Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"
материал по теме
«Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»
Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать процесс знакомства с миром прекрасного и приобщать детей к различным видам искусства.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок приобретает знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, из-за этого нарушается их общее развитие, не позволяющее вести полноценную жизнь. К особенностям развития относится: быстрая утомляемость, более медленный темп работы, затруднения в управлении своими движениями и другое.
Поскольку наше учреждение посещает ребенок с синдромом Дауна передо мной встал закономерный вопрос: как и чем, увлечь ребенка с таким диагнозом, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и полезным?
Изучая данный вопрос, я сделала для себя вывод о том, что занятия с нетрадиционным материалом в игровой форме увлекает и приносит массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с такими детьми. Необычные техники помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, непонятым, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями. Это способствует развитию воображения, фантазии, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д. Эти упражнения эффективно, тренируют мышцы кисти руки, готовят руку к письму.
Существует много техник нетрадиционного рисования - от простых до сложных. Для детей с синдромом Дауна больше всего подходят такие техники изобразительного искусства, как пальчиковое рисование, рисование ладошкой, кулаком, ребром ладони, рисование песком, цветной солью, манкой, ватными палочками, монотипия, рисование картофельными штампами, рисование с помощью валика и поролоновой губки, аппликация из крученых салфеток, пуговиц и другое.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе... На листочке дерева, на газете... Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_bez_granits1.rar | 67.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Название техники | Описание техники | Материалы |
«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой) | Краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. | Миска с краской, гуашь, альбомные листы |
Печать листьев | Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. | Листья, краска гуашь, альбомные листы |
Рисование методом тычка | Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры. | Ватный тампон, краска, альбомные листы |
Тычок жёсткой полусухой кистью | Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Кисть для рисования, альбомные листы, краска |
Оттиск крышками | Используются различные крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места). | Различные крышки, краска, альбомные листы, миска с краской и водой |
Оттиск печатками из картофеля | Из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски | Альбомные листы, картофель, краска |
Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом | Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски. Правило – не используется вода. | Пенопласт, поролон, бумага, альбомные листы, миски с краской |
Кляксография | Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали | Альбомные листы, краска |
Кляксография (вариант 2) | Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. | Альбомные листы, краска |
Раздувание краски | Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали. | Альбомные листы, краска, трубочки |
Кляксография с ниточкой | Нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали. | Альбомные листы, краска, нитка |
Печать по трафарету» | Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью | Трафарет, бумага, поролон, альбомные листы. краска |
Рисование по мокрой бумаге | Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. | Краска, альбомные листы, бумага, вода, |
Рисование по мокрой бумаге (вариант 2) | При помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается. | Краска, альбомные листы, бумага, вода, акварельные мелки |
Размытый рисунок | Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.) | Краска, альбомные листы, бумага, вода, |
Набрызг (рисование зубной щёткой) | На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д. | Краска, альбомные листы, бумага, вода, зубная щетка |
Монотопия (отпечаток) | Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым. | Краска, альбомные листы |
Монотопия предметная | Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа – половина изображаемого предмета. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. В конечном итоге получается симметричное изображение предмета. | Краска, альбомные листы |
Монотипия по стеклу | Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения. | Стекло, альбомные листы, краска |
Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель). | Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту | Восковые мелки, акварель, альбомные листы, краска |
Знакомая форма («новый образ») | Карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.) | Предметы, краска, альбомные листы |
Ожившие предметы | Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. , которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др. | Предметы, краска, альбомные листы |
Шаблонография | Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит. Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг. Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью). | Краска, шаблоны, альбомные листы |
