Методические разработки с детьми ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Коррекционная педагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии, т. е. тех, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные трудности в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
Конспект НОД «Поделись своей добротой» для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом и умение играть дружно со сверстниками, воспитывать культуру поведения, положительные взаимоотношения между детьми.
Задачи:
Воспитательные:
• создать радостно-эмоциональное настроение у детей;
• воспитывать чувство доброжелательности, потребность в дружеских взаимоотношениях;
• способствовать сплочению детского коллектива.
Образовательные:
• расширять представления о доброте и дружбе;
• формировать умение мириться после ссоры;
• активизировать словарь: просить прощения, мириться.
Развивающие:
• развивать познавательную активность;
• расширять и активизировать словарь по теме.
Оборудование: фонограммы песен «Дорогою добра», «Что такое доброта», безопасная свеча, дерево Доброты и Дружбы, картинки с изображением хороших и плохих поступков, экран доброты, аппликация «Солнышко» (на каждого ребенка), полянка «Доброты», волшебный сундучок «Мирилка», бумажные сердечки, таблички с речевым материалом.
Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку «Иди дорогою добра».
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнцу красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу, и передаём её друг другу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Посмотрите, что у нас выросло?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Но почему то дерево без цветочков. Вы хотите, чтоб оно расцвело?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нужно быть добрым и делать добрые поступки.
Игра-упражнение «Выбери хорошие поступки» (дети выбирают картинки и делят их на хорошие и плохие поступки).
Воспитатель: Что делает мальчик?
Дети: Ломает башню. Маленький плачет.
Воспитатель: Хорошо он делает или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Что случилось с бабушкой?
Дети: Упала. Мальчик поднимает бабушку.
Воспитатель: Хорошо он делает или плохо?
Дети: Хорошо. И т.д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, теперь вы знаете, что такое хорошо и что такое плохо. И на нашем дереве распустился цветок (Д).
Игра «Сложи пазлы».
Воспитатель: Дети, а сейчас каждый из вас, соберет карточки с хорошими и плохими поступками. Карточки с хорошими поступками положите справа, карточки с плохими поступками положите слева. Молодцы! Вот и распустился второй цветок (О).
«Экран доброты».
Воспитатель: У нас на экране наши добрые дела, давайте посмотрим на них
(помогает малышу, моет посуду, протирает цветы, убирает мусор). Дети, а вы у нас добрые или злые? Подойдите к экрану доброты и покажите, какие вы?
Дети: (дети подходят к экрану и выбирают нужный смайлик).
Воспитатель: Теперь мы знаем, что вы все добрые и на дереве распустился еще один цветок (Б).
«Подарим гостям улыбку».
Воспитатель: Давайте подарим нашим гостям немного теплоты и улыбок, чтобы у всех было хорошее настроение. Что это? (солнышко). Будем наклеивать улыбку. (у каждого ребенка лежит изображение солнышка без лица, дети на липкую ленту приклеивают глаза, нос и рот).
Воспитатель: У всех солнышко получилось доброе, покажите гостям, как улыбается солнышко. Вот и четвертый цветок распустился (Р).
«Полянка доброты»
Играет песня «Доброта» ( исп. гр. «Барбарики»)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю на полянку доброты, это полянка волшебная, когда на нее встаешь, становишься добрее, ласковее. Дети называют друг друга ласковыми именами.
Воспитатель: Вот и еще один цветок распустился. (О).
Какое хорошее настроение стало у всех нас. Давайте немного отдохнем.
Физкультурная минутка о дружбе под песню про Фунтика.
Воспитатель: Еще один цветок распустился (Т). Ребята, посмотрите, наше дерево оживает, сколько цветов уже распустилось.
Игра «Мирилки».
Воспитатель: Чтобы на дереве было еще больше цветов, давайте не будем ссориться, и обижать друг друга.Иногда, доброта засыпает и бывает, что ребятки слегка ссорятся. Что же тогда нам делать? Как доброту разбудить?
Дети: Нужно мириться.
Воспитатель: А как можно мириться?
Дети: Обнять друг друга, попросить прощения.
Воспитатель: А можно поиграть в «Мирилки». Это волшебный короб, в нем есть отверстия для наших ладошек, протяните их друг другу и произнесите волшебные слова.
Дети: Мирись, мирись, больше не дерись.
Воспитатель: Доброта проснется и в нашей группе опять будет мир и дружба между всеми ребятами. Вот и распустился последний цветок (А).
Воспитатель: Из цветов получилось слово, давайте прочитаем его.
Дети: ДОБРОТА.
Воспитатель: Сегодня мы говорили с вами о доброте. Давайте еще раз посмотрим на добрые поступки и дела. (дети смотрят видео ролик на песню «Доброта»).
Уважаемые взрослые, мы хотим подарить вам частичку своего тепла и доброты, протяните нам свои ладошки.
Дети отдают сделанные своими руками сердечки.
