СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Олеся Николаевна Муравьева

Сказка с нами с рождения. Все дети любят сказки. Рассказывая сказку ребенку, предлагаю задания, связанные с сюжетом сказки, сначала простые, постепенно усложняя их. Эти задания направлены развитие речи, мышления, внимания, памяти, ориентировки в пространстве. Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_tezis.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.

Муравьева Олеся Николаевна. Воронеж. olesia.murawiewa@yandex.ru

В последние годы, как показывает моя практика, резко выросло количество детей с ТНР, тяжелым нарушением речи. И характер нарушений изменился в худшую сторону.  К нарушению звукопроизношения добавилось нарушение связной речи, несформированность лексико-грамматического строя речи, бедный словарный запас. Нарушение речи связано с нарушением неврологического статуса, психологическими проблемами, и эти факторы утяжеляют симптоматику. Делают коррекцию более длительной по времени. А так как очень часто родители обращаются за помощью поздно, уже в 5-6 лет. Время для меня очень ценный ресурс.

Классические приемы работы с такими детьми работают недостаточно  эффективно. Важным моментом является создание таких условий, когда приобретение ребенком новых знаний становится мотивированным. А мотивация у таких детей снижена. Дети понимают, что их речь, отличается от того, как говорят другие. Они начинают стесняться, и появляется «речевой негативизм». Дети закрываются и не хотят работать. Им проще промолчать, чем приложить старания. Они не верят в свой успех. И мне приходится подбирать новые методы. Одним из таких методов работы для меня стала Сказкотерапия. Изначально я думала, что этот метод хорошо работает в психологии, и  в логопедии не применяется. Но заметила, что дети с большим удовольствием, с эмоциональностью начинают работать, если находится место для их фантазии. И решила попробовать. И как оказалось, не зря.

Сказка с нами с рождения. Все дети любят сказки. Рассказывая сказку ребенку, предлагаю задания, связанные с сюжетом сказки, сначала простые, постепенно усложняя их. Эти задания направлены развитие речи, мышления, внимания, памяти, ориентировки в пространстве. Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям.

Сказкотерапия помогаем мне решать очень много задач в комплексе. Я одновременно, на одном занятии развиваю все компоненты речи: расширяю и активизирую словарь, формирую связную речь и лексико-грамматическую сторону речи; развиваю просодическую сторону речи, работаю над интонацией ритмом, темпом, развиваю умение через мимику показать образ героя. С закрытыми детьми, с которыми я только налаживаю контакт, Сказкотерапия помогает мне провести более полную диагностику, чем по готовым шаблонам. Артикуляционные сказки с участием сказочных героев становятся для ребят любимым занятием. Они сами выбирают, кто будет героем следующей недели. Это может быть и герой любимого мультфильма, и игрушки, популярные у детей в конкретное время, и ожившие предметы и животные в соответствии с лексической темой недели. Здесь, в создании материала мне помогает нейросеть. И работа в этом направлении универсальна, я могу работать как индивидуально, с одним ребенком, так и в группе. Ввиду дефицита времени это важно. Работу веду комплексную, систематическую, на каждом занятии обязательно включаю несколько элементов, в зависимости от задач, которые ставлю перед собой.

Для работы в этом направлении я сделала несколько видов театров: теневой, пальчиковый, театр на палочках, на липучках, перчаточные куклы, арена для создания рассказов детьми. Все виды театров создаются своими руками с участием детей.

Кубики-подсказки помогают детям понять и запомнить алгоритм создания описательного рассказа о предметах. Так же кубики помогают самим сочинить рассказ. Например, выпадает глагол «идет», кто и куда идет, придумывают и озвучивают дети, далее выпадает «видит», тут уже задание усложняется, ведь нужно не придумать новый сюжет, а логически продолжить старый с новым словом. И эта работа постепенно усложняется, с одного броска кубика до десяти. Тут уже идет командная работа. Нужно не только придумать новый шаг, но и помнить предыдущие шаги, чтобы картинка была целой. Это очень интересно детям. Когда они не могут придумать что-то логическое, ребята начинают сочинять небылицу, и это их очень веселит.

Дети, вместе с родителями, изготовили перчаточную куклу по своей задумке. В эти куклы дети вложили свое настроение и мысли. Очень разными получились куклы: животные, сказочные герои, даже несуществующие животные. Очень хорошо помогают эти куклы в развитии связной речи. Надевая на руку такую куклу, ребята перевоплощаются, и начинают говорить от лица игрушки. Без куклы на руке мне было очень трудно работать в этом направлении, дети все время говорили от третьего лица «он, она». Работа с куклой заметно повысило результативность моей работы над развитием диалогической и монологической речи. Особенно интересно, когда дети учатся говорить от лица противоположного пола. Но и эта работа оказывается детям по силам со временем.

Арены для игр, очень нравятся детям. Я использую их обыгрывания бытовых сюжетов. Ребята рассказывают, как кукла ходит по дома, и что она делает. Это очень помогает при запуске речи. Вот кукла сидит в фетровой ванне, и мы начинаем не просто отрабатывать слова первого, второго, третьего типа, но и сразу подключаем грамматику. Я мою Мише нос, Миша моет себе нос. Это интересно, и ребенок даже не понимает, что занимается, он думает, что играет.

Сказочные гномики-звуковички, в цветных колпачках, обязательные гости занятий по обучению грамоте. С тех пор как они появились в моем арсенале, дети стали лучше ориентироваться в твердости и мягкости согласных. И складывать звуки в слоги стало проще, когда гномы с буквами догоняют друг друга, детям легче понять, что значит не делать паузу между звуками, что не М и А, а МА. И запомнить букву легче, если придумать про нее сказку. Где она живет и чем питается. Здесь уже фантазии точно нет предела.

Работая в этом направлении, я заметила, что результат коррекционной работы стал выше. Дети с огромным удовольствием занимаются. Мотивация выросла заметно. Процесс автоматизации звуков происходит увлекательно, без принуждения. Улучшается просодика, голос становится более выразительным. Оказалось, что вести беседу от лица игрушки на руке, гораздо легче и понятнее детям, чем без нее. Обыгрывая сюжет, дети запоминают его более полно, чем просто услышав его, даже несколько раз. Желание сделать упражнение артикуляционной гимнастики лучше, чем получается у игрушки-язычка, и получить похвалу, приводит к тому, что дети быстрее осваивают правильные артикуляционные позы. А значит, коррекция звукопроизношения проходит быстрее, и у меня высвобождается время, которое я могу уделить на решение других проблем ребенка, А у детей с такими нарушениями их немало.

Применяя этот метод работы, я пришла к выводу, что Сказка является универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Нейроклассики, как один из вариантов нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя-логопеда

Нейроклассики, как один из вариантов нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя-логопедаНе секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушени...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, ана...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...