Технологии и методы комплексной помощи ребенку с РАС
консультация по коррекционной педагогике

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_i_metody_kompleksnoy_pomoshchi_rebenku_s_ras.pptx213.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская СОШ №7 здание по адресу: 142701, Ленинский г.о ., г. Видное, Жуковский пр -д., д. 35 Технологии и методы комплексной помощи ребенку с РАС Подготовила: тьютор Тарушкина М.М. Видное 2024

Слайд 2

Основной целью этой работы является не детальное описание каждого метода и подхода, а возможность сориентироваться в используемых специалистами технологиях и направлениях помощи с учетом их внутреннего содержания, основных этапов, тактик и приемов. Один из основных и важных вопросов, которые раскрываются в этой работе, - ограничения и противопоказания к их использованию в случае конкретного варианта аутистического расстройства. Необходимо сказать о длительности проведения коррекционной работы. Длительность и объём занятий будут определяться большим количеством факторов: характер искажения развития, его вариант/форма, индивидуальные особенности развития, включенность семьи и других взрослых в систему помощи. Кроме того, каждый специалист, познакомившись с многообразием современных методов помощи, сможет оценить и возможность их использования в своей работе с детьми с РАС. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024.

Слайд 3

Эмоционально – коммуникативные подходы Такие подходы ориентированы на развитие гибкости в человеческих взаимоотношениях. 1.1. Эмоционально – смысловой подход школы К.С. Лебединской – О.С. Никольской. Основная цель этого подхода – повышение уровня адаптации путем введения эмоциональных смыслов, элементов совместного проживания даже в стереотипную деятельность ребенка, развитие осмысленного п онимания окружающего мира. Структура коррекционной работы. Выделяют подготовительный и 5 основных этапов работы: 0. Диагностика аффективной дизадаптации и специфики сформированности уровневой структуры а ффективной организации. Установление аффективного контакта. Стимуляция активности, направленной на взаимодействие, расширение форм аффективного контакта. Коррекция (снятие) страхов. Купирование агрессии, негативизма и других нежелательных форм поведения. Формирование целенаправленных паттернов поведения. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024.

Слайд 4

Обязательные условия работы: 1) первоначальная ориентация на тот уровень аффективной регуляции, которым ребенок пользуется по преимуществу. 2) обязательное развитие структур каждого аффективного слоя. Для этого необходимо придать целостность и завершенность каждому аффективному стереотипу и дать ребенку большой выбор образцов поведения. 3) формирование взаимодействия аффективных структур разных у ровней с постепенным включением в него каждого вновь отработанного аффективного механизма. Итог . Отработка целостных форм поведения в этом подходе состоит не в механическом заучивании ребенком определенных шаблонов и паттернов поведения, а в их отработке, в ходе сюжетно – ролевой игры, что и является работой по формированию недостающих аффективных механизмов и налаживанию согласованного взаимодействия между всеми аффективными структурами. Ограничения и/или противопоказания. Острое психическое состояние ребенка. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024.

Слайд 5

1.2 Модель развития, индивидуализации, взаимоотношений ( DIRFloortime ) Основная цель – наиболее полное включение ребенка в социум, развитие личности ребенка, создание б азы для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям. Структура концепции: основа концепции представление о шести основных функциональных э моциональных стадиях развития ребенка. На каждой стадии функционального эмоционального развития ребенок в норме осваивает и проявляет набор способностей, соответствующих этой стадии. При различных вариантах аутистических расстройств ребенок не осваивает полностью способности, соответствующие каждой стадии, что и определяет содержание работы по созданию условий для освоения недостающих способностей на каждой стадии развития Принципы концепции DIR : Речь и мышление, а также эмоциональные и социальные навыки осваиваются в процессе отношений, которые включают в себя эмоционально значимое взаимодействие. Дети обладают разными исходными способностями к восприятию сенсорной и двигательной информации. Прогресс в разных областях развития взаимосвязан. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024.

