Конструктор "Шифоновая радуга" в работе с детьми с синдромом Дауна
статья по коррекционной педагогике
Синдром Дауна - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной паталогии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой. Педагоги, работающие с детьми ОВЗ, выделяют главную сложность - передача такому малышу жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_shifonovaya_raduga_v_rabote_s_detmi_s_sindromom_dauna.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мосина Ольга Анатольевна, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад присмотра и
оздоровления № 16» г. Орла
КОНСТРУКТОР «ШИФОНОВАЯ РАДУГА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
С первых месяцев заметно отставание «дауненка» от ровесников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на близких. Отстает и моторное развитие. Они поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Организм малыша с синдромом Дауна живет, как бы в полусне. Но на самом деле он хочет расти и развиваться.
Сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, выделяют главную сложность – передача такому малышу жизненного опыта.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Создавая благоприятные условия для детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать сопровождение такого ребенка специалистами: педагогом-психологом, дефектологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, реабилитологом, тьютором. А так же в работе с малышом важно заинтересовать ребенка, предложив ему что новое, яркое, интересное. Что будет притягивать интерес ребенка и давать положительный результат в работе.
«Шифоновая радуга» - это конструктор для рисования тканью, разработанный Е. Д. Файзуллаевой, Т. Д. Фицнер. Его можно использовать в игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях и даже на занятиях продуктивной деятельностью (рисование). Основная идея методики заключается в том, что при использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт и накапливает впечатления, развивает воображение, мышление, способности к фантазированию и знакомит его с цветом в необычной форме.
Известно, что у детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, затрудняющих сенсорное развитие. Из них весьма значительными являются недостаточность тактильного и вестибулярного анализаторов, а также суставно-мышечного чувства. Нарушение тактильной чувствительности ведет к тому, что затрудняется усвоение сенсорных эталонов: таких, как форма, цвет, величина, температура, вес, свойства поверхности. У многих детей с синдромом отмечается повышенная чувствительность. Такой ребенок не терпит прикосновений с предметами неприятных для него на ощупь. В этом случае, а также в период адаптации малыша с синдромом Дауна эффективным «помощником» в работе может стать конструктор «Шифоновая радуга».
Ткань, используемая в конструкторе «Шифоновая радуга» - лёгкий, мягкий, гладкий материал. А для обогащения сенсорного опыта можно вводить в работу разнообразные тканевые лоскутки (шершавые, натуральные, синтетические и т. д.)
Безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Определенных умений и навыков в работе с конструктором «Шифоновая радуга» ребенку не требуется. Ткань даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». Поэтому ребенку комфортно играть с конструктором в период адаптации. А правильно подобранные в этот период цвета действуют на ребенка успокаивающе.
При игре с данным конструктором и на занятиях малыш:
- играет, ощупывает, действует, располагает детали конструктора, не боясь и не рискуя их испортить;
- получает красочные, привлекательные, объемные картины и поделки, в независимости от имеющихся у него навыков и опыта;
- испытывает состояние успеха, что благотворно влияет на его эмоциональное состояние;
- располагает детали конструктора не только на холсте, но и на полу, столе, ковре, поэтому нет необходимости сохранять статичную позу, что особенно важно для соматически ослабленных и детей с ОВЗ, в том числе с синдромом Дауна;
- изучает цвета, форму;
- знакомиться с новым материалом по лексическим темам;
- убирает поделки легко, быстро и с удовольствием.
Важно на занятиях общаться с малышом «дауненком». Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать, показывать и выполнять действия за него или с ним.
Используя на занятиях и в игре с ребенком с синдромом Дауна «Шифоновую радугу» можно решать различные задачи:
- более быстрое и адекватное привыкание ребенка к условиям детского сада в период адаптации;
- формирование и накопление знаний о сенсорных эталонах;
- развитие восприятия цвета и осуществление сочетаний цветов;
- в совместной деятельности со взрослым «при рисовании тканью» у малыша с синдромом Дауна возникает ситуация делового общения;
- расширение представлений о свойствах объектов и предметов;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие силы выдоха;
-развитие общей и тонкой моторики;
- расширение эмоционального опыта;
- развитие чувства границ;
- овладение навыком конструирования;
- получение опыта совместной деятельность со взрослым, сверстником и в группе;
- развитие социальных умений (выполнять действия по очереди);
- развитие лицевых мышц;
- развитие речи.
Для развития речи полезен массаж лица. При массаже лба, щек, шейно-грудных мышц так же можно использовать конструктор.
Таким образом, результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение малыша, развитие памяти, воображения, мышления, а также легкая и комфортная адаптация к новым условиям. Конструктор «Шифоновая радуга» на занятиях с ребенком с синдромом Дауна зарекомендовал себя с положительной стороны. Малыш всегда с радостью «играет-занимается».
Список литературы:
1.«Арт-методики для развития малышей». Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трёх лет)/ под ред. И.А.Лыковой. Издательский дом «Цветной мир»,2018.
2.Г.Г. Григорьева «Играем с малышами». Игры и упражнения для детей раннего возраста». Пособие для воспитателей ДОУ и родителей// Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба. -Просвещение, 2003.
3.Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 2: науч.-практ. сб. – М. : Теревинф, 1999 – 125 с.
4.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018 — 351 с.
5.https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vospitatelej-konstruiruem-fantaziruem-igraem-4150933.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.
1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...
Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...
рекомендации к организации работы с детьми с синдромом Дауна
консультация...
Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"
laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...
Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна
Материал подготовил педагог-психолог Бадалян Д.Я....
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...
Беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»
Методическая разработка для воспитателей по теме " Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна"...