Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Материал может быть использован узкими специалистами ДОО. Представленный образец является одним из вариантов написания ИОМ для обучающегося с ОВЗ в ДОО. Все указанные данные собирательные, Сведения о конкретном ребенке отсутствуют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД № 87
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР
д/с № 87
__________
Приказ № _______________
«___» ___________ 20 ___ г.
Индивидуальный образовательный маршрут
для обучающегося
с задержкой психического развития
Срок реализации: 2024 – 2025 уч. год
Хххххххххххх Хххх Ххххххх |
(фамилия, имя, отчество ребёнка)
Дата рождения: | 01.04.2018 г. |
Группа: | компенсирующей направленности для детей с ЗПР |
(направленность, наименование группы)
Ответственные за реализацию программы: ххххх
С маршрутом ознакомлен (а): /____________ / __________________________________
подпись Ф.И.О родителя (законного представителя)
1. Пояснительная записка
Заключение ЦПМПК (от 15.02.2023 г.): Установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные недоразвитием когнитивного и регуляторного компонентов деятельности, истощаемостью психических процессов, нарушением всех компонентов речи, стертой дизартрией.
Рекомендации ЦПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
Срок повторного прохождения ЦПМПК: по запросу.
Характеристика обучающегося:
Адаптация ребёнка к детскому саду проходила тяжело. Проявлял упрямство, капризничал, кричал, отказывался от еды.
Коммуникативные и игровые навыки в стадии формирования, при самообслуживании нуждается в контроле и помощи взрослого. В продуктивной и познавательной деятельности от выполнения заданий не отказывается, задания выполняет совместно с педагогом.
Слушает словесную инструкцию невнимательно и может не выполнить. Бывает упрям и капризен, на занятиях быстро устает, отвлекается.
Моторика развита недостаточно. Речь нарушена, в детском саду занимается с логопедом.
Играет вместе с детьми..
2. Специальные условия обучения и воспитания
2.1. Использование специальных образовательных программ и методических пособий:
- ФАОП от 24.11.2022 г.;
- АОП МАДОУ ЦРР д/с № 87 для детей с ЗПР;
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Программно – методический комплекс «Подготовка к школе детей
с задержкой психического развития под ред. С.Г.Шевченко;
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
2.2. Методы обучения: |
Наглядные: наблюдение за действиями взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов; демонстрация (иллюстрация) рисунков, пособий, таблиц. |
Словесные: рассказывание, чтение, разучивание стихов; вопросы, указания, объяснения, обсуждение, беседы. |
Практические: игровые развивающие ситуации, упражнения, настольно-печатные игры. |
Специфические: релаксационные упражнения, фонетическая ритмика, упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления. |
2.3. Предоставление услуг ассистента (помощника): по решению ППк ОО..
2.4. Специальные учебники и дидактические пособия: специальные дидактические материалы, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности, специальные рабочие тетради, обеспечивающие реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП ДО.
2.5. Другие специальные условия:
- учет сниженного темпа деятельности при обучении;
- помощь при переключении с одного этапа задания (занятия) на другой;
- организация педагогического процесса с учетом темпа, работоспособности обучающегося;
- использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
- соблюдение охранительного педагогического режима;
- особый стиль учебного взаимодействия.
3. Цель и основные задачи ИОМ
Цель:
обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; реализация прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечение развития способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
• реализация содержания АОП ДО;
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ЗПР;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
• поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;
• обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
• развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусств; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;
• поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;
• обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
• развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;
• содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;
• создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества;
• содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру;
создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве;
• подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
• заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей;
• приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной
культуре;
• подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
• развивать коммуникативные способности.
4. Планируемые результаты освоения ИОМ (на этапе завершения дошкольного образования):
Обязательная часть:
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР к 7 – 8 годам (п. 10.4.5.4 ФАОП ДО).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
• К шести годам: понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке.
• К семи годам: способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты художественной литературе.
5. Организация психолого – педагогического сопровождения
5.1.
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающегося, содержание и оказание ему психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
- контроль за выполнением рекомендаций ПП консилиума;
- оценка динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения обучающегося не реже 1 раза в 6 месяцев.
5.2. Организационная часть
Педагоги и специалисты сопровождения | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Учитель – дефектолог | 8.50 – 9.15 – Развитие математических представлений | 9.40 – 10.10 – Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | 9.00 – 9.30 – Развитие математических представлений | 9.00 – 9.30 Подготовка к обучению грамоте 11.00-11.20 (индивид.) | 15.30-16.00 Развитие речи 16.40-17.00 (индивид.) |
5.3. Направления коррекционно-развивающей работы учителя- дефектолога: расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире; стимуляция познавательной и речевой активности, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельность, развитие познавательной деятельности. |
6. Содержательная часть ИОМ
Специалисты
Учитель - дефектолог
Область ФГОС
Познавательное развитие
Направления
Расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире; стимуляция познавательной и речевой активности, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельность, развитие познавательной деятельности.
Содержание |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, развитие фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений. • Сравнивание двух предметов по цвету, форме, размеру, назначению; • распределение предметов (их изображений) на группы по определенному признаку; • называние групп однородных предметов (их изображений) обобщающими словами; • устанавливание простейших причинно- следственных связей в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога. Составление предложения из двух и более слов по действиям с игрушками и сюжетными картинками; .Деление слова на слоги. Определение положение звука в слогах и словах; Соотнесение звука с буквой. Формирование представлений о практическом составлении чисел в пределах 5- 10. - чтение и записывание чисел до 5-10 - умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 5-10; - решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания практическим способом. - распознавание геометрических фигур( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал) - понимание значения знаков +, -, = |
7. Аналитическая справка по результатам диагностики
обучающегося (проводится специалистами ДОУ)
7.1. Результаты дефектологического обследования ( сентябрь)
Эмоциональный фон неровный. Коммуникацию с педагогом и детьми устанавливать может.
Играет вместе с детьми. Игровая деятельность кратковременна.
Познавательный интерес к образовательной деятельности слабый. Нуждается в обучающей и стимулирующей помощи педагога.
Уровень познавательного развития в пределах психофизических возможностей.
Считает в прямом порядке в пределах 5 с помощью.
Сравнение количества и соотнесение с цифрой – выполняет с помощью.
Геометрическую форму и величину предметов не определяет;
основные цвета называет, соотносит.
Во время ОД устает быстро, отвлекается.
Гласные и согласные звуки не дифференцирует. Положение звука в слове не определяет. Навыки чтения отсутствуют.
Представления об окружающем мире – в пределах ближайшего бытового окружения. Имеющиеся представления, умения и навыки в практическую и игровую деятельность не включает.
Имеются речевые нарушения.
Уровень сформированности познавательных процессов -на нижней границе возрастной нормы
Мелкая и общая моторика развита недостаточно. Ведущая рука правая.
Учебные и социально-коммуникативные навыки в процессе формирования.
Состояние интеллекта – нижняя возрастная норма.
;
8. Рекомендации
Нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения. Нуждается в занятиях с дефектологом, логопедом, психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-765032-1457274331.jpg)
Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-265458-1377923058.jpg)
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – обучающегося с ОВЗ».
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-56679-1384553833.jpg)
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/19/picture-926115-1495196496.jpg)
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1109749-1550425107.jpg)
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-1213812-1580552531.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Роботенок»
Пояснительная запискаЯ вообще не верю в одну единственную силу таланта,без упорной работы.Выдохнется без нее самый большой талант,как заглохнет в пустыне родник,не пробивая себе дороги через пески.Ф.И...