Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования
консультация по рисованию (младшая группа) на тему
При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьному обученю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Арттераппия | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные техники рисования – удивительный способ общения ребенка с миром и самим собой.
Использование в психологической работе элементов нетрадиционной техники - позволит детям осознать свои чувства и мысли, стать увереннее в себе , а также способствует развитию мелкой моторики. Перед ребенком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающими.
Если говорить о целевом ориентире образования в развитии крупной и мелкой моторики, то у ребенка в раннем возрасте, мы наблюдаем вначале развитие крупной моторики. И лишь на этапе завершения дошкольного образования, ребенок может выражать свои мысли и желания, по мимо крупной моторики, у него уже хорошо развита и мелкая моторика.
Развитие мелкой моторики – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника, а также один из основных психических процессов внимания, памяти, восприятия и мышления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Рисование - как один из методов нетрадиционной техники.
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Основные задачи:
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо материалов и техник.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий в нетрадиционной технике рисования - разнообразие и вариативность . Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:
- бумага разной фактуры, формы и размера;
- гуашевые и акварельные краски;
- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;
- восковые и цветные мелки;
- маркеры, фломастеры;
- простые и цветные карандаши;
А также дополнительные средства: бумажные салфетки, доски для лепки, формочки для лепки, палитра, поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка, высушенные цветы и листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль ,черная плакатная тушь, нитки и т. д.
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в нетрадиционном рисовании:
-рисование пальчиками, ладошками
-рисование тычками из поролона, ватными палочками
-печатание листьями, картофелем, морковкой;
- восковые мелки + акварель;
- оттиск смятой бумагой;
- рисование поролоном;
- оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
- рисование по сырому;
- кляксография с ниткой;
- рисование солью;
Для развития мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками я ставлю следующие задачи:
1. Учить воспитанников использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Формировать у воспитанников развитие мелкой и крупной моторики посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед, и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные ( беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных воспитанников. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Так в ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по моим указаниям образ какого-либо животного. На первом этапе, я показываю своим примером, принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок. Учить рисовать можно не только пальцами, и ладонью, но и другими способами и материалами . Так ,например, рисование с помощью обыкновенных ниток – ниткография, где мы получаем четкую работу мелкой мускулатуры и результат необыкновенные и фантастические детские работы.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду я прихожу к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, способствуют психологической готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...
Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования
Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Консультация для педагогов...
Доклад «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Доклад на РМО...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...
Развитием мелкой моторики и тактильных ощущений через нетрадиционную технику рисования по манной крупе
Продолжаем развивать наши пальчики, работать над развитием мелкой моторики, сенсорным восприятием и тактильными ощущениями.Сегодня пойдет речь о рисовании на манной крупе.Подобные занятия очень ...
Самообразование «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
laquo;Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....