в подготовительной группе детского сада проводится психодиагностическая работа, которая включает:

- оценку индивидуального развития ребенка в рамках психологической диагностики;

- мониторинг индивидуального детского развития, который проводится два раза в год (сентябрь, май) для определения уровня психического развития и состояния интеллекта ребенка с синдромом Дауна;

- оценка развития ребенка с синдромом Дауна, его динамики.

Психодиагностическая работа проводится педагогом-психологом. По окончанию диагностики педагог-психолог дает заключение и рекомендации к составлению основной образовательной программы.

Представленная программа является частью основной программы обучения для детей подготовительной группы ДОУ.

Программа «Маленькие ступеньки» для детей с синдромом Дауна.

Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей с синдромом Дауна (подготовительная группа).

Задачи: охрана и укрепления физического и психического здоровья детей с синдромом Дауна, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация.

В программе педагог придерживается основного принципа единства и взаимодействия с родителями при обучении бытовым навыкам, самостоятельности.

Для педагога и родителя важно закреплять всякое занятие успехом, ведь дети с синдромом Дауна чаще подвержены длительным эмоциональным переживаниям, и переживание отрицательных эмоций может негативно сказаться на обучении, вплоть до отказа. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, сниженного чувства равновесия, других проблем со здоровьем.  Именно поэтому в подготовительной группе для развития движений педагог чаще пользуется логоритмикой, которая способствует развитию движений, темпоритмической организации речи. Важно не употреблять слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать.

При использовании предметных и сюжетных картинок показываем и натуральные, реальные предметы, которые изображены на картинке.

Плотное взаимодействие воспитателя с родителями, педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, а также с дефектологом.

В работе используются следующие виды деятельности:

Творческая - работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

Сказкотерапия - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.

Подобные занятия способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. Кроме того, занятия позволяют плотно контактировать ребенка с синдромом Дауна, так как им очень важен тесный контакт и возможность доверять взрослому.

Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.

Развитие речи - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

- относительная сохранность эмоций;

- сохранность зрительно-двигательного восприятия;

- сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем.

В работе используются основные этапы индивидуальной логопедической работы:

- установление контакта, выявление речевых возможностей;

- воспитание слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти;

- формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

- воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

- развитие импрессивной речи (понимания);

- формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

- расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий;

- обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

- обучение пониманию смысла сюжетных картинок.

- воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

- развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

- обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

- выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков.

Педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна должно осуществляться постоянно в рамках дошкольного учреждения. В идеале для этого привлекается тьютор, который может проконтролировать выполнение тех или иных заданий, вовремя почувствовать изменения в психоэмоциональном состоянии ребенка. В том случае, когда это осуществить невозможно, его обязанности берет на себя педагог-воспитатель. Для этого ребенок с синдромом Дауна должен постоянно находиться возле воспитателя, чтобы они привыкли друг к другу. Таким образом, воспитатель сможет помочь ребенку, оказать ему поддержку и подсказать, сформировав доверие. Естественно, ребенку с синдромом Дауна нужно постоянное внимание и доверие, тогда ему легче адаптироваться, ведь о многом он не сможет рассказать сразу, что его беспокоит, следовательно, педагог-воспитатель должен будет уловить невербальные сигналы, понять состояние ребенка.

Помимо основной программы, используется индивидуальная, коррекционная, которая проводится в рамках игры, где не упоминается о занятиях, чтобы не отпугнуть ребенка, а, наоборот, вызвать интерес. Дети с синдромом Дауна открыты и любознательны и часто идут на контакт, если видят, что их любят и принимают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...

Применение авторской методики Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна

Применяя авторскую методику Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна, мы ставим перед собой цель максимального развития рече-мыслительных возможностей р...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для работы с ребенком с ОВЗ (синдром Дауна)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Закрев...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)

Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка- инвалида, и планируемыми мероприятиями.Обе...