Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Третьякова Елена Сергеевна

Материал может быть использован узкими специалистами ДОО.  Представленный  образец является одним из вариантов написания ИОМ для обучающегося с ОВЗ в ДОО.  Все указанные данные собирательные, Сведения о конкретном ребенке отсутствуют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iom.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО

ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД № 87

                                                                                                                       «Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР

                                                                                                                          д/с № 87

__________

                                                                                                          Приказ № _______________

           «___» ___________ 20 ___ г.

Индивидуальный образовательный маршрут

 для обучающегося

с задержкой психического развития

Срок реализации: 2024 – 2025 уч. год

Хххххххххххх    Хххх      Ххххххх

(фамилия, имя, отчество ребёнка)

Дата рождения:

01.04.2018 г.

Группа:

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(направленность, наименование группы)

                                                            Ответственные за реализацию программы:    ххххх

С маршрутом ознакомлен (а):   /____________ /     __________________________________

                                                                                            подпись                                      Ф.И.О  родителя (законного представителя)

1. Пояснительная записка

Заключение ЦПМПК (от 15.02.2023 г.):  Установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные недоразвитием когнитивного и регуляторного компонентов деятельности, истощаемостью психических процессов, нарушением всех компонентов речи, стертой дизартрией.

Рекомендации ЦПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей  с задержкой психического развития.

 

Срок повторного прохождения ЦПМПК: по запросу.

 Характеристика обучающегося:

Адаптация ребёнка к детскому саду проходила тяжело.  Проявлял упрямство, капризничал, кричал, отказывался от еды.

Коммуникативные и игровые навыки  в стадии формирования, при самообслуживании нуждается в контроле и помощи взрослого. В продуктивной и познавательной деятельности от выполнения заданий не отказывается, задания выполняет совместно с педагогом.
Слушает словесную инструкцию невнимательно и может не выполнить. Бывает упрям и капризен, на занятиях быстро устает, отвлекается.

Моторика развита недостаточно. Речь нарушена, в детском саду занимается с логопедом.

Играет вместе с детьми..

2. Специальные условия обучения и воспитания

2.1. Использование специальных образовательных программ и методических пособий:

  • ФАОП от 24.11.2022 г.;
  • АОП МАДОУ ЦРР д/с № 87 для детей с ЗПР;
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • Программно – методический комплекс «Подготовка к школе детей

с задержкой психического развития под ред. С.Г.Шевченко;

  •  Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

2.2. Методы обучения:

Наглядные: наблюдение за действиями взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов; демонстрация (иллюстрация) рисунков, пособий, таблиц.

Словесные: рассказывание, чтение, разучивание стихов; вопросы, указания, объяснения, обсуждение, беседы.

Практические: игровые развивающие ситуации, упражнения, настольно-печатные игры.

Специфические: релаксационные упражнения, фонетическая ритмика, упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

2.3. Предоставление услуг ассистента (помощника): по решению ППк ОО..

2.4. Специальные учебники и дидактические пособия: специальные дидактические материалы, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности, специальные рабочие тетради, обеспечивающие реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП ДО.

2.5. Другие специальные условия:

- учет сниженного темпа деятельности при обучении;

- помощь при переключении с одного этапа задания (занятия) на другой;

-  организация  педагогического процесса с учетом темпа, работоспособности обучающегося;

- использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

- соблюдение охранительного педагогического режима;

- особый стиль учебного взаимодействия.

3. Цель и основные задачи ИОМ

Цель:

обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;  содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; реализация прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечение развития способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи:

• реализация содержания АОП ДО;

• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания,   пола, нации, языка, социального статуса;

• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их

социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических

качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,

формирование предпосылок учебной деятельности;

• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных

представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,

образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья

обучающихся с ЗПР;

• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и

начального общего образования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

• поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;

• обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;

• развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусств; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;

• поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;

• обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;

• развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;

• содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;

• создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества;

• содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру;

создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве;

• подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

• заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей;

• приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной

культуре;

• подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

• развивать коммуникативные способности.

