Методическая разработка «Интервьюирование –один из эффективных методов речевой активности детей с ТНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Интервьюирование это разновидность разговора, беседы, между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_nsportal_.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Интервьюирование –один из эффективных методов
речевой активности детей с ТНР»
Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой респондент и исследователь выступают собеседниками, вопросы построены в определённой последовательности, задаёт их только исследователь, а респондент отвечает на них.
Этапы проведения интервьюирования:
1. Подготовительный.
2. Основной.
Подготовительный этап:
Изучение лексической темы.
- Развитие поисковой активности в форме вопросов с помощью игр и упражнений
Основной этап:
Проведение интервьюирования
А) у детей
Б) у взрослых
Изучение лексической темы
Изучение каждой лексической темы с дошкольниками начинаю с создания условий и такой образовательной среды, в которой ребенок может проявить такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, т. е. отталкиваюсь от интереса самого ребенка. На начальном этапе воспитанникам демонстрирую предметные картинки по лексической теме, затем, в процессе беседы определяю, что их интересует, записываю детские вопросы. Отталкиваясь от интереса детей, провоцирую вопросами: «Что тебе интересно узнать? Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать?» Ребята старшего дошкольного возраста часто сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать что – то новое об интересующем их предмете, явлении, событии и т. д.
Для поддержания интереса изучаемого материала, а так же для формирования грамматического строя речи, часто использую инновационные технологии. Например, одной из интересных игр для детей является «Настольный твистер», который направлен на формирование сенсорных эталонов, грамматического строя речи, формированию коммуникативной деятельности дошкольников. К каждой лексической теме, мной так же составлены презентации, разработаны компьютерные игры.
Работой над обогащением словарного запас, является совместная детско-родительская проектная деятельность, в содержание, которой входит изучение новых и сложных по разным темам, поиск загадок, пословиц, крылатых выражений, скороговорок и составление творческого рассказа. Данная работа предполагает такой образовательный процесс, в котором каждый участник вносит свой вклад в создание проекта. Ребенок, овладев достаточной информацией изучаемой темы, защищает свой проект перед сверстниками. Далее следует следующий этап работы над интервью – это активизация поисковой активности в форме вопросов.
Развитие поисковой активности в форме вопросов с помощью игр и упражнений.
Детские вопросы являются основополагающим фундаментом, в педагогической работе. Понятие детской вопросительности трактуется как психологическая способность и потребность задавать вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения и собеседников.
Опираясь на лексические темы, провожу цикл игр, направленных на умение задавать детьми вопросы. Для этого использую вопросительные схемы, создаю предметно – развивающую среду, в которой воспитанники устанавливают причинно – следственные связи, побуждающие к возникновению детских вопросов. Например, Игра «Что интересное видели?». Педагог совместно с детьми рассматривает картину, беседует с детьми, затем закрывает фрагмент и просит вспомнить, что было нарисовано с помощью вопросов, например: «На картине была река? У ребят хорошее настроение? Что делали мальчики?» и так далее. Игры можно усложнить, разделив детей на команды. Например, игра «Утверждаю или нет» воспитанникам раздаются предметные картинки, каждый ребенок задаёт вопрос, команде противников, стараясь отгадать предмет, нарисованный на картинке, а другая команда отвечает на заданный вопрос. Например, у одной команды предметная картинка с изображением козы. Предполагаемые вопросы команды - противников: «Это Птица? Это мебель ? и т.д. Противоположная команда отвечает на поставленные вопросы.
Следующим этапом работы по подготовке к детскому интервью является расширение образовательного пространства и выход дошкольников из «зоны комфорта». Для решения данной задачи обращаю внимание детей на разнообразные социальные и культурные объекты нашего города и нашей страны. Активно применяю инновационные технологии, такие как: интерактивную доску, интерактивный стол, позволяющие изучить труднодосягаемые объекты.
Проведение интервьюирования
А) У детей.
На этапе интервьюирования предлагаю дошкольникам в процессе изучения лексической темы игру «Рекламное агентство». Дошкольники, в рамках недельной темы рекламируют предметы, объекты или явления природы. Например, в рамках изучения темы «Одежда» ребята рекламируют детское бельё, проведя предварительно показ мод. Один из дошкольников обращает внимание гостей на фасон, ткань, цвет изделия. Называет цену, телефон и адрес магазина предлагаемого товара. После этого, корреспондент подходит к рекламодателю и задаёт интересующие вопросы, например: «Почему дизайнер выбрал именно этот фасон? Что побудило к созданию данного изделия? Сколько в наличие данного фасона брюк? Что больше всего нравится носить модели? Какой цвет любимый? и т.д.». Аналогичная работа проводится в конце каждой недели, как итог изучаемой темы.
В процессе данной работы у дошкольников значительно увеличивается активный словарный запас, дети учатся строить предложения сложной конструкции с соблюдением лексико – грамматических норм и правил, у дошкольников формируется любознательность к изучаемым объектам и явлениям, формируется коммуникативная компетентность.
Б) У взрослых.
