Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1  -  Рассматривание таблицы.

Этап №2  -  Перекодирование информации.

Этап №3 -  Пересказ информации с опорой на символы.

Этап №4  - Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5  - Воспроизведение мнемотаблицы.

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка- ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mnemotehnika.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Мнемотехника -  как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1  -  Рассматривание таблицы.

Этап №2  -  Перекодирование информации.

Этап №3 -  Пересказ информации с опорой на символы.

Этап №4  - Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5  - Воспроизведение мнемотаблицы.

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка- ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Анализ результатов обследования, которое проводилось в сентябре 2020 года, показал, что у 86 % детей старшей группы наряду с дефектами звукопроизношения встречаются:

- недостаточный словарный запас;

- многочисленные ошибки в грамматическом оформлении речи;

-дети испытывают трудности пересказе коротких рассказов, при составлении рассказов;

- для детей характерны небольшой объем памяти, недостаточно развитое внимание.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически, правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

 Цель работы: развитие связной речи детей старшего школьного возраста средствами мнемотехники. Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

- изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;

- повышение уровня речевой активности детей;

- развитие связной монологической речи;

- обогащение словарного запаса детей;

- формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний;

- развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки;

- формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц;

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков;

- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта у дошкольников расширятся знания об окружающем мире; появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные  истории; увеличатся интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выйдет на более высокий уровень; речь станет последовательной, грамматически правильной; увеличится объем памяти; дети преодолеют робость и застенчивость. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Этапы работы:

Этап

Сроки реализации

Содержание работы

1 этап. Организационный

сентябрь

  • Мониторинг речевого развития детей старшей группы.
  • Анализ результатов мониторинга.
  • Изучение литературы по данной проблеме.
  • Подбор и изготовление необходимых дидактических пособий.
  • Составление плана работы.

2 этап. Основной

октябрь - апрель

Последовательность работы с использованием мнемотехники:

  • знакомство детей с условными обозначениями;
  • составление словосочетаний;
  • составление предложений из 3,4 и более слов;
  • придумывание загадок;
  • разучивание коротких (1-2 предложения) чистоговорок, потешек;
  • разучивание стихотворений;
  • пересказ коротких рассказов;
  • самостоятельное составление коротких описательных рассказов.

3 этап. Заключительный

май

  • Мониторинг
  • Оценка результатов работы.

                                 Приемы развития речи

Наглядные

Словесные

Игровые

Показ картинок, схем, иллюстраций

Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос

Игровые персонажи,

сюрпризный момент,

разные виды игр

Прямые (объяснение, речевой образец, указание)

Косвенные (напоминание, реплика, подсказ)

В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Перспективный план работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники.

Дата

Работа с детьми

Задачи

Сентябрь

Диагностика «Речевое развитие»

Анализ результатов.

Октябрь

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень»

2.      Заучивание стихотворения И.Винокурова «Осень»

3. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице

4. Заучивание стихотворения «Грибы и ягоды»

1. Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширение и активизация словаря по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках осени.

3. Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

4. Упражнять детей в умении опираться на мнемотаблицу и заучивать стихотворение; продолжать развивать психические процессы: память, внимание; закреплять и уточнять знания детей о грибах и ягодах.

Ноябрь

1.Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

2.      Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму»

3.      Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

4. Заучивание стихотворения «Белка – шалунишка»

1. Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно; развивать словарный запас.

2. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

3.Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о повадках белки.

Декабрь

1.Работа с мнемотаблицей по теме «Зима»

2. Заучивание стихотворения «Хитрый ежик»

3.      «Дикие животные зимой».

4. Заучивание стихотворения «Дед Мороз»

1. Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц; развивать диалогическую речь, связную речь; расширять словарный запас; подбирать слова, обозначающие признак, действие; продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление; воспитывать интерес к природе.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о характерных признаках ежа.

3. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемотаблице; повышать самостоятельность детей при работе над речевым высказыванием; расширять знания детей о жизни диких животных зимой.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о традиционном празднике — Новый год.

Январь

1.Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь».

2.Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева.

3.Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима»; совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

2.  Упражнять детей в умении опираясь на мнемотаблицу заучивать стихотворение; продолжать развивать память, внимание; закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать  словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй  речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Февраль

1.Заучивание стихотворения «Знаю много я игрушек»

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

3.Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помошью мнемодорожки.

4.Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки

 1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

2.Упражнять детей в  образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

3. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы; развивать умение чувствовать напевность языка, языковые выразительные средства. Закреплять умение чётко произносить слог, опираясь на мнемокарточку.

4. Продолжать упражнять в чётком произношении  чистоговорок

Март

1.Заучивание стихотворения «Подарок маме»

2.Работа с мнемотаблицей по теме «Весна».

3.      Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «По щучьему велению».

4. Творческая сказка «Как ежик зайца выручил»

1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о женском дне 8 Марта; воспитывать любовь, бережное отношение к матери; продолжать развивать умение соотносить символы с образами.

2. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

3. Учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно передавая диалоги персонажей; учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу; развивать у детей умственную активность.

4. Упражнять детей в составлении мнемотаблицы для придумывания сказки и пересказ сказки по готовой таблице. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме.

Апрель

1.      Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».

2.     Заучивание стихотворения «Весна пришла»

3.      Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

4. Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

5. Заучивание стихотворения Я. Аким «Апрель»

1.Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь.

2. Учить отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны.

3. Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице; предложить детям самим составить таблицу; способствовать развитию связной речи.

4. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей; развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки; упражнять детей в пересказе и коллективном составлении мнемотаблицы по данному рассказу.

5. Составление мнемотаблицы на основе стихотворения - развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне.

Май

Диагностика «Речевое развитие»

Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

 Критериями и показателями эффективности метода мнемотехники могут служить следующие умения и навыки, сформированные у детей:

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Речь ребенка связная, последовательная, грамматически правильная, без дефектов.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
  •  Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
  • Ребенок умеет работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • У ребенка сформировано целостное восприятие окружающего мира.
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Описание достигнутых результатов

У детей улучшилось звукопроизношение; увеличился круг знаний об окружающем мире; речь детей последовательная, грамматически правильная; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; дети без труда заучивают небольшие по объему стихи и потешки; дети стремятся преодолевать робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. К концу подготовительной группы дети смогут уверенно пользоваться схемами, самостоятельно зарисовывать простейшие загадки, потешки; составлять наглядные планы рассказов.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Работа по реализации мнемотехники показала, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений, при составлении описательных рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Чем раньше детей будут  учить рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовят их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Применять модельные схемы можно не только на логопедических занятиях, но и в непосредственно образовательной деятельности по другим образовательным областям, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе  можно создать разнообразные дидактические игры.

  Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

6. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.

7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

8. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Использование приемов мнемотехники по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста - методическая разработка...

Проект «Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация проектаОпыт работы учителем – логопедом в детском саду показывает, что  количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Одним из принципов дошкольного образовани...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

Методическая разработка "Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста"

Лепка. Пластилинография "Новогодняя ёлочка." В сценарии использованы технологии личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии деятельности подхода; игровые технол...