Конструктор "Шифоновая радуга" в работе с детьми с синдромом Дауна
статья по коррекционной педагогике

Синдром Дауна - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной паталогии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой. Педагоги, работающие с детьми ОВЗ, выделяют главную сложность - передача такому малышу жизненного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мосина Ольга Анатольевна, учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад присмотра и

оздоровления № 16» г. Орла

КОНСТРУКТОР «ШИФОНОВАЯ РАДУГА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

  Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                         Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

                                        Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

                                                Мир особого ребёнка безобразен и красив.

                                      Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

                                            Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

                                                Почему он агрессивен? Почему не говорит?

                                     Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                                         Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

 «Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

С первых месяцев заметно отставание «дауненка» от ровесников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на близких. Отстает и моторное развитие. Они поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Организм малыша с синдромом Дауна живет, как бы в полусне. Но на самом деле он хочет расти и развиваться.

Сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, выделяют главную сложность – передача такому малышу жизненного опыта.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Создавая благоприятные условия для детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать сопровождение такого ребенка специалистами: педагогом-психологом, дефектологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, реабилитологом, тьютором. А так же в работе с малышом важно заинтересовать ребенка, предложив ему что новое, яркое, интересное. Что будет притягивать интерес ребенка и давать положительный результат в работе.

 «Шифоновая радуга» - это конструктор для рисования тканью, разработанный Е. Д. Файзуллаевой, Т. Д. Фицнер. Его можно использовать в игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях и даже на занятиях продуктивной деятельностью (рисование). Основная идея методики заключается в том, что при использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт и накапливает впечатления, развивает воображение, мышление, способности к фантазированию и знакомит его с цветом в необычной форме.

Известно, что у детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, затрудняющих сенсорное развитие. Из них весьма значительными являются недостаточность тактильного и вестибулярного анализаторов, а также суставно-мышечного чувства. Нарушение тактильной чувствительности ведет к тому, что затрудняется усвоение сенсорных эталонов: таких, как форма, цвет, величина, температура, вес, свойства поверхности. У многих детей с синдромом отмечается повышенная чувствительность. Такой ребенок не терпит прикосновений с предметами неприятных для него на ощупь. В этом случае, а также в период адаптации малыша с синдромом Дауна эффективным «помощником» в работе может стать конструктор «Шифоновая радуга».

Ткань, используемая в конструкторе «Шифоновая радуга» - лёгкий, мягкий, гладкий материал. А для обогащения сенсорного опыта можно вводить в работу разнообразные тканевые лоскутки (шершавые, натуральные, синтетические и т. д.)

Безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Определенных умений и навыков в работе с конструктором «Шифоновая радуга» ребенку не требуется. Ткань даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». Поэтому ребенку комфортно играть  с конструктором в период адаптации. А правильно подобранные в этот период цвета действуют на ребенка успокаивающе.

При игре с данным конструктором и на занятиях малыш:

- играет, ощупывает, действует, располагает детали конструктора, не боясь и не рискуя их испортить;

- получает красочные, привлекательные, объемные картины и поделки, в независимости от имеющихся у него навыков и опыта;

- испытывает состояние успеха, что благотворно влияет на его эмоциональное состояние;

- располагает детали конструктора не только на холсте, но и на полу, столе, ковре, поэтому нет необходимости сохранять статичную позу, что особенно важно для соматически ослабленных и детей с ОВЗ, в том числе с синдромом Дауна;

- изучает цвета, форму;

- знакомиться с новым материалом по лексическим темам;

- убирает поделки легко, быстро и с удовольствием.

Важно на занятиях общаться с малышом «дауненком». Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать, показывать и выполнять действия за него или с ним.

Используя на занятиях и в игре с ребенком с синдромом Дауна «Шифоновую радугу» можно решать различные задачи:

- более быстрое и адекватное привыкание ребенка к условиям детского сада в период адаптации;

- формирование и накопление знаний о сенсорных эталонах;

- развитие восприятия цвета и осуществление сочетаний цветов;

- в совместной деятельности со взрослым «при рисовании тканью» у малыша с синдромом Дауна возникает ситуация делового общения;

- расширение представлений о свойствах объектов и предметов;  

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие силы выдоха;

-развитие общей и тонкой моторики;

- расширение эмоционального опыта;

- развитие чувства границ;

- овладение навыком конструирования;

- получение опыта совместной деятельность со взрослым, сверстником и в группе;

- развитие социальных умений (выполнять действия по очереди);

- развитие лицевых мышц;

- развитие речи.

Для развития речи полезен массаж лица. При массаже лба, щек, шейно-грудных мышц так же можно использовать конструктор.

Таким образом, результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение малыша, развитие памяти, воображения, мышления, а также легкая и комфортная адаптация к новым условиям. Конструктор «Шифоновая радуга» на занятиях с ребенком с синдромом Дауна зарекомендовал себя с положительной стороны. Малыш всегда с радостью «играет-занимается».

Список литературы:

 1.«Арт-методики для развития малышей». Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трёх лет)/ под ред. И.А.Лыковой. Издательский дом «Цветной мир»,2018.

2.Г.Г. Григорьева «Играем с малышами». Игры и упражнения для детей раннего возраста». Пособие для воспитателей ДОУ и родителей// Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба. -Просвещение, 2003.

3.Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 2: науч.-практ. сб. – М. : Теревинф, 1999 – 125 с.

4.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018 — 351 с. 

5.https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vospitatelej-konstruiruem-fantaziruem-igraem-4150933.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.

1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна

Материал подготовил педагог-психолог Бадалян Д.Я....

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

Беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»

Методическая разработка для воспитателей по теме " Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна"...