Слайд 6

Концепция DIR распространяется не только на работу с ребенком, но и на работу с семьей. т ак же важным является декларирование командного подхода к деятельности всех специалистов, р аботающих с ребенком. DIR концептуализирует комплексную разнонаправленную деятельность самых разных специалистов (учителей, логопедов, психологов), работа которых определяется также рядом принципов: б ыть включенным в двухстороннее взаимодействие; в оздействовать на эмоциональное состояние ребенка; м аксимально учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе особенности моторики и сенсорики; ориентироваться на актуальный уровень развития ребенка. Итог: таким образом, это направление определяет не только непосредственную коррекционную деятельность, но фактически, образ жизни семьи и включенных в ее круг специалистов и других людей. Методика Floortime Цель: формирование эмоционально значимого взаимодействия в учебных ситуациях и продвижение к высшим уровням абстрактного и рефлексивного мышления. Структура коррекционной работы. Вовлечение и налаживание контакта. (Процесс «следования за ребенком») Создание и развитие непрерывного двухстороннего развития. (Взрослый включается в манипуляции ребенка, замечает и отвечает на его сигналы, поддерживает инициативу ребенка). Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .

Слайд 7

3. Разделение действия и восприятия. (Наделение смыслом предметов и людей как основы понятийного мышления). 4. Использование ролевых игр. (Наполнение значимыми символами внутреннего мира ребенка). 5. Простраивание полноценного «логического мышления». (Выход из воображаемого мира и переход к реальности с полным пониманием логики взаимоотношений с другими и понимания их логики. Условия работы: Домашние занятие и взаимодействие, соответствующие уровню развития ребенка. Логопедические занятия – не реже 3 раз в неделю. Эрготерапия или физическая терапия, основанные на принципах сенсорной интеграции – не реже 2 раз в неделю. Ежедневная образовательная программа: коррекционная или инклюзивные группы ДО (с тьютором ). Биомедицинское лечение. Ограничений и противопоказаний фактически нет. Методика будет неэффективна для детей с выраженными регрессивными вариантами аутистического расстройства (при отсутствии медикаментозного лечения). Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024.

Слайд 8

1.3. Метод Son – Rise (Метод семьи Кауфман) Основная цель – это развитие ребенка, в том числе посредством изменения фокусировки восприятия родителями ребенка с аутистическими расстройствами с негативного на полностью позитивный. Принципы программы: 1. Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. 2. В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. 3. Обучение через игру приводит к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации. 4. Энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению. 5. Безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дает ребенку ощущение радости, усиливает его внимание и мотивацию в течении всей программы. 6. Умение родителей посмотреть на ситуацию глазами ребенка – наиболее важное и эффективное средство, способное поддерживать обучение и вдохновлять ребенка. 7. Создание безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятно для обучения и развития. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024.

Слайд 9

Структура программы. В программе можно выделить 5 этапов, определяющих более глубокое включение в совместную деятельность с ребенком. 1.Этап. На первом этапе проводится тщательное и детальное наблюдение за поведением ребенка и его реакциями, осмысливаются его поступки. 2.Этап. Присоединение к поведению ребенка с привлечением его внимания к «присоединяющемуся» поведению взрослого. На этом этапе для взрослых действуют следующие правила: н е выражать неодобрения, показывать, что мир не несет угрозу; д елать все, чтобы ребенок захотел быть с ними и делать так, как они; п одавать информацию в том виде, в котором ребенок может ее усвоить. 3.Этап. Создание обедненной обстановки в достаточно малом помещении (для формирования раздельного внимания на единичных объектах). Главное условие. Использование всего того, что ребенком любимо. При этом последовательно и осторожно вводится телесный контакт (начиная с контакта с родителями с переходом в дальнейшем на контакт с различными пластичными веществами и предметами). Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .

Слайд 10

4.Этап. Развитие сенсорики различной модальности. Приоритетом также является телесная анализаторика (игры с песком, водой, различные кручения, подбрасывания). 5.Этап. Вводятся обучающие игры с подключением вербализации предметов. Интенсивно проводится связвание предметов со словами (с положительным подкреплением). Ограничений и противопоказаний нет. Итог: методы и подходы всех методик пересекаются между собой, но все они объединены одним основополагающим принципом: огромный объем работы самих родителей с детьми. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью в...

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"...

Личностно-развивающие технологии и методы сопровождения развития ребенка в образовательном процессе

Краткий обзор технологий и методов работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Статья: "Ментальная арифметика - как метод комплексного развития ребенка"

Статья посвящена современной методике дополнителного образования детей "Ментальная арифметика", данная методика является востребованной и все больше педагогов проявляет интерес к ментальной ...

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контексте решения задач обучения, воспитания, социализации и и

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контекс...