Развитие речи дошкольников с ТНР с использованием нетрадиционных техник рисования
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему
Развитие речи дошкольников с ТНР с использованием нетрадиционных техник рисования
Автор : воспитатель высшей квалификационной категории – Риттер Ю.В.
Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Их коррекция и развитие речевых процессов у дошкольников – основные цели учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно ФАОП ДО, одним из средств развития речи выступает изобразительное искусство.
В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений.
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский.
Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.
Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
В процессе рисования дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.
Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:
- активизация и расширение словарного запаса;
- установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;
- развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;
- стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);
- развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);
- создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;
- интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.
Особое внимание в коррекционно-развивающей деятельности с применением техник нетрадиционного рисования я уделила развитию мелкой моторики и речевого дыхания.
Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи». Предположение о влиянии движений пальцев руки на формирование речевой функции у ребенка небезосновательно. Исследованиями многих ученых (В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, М. М. Кольцовой) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует становлению детской речи.
Исследования доказывают, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него происходит усиление электромагнитных колебаний в лобной и височной зонах, где находятся речевые центры. То же самое происходит в правом полушарии при выполнении ритмичных движений пальцами левой руки. Это позволяет говорить о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Биманипулярные движения рук развивают у ребенка мышечную умелость, являются средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Мелкая моторика — это совокупность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Она взаимосвязана с такими свойствами сознания, как оптико-пространственное восприятие, мышление, воображение, память, речь. У детей дошкольного возраста и у детей с речевой патологией особенно, как правило, отмечаются нарушения в развитии пальцев рук. Система упражнений для развития мелкой моторики обязана быть включена в комплекс коррекционных мероприятий для детей с речевыми нарушениями. Эти упражнения должны обязательно использовать родители в своих домашних занятиях с малышами.
Поэтому пальчиковая гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук – неотъемлемая часть коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание необходимо для развития речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» окончания фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Таким образом, на логопедических занятиях, используя нетрадиционные техники рисования, мы можем решить частные задачи речевого развития:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата и длительного речевого выдоха;
- активизация импрессивной и экспрессивной речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие грамматического строя речи;
- Развитие связной речи.
На индивидуальных логопедических занятиях с детьми разных возрастных групп мы использовали следующие техники:
- кляксография – посредством данной техники мы развиваем длительный речевой выдох, а также тренируем мышцы губ при удерживании трубочки. Целесообразно проводить с детьми 4-5 лет, на начальном этапе коррекционно-развивающей деятельности;
- рисование штампами – техника применялась с ребятами подготовительной группы для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте.
- Также, для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте, можно использовать технику – пластилинографию - это рисование (вылепливание объемных изображений) пластилином. Эта нетрадиционная техника рисования, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики рук, пробуждает интерес к изобразительной деятельности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...
Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования
При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьн...
Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...
Конспект совместной изобразительной деятельности дошкольников средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «по мокрому» и «цветные кляксы» по теме: «Осенний коврик»
Конспект совместной изобразительной деятельности дошкольников средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «по мокрому» и «цветные кляксы». Зна...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...