Консультация для родителей "Особенности организации игровой деятельности детей 5-6 лет"
консультация
Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_osobennosti_igrovoy_deyatelnosti.docx | 615.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации игровой деятельности в старшей группе ДОУ
Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами. Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Самоценность игры утрачивается, игры примитивизируются, что, по оценкам специалистов, отрицательно влияет на развитие детей в дальнейшем.
Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она характеризуется следующими особенностями:
- символизм, в детских играх часто реальные предметы и ситуации заменяются символическими, имитирующими реальные — обычная палочка может быть и ложкой, и самолётиком, и много чем ещё;
- реализм, поскольку дети сами участвуют в играх, согласуют друг с другом план реальных действий, договариваются о правилах, распределяют роли;
- подражание, в игре ребёнок воссоздаёт другие виды деятельности, которые наблюдает (лечит, как доктор, и т. п.);
- свобода, очевидно, что ребёнок выбирает игру и играет без принуждения;
- игра — это деятельность, которая несёт в себе радость.
Организуя игровую деятельность, воспитатель должен быть ориентирован на гармоничное развитие и воспитание детей в игре, это его главная цель. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развитие ребёнка должно охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое направления (п.2.6.). Следовательно, все эти направления должны находить своё отражение и в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
В играх у дошкольников развиваются творческие способности
Задачи организации игры
Известный российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования, Н. Е. Веракса, дифференцируя задачи игровой деятельности в зависимости от возраста детей, определяет следующие важные моменты для старшей группы дошкольников (детей 5–6 лет):
- развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься;
- умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- расширить представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома;
- обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.);
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.);
- показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Виды игр в старшей группе детского сада
Организуя игровую деятельность в группе, воспитатель обязательно задаётся вопросом о том, какие виды игр существуют. От этого зависит подход к организации игры: проектирование игрового пространства, подбор материала, планируемые образовательные результаты и др.
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре.
Творческие игры в старшей группе ДОУ
Творческие игры ещё называют свободными. Это забавы, в которых ребёнок мобилизует и реализует свою выдумку, фантазию, творческий потенциал. Старший дошкольный возраст — период расцвета фантазирования. Свободная игровая деятельность детей не исключает участия в ней взрослого, воспитатель может выступать как в роли активного участника, так и в роли наблюдателя, а также неявного помощника.
Сюжетно-ролевые игры
Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Дети самостоятельно выбирают тему игры, организуют игровое пространство, обеспечивают себя необходимыми материалами. Главное, что такая игра, как зеркало, отражает отношение воспитанников к тому событию, которое разыгрывается.
Играть в сюжетно-ролевые игры дети начинают примерно с трёхлетнего возраста. Ребята шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и придерживаться выбранного ролевого поведения до её конца, их действия все более разнообразны и содержательны. Этот возраст предполагает готовность к выполнению неприятных, но обязательных действий, например, приводить игровое пространство в исходное состояние.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники приобретают новые модели поведения
Старшие дошкольники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость определённых позиций, поэтому ведущие роли (врач, учитель и т. п.) становятся для них более привлекательными, чем подчинённые (пациент, ученик и т. п.). Воспитатель должен помнить, что в этом возрасте дети крайне неохотно принимают роли, не соответствующие их полу. Актуальна для этого возраста проблема распределения ролей и возникновение на этой почве конфликтных ситуаций. Отсюда закономерно вытекает ключевая роль воспитателя — регулировать контакты в совместной игре: учить мириться, приходить к компромиссу, убеждать и т. д. Помимо этого, педагог может способствовать обогащению знакомой игры новыми вводными, например, путём расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ...
Консультация для педагогов "Организация игровой деятельности детей на участке в летний период"
Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре....
Консультация для родителей «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чу...
Консультация для воспитателей "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста в летний период"
Лето -особенный период в жизни ребёнка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу уникальную возможность познания, совершения новых открытий в окружающем мире. Лето предоставляет огромные ...
Консультация для воспитателей: «Организация игровой деятельности детей с природными материалами»
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, помогает выражать свои чувства. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюблен...
Консультация для родителей "Организация игровой деятельности детей с РАС"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Организация игровой деятельности детей с РАС"...