«Граттаж» (гравюра) | Натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок. | Свеча, жидкое мыло, альбомные листы, палочка, картон |
Граттаж воском | На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной. | Свеча, тушь, альбомные листы, палочка, картон |
Фотокопия | Рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки | Свеча, жмыло, альбомные листы, палочка, картон |
Пластилинография | Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. | Пластилин, картон, шаблоны |
Витраж (клеевые картинки) | Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет. | Клей, краска, целлофан |
Витраж мелками | Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться. | Мелки, краска, клей |
Штампики из ниток | Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность. | Нитки, предмет для наматывания, краска, альбомные листы |
Штампики из пластилина | Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску. | Пластилин, краска |
Картинки-отпечатки | Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок. | Картинки-отпечатки, краска, альбомные листы |
Отпечатки морковкой, яблоком | Необходимо придать овощам и фруктам нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности. | Краска, овощи для штампов |
Рисование мыльными пузырями | С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. | Мыльные пузыри. Трубочка, альбомные листы, краска |
Рисование солью | При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. | Клей, соль, краска |
Рисование смятой бумагой | Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги. Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки. | Мятая бумага, краска, альбомные листы |
Рисование масляной пастелью и акварелью | На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Дальше ребенок рисует рисунок и появляются узоры. | Масляная краска, пастель, альбомные листы |
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки» | Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. | Нить, альбомные листы, краска |
Фроттаж | Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру. | Карандаши, бумага |
Паспарту | Паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки. Удобно использовать для этого маникюрные ножницы. | Рамка, картинки, ножницы, карандаши, краски, фломастеры |
Мраморное рисование | Возьмите крышку от коробки (например от обувной), выдавите из тюбиков разные цвета краски. Поместите туда же несколько шариков (такие продаются в автоматах почти во всех супермаркетах). Теперь пусть ребенок начинает наклонять крышку в разные стороны, и шарики будут размазывать краску, превращая холст в мраморное поле. | Коробка из-под обуви, краска в тюбиках, шарики |
Рисование расческой | Нанесем краску на лист, как показано на рисунке(синюю, зеленую, желтую и красную), затем пусть ребенок сделать главное — проведет расческой по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. | Расческа, краска |
Рисование пеной для бритья | Размажьте пену для бритья на ровной твердой поверхности (подойдет пластиковая разделочная доска). Нанесите на пену краску. Ребенку вручите зубочистки, и вместе можете придумывать и выводить разнообразные узоры. | Пена для бритья, альбомные листы, краска |
Рисование свечой | Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску. | Свеча, краска, листы бумаги |
Рисование тушью и гуашью | Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями. | Тушь, гуашь, бумага |
Рисование скотчем | Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером. | Скотч, картинка, ножницы |
Рисование тушью | 1-ый способ Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом. Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо. 2-ой способ На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др. Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами. | Тушь, краска, альбомные листы |
Гелевая монохромная графика | На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок. | Гелевая ручка (серебристая), тушь, гуашь |
Гелевая полихромная графика | На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон. | Цветные гелевые ручки, краска для фона |
Рисование бутылкой | Дно бутылки обмакивается в краску и затем используется в качестве штампа. Удобно рисовать цветы, листья, разнообразные узоры. В краску можно добавить клей ПВА, тогда рисунок получится объемный. | Бутылка, краска гуашь, клей ПВА |
Рисование винными пробками | Пробки от вина обмакиваются в краску и используются в качестве штампов. В краску можно добавить клей ПВА, тогда рисунок получится объемный. | Пробки от вина, краска гуашь, клей ПВА |
Рисование вилкой | Пластиковую вилку нужно обмакнуть в краску, затем приложить к листу бумаги. Получается штрихованный отпечаток. Можно использовать, чтобы нарисовать траву, ежика, елку и др. | Пластиковая вилка, миска с краской, альбомные листы |
Рисование ластиком карандаша | Ластик от карандаша обмакивается в краску, затем на листе бумаге оставляет отпечатки от краски. | Ластик от карандаша, альбомные листы, шаблоны для рисования, краска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего возраста: рисование штампами
Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн...
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"...
Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...
Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад подготовлен на основе собственнго педагогического опыта...
Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....