4. Планируемые результаты освоения ИОМ (на этапе завершения дошкольного образования):

Обязательная часть:

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР к 7  8 годам (п. 10.4.5.4 ФАОП ДО).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

• К шести годам: понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке.

• К семи годам: способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты художественной литературе.

5. Организация психолого – педагогического сопровождения

5.1.

- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающегося, содержание и оказание ему психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

- контроль за выполнением рекомендаций ПП консилиума;

- оценка динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации  по организации психолого – педагогического сопровождения обучающегося не реже 1 раза в 6 месяцев.

5.2. Организационная часть

Педагоги и специалисты сопровождения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Учитель – дефектолог

8.50 – 9.15 – Развитие математических представлений

9.40 – 10.10 – Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

9.00 – 9.30 – Развитие математических представлений

9.00 – 9.30 Подготовка к обучению грамоте

11.00-11.20

(индивид.)

15.30-16.00  Развитие речи

16.40-17.00

(индивид.)

5.3. Направления коррекционно-развивающей работы учителя- дефектолога:

расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире; стимуляция познавательной и речевой активности, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельность, развитие познавательной деятельности.

6. Содержательная часть ИОМ

Специалисты

Учитель - дефектолог 

Область ФГОС 

Познавательное развитие 

Направления 

Расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире; стимуляция познавательной и речевой активности, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельность, развитие познавательной деятельности.

Содержание

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, развитие фонематического

 восприятия, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных

математических представлений.

• Сравнивание двух предметов по цвету, форме, размеру, назначению;

• распределение   предметов (их изображений) на группы по  определенному признаку;

• называние групп однородных предметов (их изображений)  обобщающими словами;

• устанавливание простейших причинно- следственных связей в наблюдаемых природных

 и общественных

 явлениях с помощью педагога.

 Составление предложения из двух и более слов по действиям с игрушками и сюжетными

 картинками;

.Деление слова на слоги.

Определение положение звука в слогах и словах;

Соотнесение  звука с буквой.

Формирование представлений о практическом составлении чисел в пределах 5- 10.

- чтение и записывание чисел до 5-10

- умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 5-10;

- решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью

 сложения и вычитания практическим способом.

- распознавание геометрических фигур( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал)

- понимание значения  знаков  +, -, =

7.  Аналитическая справка по результатам диагностики

обучающегося  (проводится специалистами ДОУ)

7.1. Результаты дефектологического обследования  ( сентябрь)

Эмоциональный фон неровный.  Коммуникацию с педагогом и детьми устанавливать может.

Играет вместе с детьми. Игровая деятельность  кратковременна.

Познавательный интерес  к образовательной деятельности  слабый.  Нуждается в обучающей и  стимулирующей помощи  педагога.

Уровень познавательного развития в пределах психофизических возможностей.

  Считает в прямом порядке  в пределах 5  с помощью.

 Сравнение количества и соотнесение  с цифрой –  выполняет с помощью.

Геометрическую форму и величину предметов не определяет;

 основные цвета называет, соотносит.

Во время ОД устает быстро, отвлекается.

Гласные и согласные звуки  не дифференцирует. Положение звука в слове не определяет. Навыки чтения отсутствуют.

Представления об окружающем мире – в пределах  ближайшего бытового окружения. Имеющиеся представления, умения и навыки в практическую и игровую деятельность не включает.

Имеются речевые нарушения.

Уровень сформированности  познавательных процессов -на нижней границе возрастной нормы

Мелкая и общая моторика развита недостаточно. Ведущая рука правая.

Учебные и социально-коммуникативные навыки в процессе формирования.

Состояние интеллекта – нижняя  возрастная норма.        

;

8. Рекомендации

Нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения. Нуждается в занятиях с дефектологом, логопедом, психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – обучающегося с ОВЗ».

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ,  регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком,  имеющим...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Роботенок»

Пояснительная запискаЯ вообще не верю в одну единственную силу таланта,без упорной работы.Выдохнется без нее самый большой талант,как заглохнет в пустыне родник,не пробивая себе дороги через пески.Ф.И...