Понимание обращенной речи. Продолжение консультации
консультация по коррекционной педагогике

Литвиненко Татьяна Валерьевна

В консультации в виде таблицы представлена информация о стадиях развития понимания речи детьми в норме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОНИМАНИЕ   РЕЧИ2024-09-27_08-37-11

(продолжение консультации)

Специалисты определяют 6 уровней

понимания речи и отмечают нормативный

возраст их появления:

1 уровень

нулевой

до 3-4 месяцев от рождения

У ребенка выражено речевое внимание, он прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Младенец реагирует на голос мамы, понимает интонацию, с которой к нему обращаются и реагирует адекватно: если обращение ласковое – улыбается, если строгое – расстраивается и может заплакать.

2 уровень

ситуативный

до 6-7 месяцев

Понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам. Например, мама просит: «Дай ручку, дай поцелую, давай петь, пойдем гулять» и т.д. Ребенок понимает знакомые словосочетания и на них реагирует.

3 уровень

номинативный

до 1 года

понимает названия отдельных предметов и игрушек. Т.е. просим ребенка: «Покажи, где мячик? Где у мишки глазки? А где у тебя ручки?» и т.д.

4 уровень

предикативный

до 1,5 лет

Предикат = глагол, действие. Понимает названия действий в различных ситуациях. Понимает двухступенчатую инструкцию. Дети начинают понимать большое количество глаголов.

5 уровень

расчлененный

до 3 лет

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. Способен сидеть, слушать рассказы родителей, когда ему читают книжки, сказки. Понимает сюжет, показывает пальчиком, по картинкам отслеживает читаемую историю.

6 уровень

без названия

до 5 лет

Понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации – абстрактный уровень понимания речи.

После пяти лет происходит накопление более сложной лексики, понимание речи возрастает в плане понимания логических конструкций. Дети научаются понимать сложные тексты, большие по объему, т.е. становятся готовы к обучению в школе.

Развитие понимания речи у детей –

одна из коррекционных задач

на предстоящий учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи (продолжение)

Одним из направлений  коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...

Содержание работы по развитию понимания обращенной у неговорящих дошкольников.

Консультация для  воспитателей по коррекционной работе с неговорящими детьми....

Понимания письменной речи глухими 

Процесс понимания речи глухими детьми можно сравнить с пониманием текста на иностранном языке: та же упрощенная линейная модель понимания речи. И.Н. Горелов и К.Ф. Седов констатируют, что ребенок, изу...

Дидактический (картинный) материал для диагностики понимания обращенной речи неговорящих детей

Данный материал можно использовать как с неговорящими детьми, так и с говорящими....

" Почему ребенок не понимает обращенную речь? "

Зрительная сенсорная система - важнейший из органов чувств человека. Через нее человек получает около 90% информации о внешней среде. " Не верь ушам, а верь глазам" - это про доверие, а вот ...

Альбом для развития понимания устной речи у дошкольников. Наглядно-дидактический материал

Понимание слов. Понтмание множественного и единственного числа существительных. Понимание предложений...

Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о про...