РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.
статья (старшая группа)
Статья для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР. | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузина Ольга Владимировна
воспитатель
МДОУ "Центр Развития Ребёнка- детский сад №14 " Малышок"
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, необходимо развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. Особенно это относится к детям, имеющим задержку в развитии. У таких детей отмечается низкий уровень сформированности тонких движений пальцев рук. У детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированностьграфомоторных навыков. Это мешает им в овладении навыков самообслуживания.
Дети с задержкой в развитии держат ложку в кулаке, не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Они испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, пазлами. Не правильно держат ножницы в руках. Часто отказываются рисовать, потому что большинство детей, плохо владеет карандашом, поэтому линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые. При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей с задержкой в развитии наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию. Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук, что поможет подготовить руку ребенка к письму. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме [1, с. 11].
Работу по подготовке руки к письму с детьми с ЗПР целесообразно проводить как в рамках непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, а также закрепление полученных навыков происходит и дома (с родителями).В процессе работы решаются задачи:
1. Развивать мелкую моторику, ручную умелость, внимание.
2. Сформировать элементарные графически навыки.
3. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 4. Развивать пространственную ориентацию. Игры и задания подбираются с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Упражнения выстраиваются таким образом, чтобы в них сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца. Игры с пальчиками являются наиболее эффективными в развитии мелкой моторики. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость [3, с. 48]. Пальчиковые игры – это инсценировка каких‐либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий. Перед игрой с ребёнком обсуждается её содержание, отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Разученные упражнения постепенно заменяются новыми.
Содержание пальчиковых игр целесообразно связывать с изучаемой на занятии лексической темой. Например, пальчиковая игра: «Мы капусту рубим» разучивается во время изучения лексической темы «Овощи». С пальчиковой гимнастикой «Лодочка» знакомимся во время изучения лексической темы «Транспорт».
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами. Также используются как готовые материалы (пирамидки, игрушки – вкладыши, шнуровку, мозаику и т.д.), так и подсобный материал. Это пальчиковые бассейны с различными наполнителями: песок, крупы, мелкие камушки. Игры с пуговицами, бусинами, крышками, семенами так же вызывают большой интерес у ребенка. Из них можно выкладывать различные фигуры, рисунки, нанизывать на леску, смешивать вместе, а потом сортировать по разным коробочкам. Все это развивают у детей ловкость и силу в руках.
С использованием бросового и готового материала можно придумать большое количество дидактических игр. Они учат составлять простые сочетания по заданию педагога и по схеме, развивают мелкую моторику рук, совершенствуется глазомер, согласованность движений, учат концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируют развитие процессов мышления, развивают усидчивость.
В работе с детьми с ЗПР можно использовать дидактические игры: «Дорисуй картинку с помощью ..(пуговиц, счетных палочек), «Разноцветные камушки», «Выложи рисунок по образцу», «Одень Мишку на прогулку» и др.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно‐двигательных ощущений. По мере усвоения детьми пальчиковой гимнастики и игровых упражнений с пальцами рук, можно переходить к основному этапу работы – формирование элементарных графических навыков. Цель этого этапа: Подготовка руки ребенка с ЗПР к письму, через формирование графических навыков. Задачи основного этапа работы:
1. Развивать точность движений при письме.
2. Формировать умение свободно владеть карандашом
3. Научить штриховать в разных направлениях.
4. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги. На этом этапе предлагаем детям различные задания.
Первая группа заданий направлена на оттачивание точных движений: обведение трафаретов (по различным лексическим темам); составление из них узоров и сюжетных рисунков; штриховка в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями. Точкография (рисование предмета по точкам); различные задания с линейкой, (проведение прямых, ломаных линий); − раскрашивание раскрасок; − дорисовывание предмета. Формирование интереса к графическим упражнениям начинается в игровой деятельности. Ребенку предлагается соединить точки и узнать, какая зверушка спряталась под елкой. Помочь маме приготовить салат из овощей, нарисовать разные овощи с помощью трафарета.
Игровые упражнения вызывают у детей интерес к выполнению задания, обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. Обращаем внимание детей на непрерывность движения руки. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. Движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Одним из важнейших упражнений подготовки руки к письму является штриховка. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка с ЗПР. Детям приходится соблюдать определенные правила: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями [2, с. 121]. Такие занятие тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными. Графические упражнения способствуют развитию внимания, развивают контроль за собственными действиями. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы.
Очень важными являются задания направленные на развитие пространственной ориентации: − знакомcтво с клеткой (закрашивание и обведение клеток); − проведение линий без линейки (сверху вниз, снизу-вверх, слева направо, и справа налево; круговые, волнистые); − рисование узоров; − графические диктанты.
Работа на развитие ориентации на листе бумаги начинается с простых заданий. Например, детям предлагается раскрасить птичку, которая летит к ёлочке, в синий цвет, которая от ёлочки – зелёный. Нарисовать в левом верхнем углу треугольник, в левом нижнем – квадрат, в правом нижнем – овал, в правом верхнем – круг, а в центре прямоугольник. Нарисовать слева от куклы флажок, справа от машины – кубик, между куклой и машиной – мяч и т.д.
Затем переходим к знакомству с клеткой. Например, задание: обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы. С помощью клеток дети учатся рисовать палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). Затем палочки и точки выстраиваются в простой узор, где ребенок учится определять закономерность расположения рисунка. Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра, где ребенок должен рисовать «дорогу» под«диктовку».
При выполнении таких заданий у ребенка развиваются не только графические навыки, но и закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, иначе рисунок не получится. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики с детьми с задержкой в развитии, способствует повышению качественного уровня развития мелкой моторики. Система работы по подготовке руки к письму позволяет совершенствовать графические навыки. Дошкольники значительно лучше начинают управлять своими руками, увереннее держать карандаш в руке. Движения пальцев рук становятся точнее, увереннее. Большинство детей с задержкой в развитии овладевают умением действовать по словесным инструкциям, становятся намного усидчивее и самостоятельнее. А самое главное – они обретают чувство уверенности в себе и в своих действиях. Примечание: автором получено согласие и разрешение на размещение фотографий.
Список литературы:
1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. 11с.
2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. 121с.
3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы).
Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы)....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...
«Развитие мелкой моторики у дошкольников нетрадиционными методами и средствами»
Ученые подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика...
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...
«Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы». «Подготовка руки дошкольника к письму».
Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий про...
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Консультация для родителей детей дошкольного возраста с нарушением зрения, из котьорой родители узнают о приемах развития мелкой моторики рук....