Выступление на педсовете: Организация предметно- развивающей среды для воспитанников с аутистическими нарушениями
материал по коррекционной педагогике

Батракова-Янц Оксана Виллиевна

Дети с аутизмом часто имеют проблемы в общении и взаимодействии с окружающим миром, поэтому создание соответствующей среды может помочь им улучшить свои навыки.Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prrs_dlya_detey_ras_pedsovet.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

Организация предметно- развивающей среды для воспитанников с аутистическими нарушениями

Выступила :

Батракова-Янц Оксана Виллиевна

Дети с аутизмом часто имеют проблемы в общении и взаимодействии с окружающим миром, поэтому создание соответствующей среды может помочь им улучшить свои навыки.

Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.

 Пространство нашей группы условно разделено на функциональные зоны:

– Для индивидуальных занятий

- для групповых занятий

- зона игр

- зона отдыха и сенсорной разгрузки

- обеденная зона.

Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется:

 × упорядоченностью и постоянством;

× немногочисленностью;

× единством игрового пространства в группе (один ковер, рабочий стол и др.), но в то же время зонированием (мелкие маты, ширмы и др.).

Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах-

Круг всегда в зоне на ковре и т.д.

-В группе для каждого вида игрушек выделены отдельные полки,, все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место.

-Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть *уголок уединения*- тоннель, палатка, качалки

-При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:

× организация пространства;

× организация времени;

× организация социального окружения.

Для зрительной стимуляции- необходимо использовать различные варианты визуальной поддержки.

Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:

× ориентировочные;

× коммуникативные;

× социально-поведенческие.

При организации пространства  мы используем  ориентировочные подсказки (маленькие фотографии ребенка  на стульчиках, кроватках, шкафчиках, для крючка на полотенце)

Размещение на стене в раздевалке перед входом в группу  дерева именинников с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу.

Примеры коммуникативных подсказок:

В качестве коммуникативных подсказок используются таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Примеры коммуникативных табличек: «ПОМОГИ»-в рабочей зоне , «ДАЙ ПИТЬ» где вода,  «Я хочу» игрушки, карандаши

В качестве социально-поведенческих подсказок мы используем:   

Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду.

× Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. (раздевание-одевание, прием пищи , мытье рук  др.)

Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. Таким образом, необходима работа по организации времени. Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Помимо расписания дня, часто нами используется планшетка «Сначала – Потом» - визуальная поддержка на время конкретного занятия или его отрезка. Этот простейший вариант расписания, используется параллельно с расписанием дня для повышения мотивации ребенка к выполнению отдельных заданий. При этом в поле «Сначала» располагается изображение целевой деятельности (задание), в поле «Потом» - изображение мотивирующей деятельности или игрушки\пищевого подкрепления. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.

-Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными крышками, мелкими игрушками киндерами.

-Для Развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия есть сенсорная дорожка.

-Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические тренажеры 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, одноо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...