Взаимодействие с семьей – один из приоритетов коммуникативной компетентности дошкольников. Поэтому, семья является активным участником педагогического процесса. В процессе проведения деловых игр с родителями, большую часть уделяю взаимодействию родителей и детей. Одной из таких форм работы является интервьюирование родителей. Например, игра «Корреспонденты». Ребята берут камеру, микрофон (заранее обговаривают тему, подготавливают вопросы на интересующую тему), берет интервью у родителей своих друзей. Например: «Добрый вечер. Корреспондент группы «Сказка» Васильева Маша. Скажите, пожалуйста, как Вы сегодня добрались? Какое у Вас настроение? Чем Вы любите заниматься в свободное время? Какие мультфильмы Вы любите?». Играя в такие игры, дошкольники учатся взаимодействовать не только со сверстниками, но и с взрослыми, усваивают нормы и правила поведения в обществе.
Описание игр и упражнений.
Игра «Утверждаю или нет».
Цель: Развитие вопросительности.
Материал: предметные картинки, фишки.
Ход проведения. Дети делятся на две команды. Одной из команд даётся предметная картинка. Команда, где находится предметная картинка, отвечает на вопросы своих соперников. Если команда задавала и отвечала на вопросы, то даются фишки. В конце игры подсчитывается количество заработанных фишек за вопросы и ответы.
Игра "Вопрос ответ".
Цель: Развитие поисковой активности в форме вопросов.
Материал: две разные игрушки, не знакомые детям, фишки.
Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой команде дается игрушка и одинаковое число фишек (10-15).
Ведущий инструктирует детей: "Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда получит игрушку. Нужно внимательно ее рассмотреть, подметить все детали этой игрушки. Потом команды обмениваются игрушками. Одна команда будет спрашивать об этой игрушки все, что захочет. А другая будет отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выигрывает та команда у которой останется большее число фишек.
Детям даются игрушки: "Рассмотрите игрушку внимательно". Дается время для рассматривания 3-4 минуты.
- А теперь обменяйтесь игрушками. Сначала будет спрашивать первая команда, а вторая будет отвечать.
Если ответа не прозвучало, у команды забирается фишка. Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы. Ни в коем случае не порицать, не говорить какой не интересный вопрос задан. В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.
Игра "Кто больше задаст разных вопросов".
Цель: Развитие вопросительности.
Материал: карточки с символами обозначающие разные вопросы - "Кто это?", "Что это?", "Какого цвета?", "Какой формы?", "какого размера?", "Почему?", "Для чего?", "Где?", "Что делают?", фишки соответствующего цвета, несколько предметов (4-5), расположенных на столе.
Ход проведения. Карточки с символами раскладываются в поле зрения детей. Ведущий говорит: " Сегодня мы постараемся задавать разные по форме вопросы. Спрашивать нужно про предметы находящиеся у меня на столе. За каждый вопрос дается фишка соответствующего цвета. например вы спросили, какой формы этот предмет, значит получаете фишку ... цвета. Если зададите еще один вопрос начинающийся со слов "какой формы?" фишку вы уже не получаете. Выигрывает тот, кто получит больше фишек разного цвета".
Далее проводиться игра. В ходе игры обязательно поощрять детей за поставленный вопрос.
В конце игры подводятся итоги, подсчитывается число полученных детьми фишек, обозначается выигравший. остальных обязательно нужно похвалить за участие.
Игра «Настольный твистер».
Цель: Формирование грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие навыков общения.
Материал: настольное полотно, предметные картинки, карточки с вопросами.
Ход проведения: Педагог просит подойти дошкольников к настольному полотну и объясняет правила игры: «Ведущий задает вопрос, тот, кто знает ответ, кладет свою ладошку на карточку – ответ на настольном полотне». Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не закроет ладошкой правильный ответ.
Игра «Рекламное агентство».
Цель: Развитие коммуникативных навыков, умение задавать чёткие вопросы, согласно ситуации.
Материал: подбирается в зависимости от изучаемой лексической темы.
Ход проведения. Игра проводится в ходе сюжетно – ролевых игр, либо перед ними. Педагог обращает внимание детей на новый предмет (одежду, книгу, мебель или игрушку) и просит воспитанников рассказать о ней. Далее взрослый провоцирует воспитанников к тому, чтобы они «раскрыли» товар, т.е. разрекламировали его, при этом сообщив номер телефона и место, где этот товар можно купить. В конце игры педагог имитирует покупку товара.
Игра «Корреспонденты».
Цель: Формирование коммуникативной компетентности дошкольников. Совершенствовать умение задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослым.
Материал: микрофон, игрушечная камера или телефон.
Ход проведения: Педагог обращает внимание детей, на то, что к ним приехали корреспонденты, которые хотят взять интервью. Например у мальчика, который победил в шашечном турнире. Корреспондент выбирает место для интервью. Приглашает интервьюера. Корреспондент задает заранее запланированные вопросы, а интервьюер отвечает на них. Чуть подальше от них интервью «снимает оператор». Когда все вопросы будут заданы и получены ответы, корреспондент благодарит интервьюера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки "Системный подход в развитии познавательной активности детей с применением краеведческого материала".
Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей...
Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"
АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...
«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...
Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.
Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...
Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...
«Синквейн – один из эффективных методов развития детей ОВЗ»
Использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая...
Методическое объединение для воспитателей ДОУ «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»...