Воспитатель: До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
Конспект НОД педагога-психолога на взаимодействие детей и родителей средней группы «Пойми меня!»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
- усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: Родители и дети средней группы, педагог – психолог
Материал для занятия:
1. Мозаики – 6шт.
2. Парные фигурки животных или картинки – 6 пар
3. мячик
4. воздушные шарики – 15штук
5. большой лист ватмана
6. цветные карандаши, мелки восковые – 10 штук
7. конфеты с пословицами, поговорками.
8. бубен
9. спокойная музыка
10. тетрадь для отзывов и пожеланий
11. бейджики 12 штук
12. 10 ярких фломастеров
1. Приветствие и знакомство участников:
Психолог: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому мы должны познакомиться и запомнить имена друг друга. На нашем занятии у нас есть прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Вам дается 30 секунд для того, чтобы выбрать себе имя, которым вас называли в детстве и написать его на бейдже. Остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего занятия будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: каждый, по очереди, надевает бейдж, называет свое имя. Все хором повторяют за ним его имя».
Психолог:» Отлично получилось! А теперь предлагаю вам похвастаться! Делать это мы будем так:
2. Упражнение «Хвасталки» «Я. , мой ребенок. » Каждый участник тремя позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя! » Давайте начнём!
Прекрасно! А теперь повеселимся!
3. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Сейчас дети и родители по моему сигналу начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
(Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.)
Хорошо подвигались! Молодцы и взрослые, и детки!!!! А теперь предлагаю вам сесть в круг.
4. Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости
Психолог: «Я раздам вам карточки, на которых нарисовано животное. Картинки повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет нарисован "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также нарисован "слон"».
Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, он тоже принимает участие в упражнении) .
«Посмотрите, кто нарисован на вашей карточке. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного"(т. е. родитель изображает нарисованное животное, а ребёнок должен угадать свою пару). Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы? ».
5. Давайте немножко разомнёмся и поиграем в игру «Поводыри»
Мы уже разбились на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
6. Я предлагаю вам сесть за столы. Перед вами мозаика. Упражнение «Мозаика в парах»
Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера и пр.
По завершении работы каждое «произведение» показывается всем остальным, которые пытаются догадаться, что изобразили авторы.
Очень хорошо получилось у нас, потому что мы сегодня всё делаем вместе: родители и дети, мы прекрасно сегодня учимся понимать друг друга! А теперь ещё одна игра!
7. «Забери воздушный шарик! »
Психолог:»Я каждому ребёнку дам шарик. Задача мамы попросить шарик так, чтобы ребёнок с удовольствием отдал ей шарик! Потом меняемся местами.»
8. Психолог: «Следующая наша игра называется «Понарошковая каша»
Вы варите кашу? Из чего варят кашу? Сейчас мы это выясним? Если согласны, что из этого можно варить кашу, то говорим да. Если не согласны – нет. Я буду говорить быстро и бросать мячик, та пара, у которой окажется мячик – отвечает. Отвечать надо быстро!
Сорока – белобока задумала кашу варить,
Каша варить, чтоб деток накормить.
На рынок собралась, да призадумалась…
Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,
Своих деток накормить?
Давайте ей поможем!
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Соленый огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль? и т. д.
Молодцы ребята! Помогли сороке! Будут дети рады!»
9. Психолог: «А теперь давайте порисуем. Рисовать будем все вместе на этом большом листе. (большой лист бумаги на полу) Рисовать будем карандашами. Рисуйте всё, что захотите, но получиться должна одна общая картина.» ( Родители и дети рисуют общую картину, потом все смотрят, что получилось!)
10. Психолог: «В конце нашей встречи, я хотела бы вас поблагодарить, пусть каждый выберет себе конфету. Конфетки не простые, в каждой конфете завёрнуто высказывание на тему родителей, детей, воспитание! Если вы хотите, можете прочесть вслух то, что у вас там написано! Заодно рассказать что вам понравилось и понравилось ли вообще? Хотели бы вы ещё такие встречи?»
Рефлексия: Родители и дети выбирают конфеты, читают высказывания, делятся впечатлениями, затем прощаются!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
Консультация для родителей
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ.
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с
отклонениями развития совместно с нормально развивающимися
сверстниками в школах и ДОУ. Этому способствовали демократические
преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального
образования.
Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего
образования, которая не только подразумевает доступность образования для
всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми
потребностями.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю,
включаю») или включенное, образование – термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная
личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими
детьми права.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
1.Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том,
что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для
здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и
гуманность;
психологического характера: - исключения развития чувства превосходства или комплекса
неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к
развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от
сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Всем понятно, что нельзя сделать из обычного образовательного
учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики,
инклюзивную школу. Основная идея – наладить социальную жизнь детей.
Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем, и
на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и
обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже: большинство
большинство российских школ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности классов детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности; специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят, педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы. НО … взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая. самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.
Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ.
Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.
Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.
Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.
Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ОВЗ. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.
Основная задача коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и художественному творчеству.
Проводили: воспитатель Кириллова Э.Б
учитель-дефектолог Лаптева И.А.
Тема: «Игрушки»
Задачи: закреплять у детей представления об игрушках, ввести в активную речь
обобщающее слово «игрушки»;
учить дифференцировать на ощупь предметы (игрушки) по форме;
учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
развивать познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них;
формировать у детей умение эмоционально-положительно общаться
со сверстниками в повседневной жизни (делиться игрушками, вежливо
обращаться друг к другу), воспитывать бережное отношение к игрушкам;
формировать у детей интерес к изобразительной деятельности;
учить детей передавать в рисунках внешние признаки предметов (форма-
круглый; величина - большой, маленький; цвет-красный, жёлтый);
развивать зрительно-двигательную координацию;
воспитывать оценочное отношение детей к своим работам.
Оборудование: куклы (большая и маленькая), мячи (большой и маленький),
бумага, краски, игрушки, мешочек,
Ход занятия: 1.Орг. момент.
2. Игровой момент. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- Будем отгадывать загадки и находить игрушку-отгадку в чудесном мешочке.
1. Ростом разные подружки, 2. Совсем не нужен ей водитель
Все похожи друг на дружку. Ключом её вы заведите-
Все они сидят друг в дружке, Колёсики начнут крутиться
А всего одна игрушка. (матрёшка) Поставьте и она помчится. (машина)
3. Закрывает она глазки, 4. Чтоб колечки нам собрать
Ей рассказывают сказки, Все размеры надо знать
Может «Мама!» закричать Мы на стержень не на нитку
И в коляске полежать. (кукла) Собираем … (пирамидку)
- О чём были загадки, как назвать одним словом?
- Какие ещё игрушки вы знаете?
3. Беседа об игрушках.
- Да, ребята, игрушек много. Для чего они нужны? А у вас дома есть игрушки? А вы приносите их в детский сад?
Как вы думаете, если кто-то принёс игрушку в детский сад, он должен давать её другим детям? Как называют того, кто не делится игрушками?
Я принесла игрушку в детский сад. У меня её попросил мальчик: «Эй, дать поиграть». А я не дала. Как вы думаете почему? Как нужно просить?
4. Чтение стихотворения
Мой весёлый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь
Красный, синий, голубой
Не угнаться за тобой.
- О чём я прочитала стихотворение? Вспомните, я читала вам сказку о мячике.
Почему мячик убежал от девочки? Почему мячику понравилось в детском саду? А вы бережёте игрушки? Расскажите.
5. Игра «Большой - маленький»
- К нам в гости пришли куклы: большая и маленькая.
Покажите, где большая кукла? А эта, какая? Куклы хотят поиграть с мячиками.
Вот мячики. Какой они формы?
Какой мячик дадим этой кукле? Почему? А этой кукле? Почему?
6. Игра «Красный - жёлтый»
У большой куклы – большой мячик. Посмотрите, а мячик и платье у куклы одинакового цвета? Какого цвета? А вот у маленькой куклы – маленький мячик. А по цвету платье и мячик одинаковые? Дети называют цвета.
7. Рисование.
1. А вот здесь тоже нарисованы куклы: большая и маленькая.
Эта, какая кукла большая или маленькая? А эта? Ребята, они тоже хотят поиграть с мячиками. Как помочь куклам? Давайте им нарисуем мячики. Кому, какой мяч нарисуем?
Я буду рисовать мячики указательным пальцем.
2. Показ педагогом приёма рисования.
3. Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня»
4. Рисование детьми.
5. Итог. Что мы рисовали? Какой мяч мы рисовали для большой куклы? А для
маленькой?
6. Оценка своих работ.
8. Итог занятия. Что больше всего вам понравилось на занятии?
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
Памятки для родителей
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
- Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.
В помощь родителям детей
с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с детьми группы раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Овощи-фрукты"
Програмные задачи: формировать представления у детей младшего возроста о овощах и фруктах, их признаках и применение в быту. Развитие мелкой моторики. Оборудование: игрушки - медведь, муляжи овощ...
Методическая разработка с детьми группы раннего возраста по развитию речи через театрализованную деятельность.
Тема: "Обыгрывание русской народной сказки "Репка"Цель: Напомнить детям содержание сказки, побуждать их к обыгрыванию и повторению вслед за воспитателем, учить культуре общения, продолжать развивать о...
Учебно-методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста
методика для старшей группы...
Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)
Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного приме...
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"
Предлагаю методическую разработку с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей младшей группы о русской народной...
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Осень в гости к нам пришла"
Предлагаю методическую разработку с детьми младшей группы по рисованию...
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему "Чистота-залог здоровья"
Методическая разработка с детьми младшей группы. Приорететная область: познавательное развитие...