«Знакомство со сказками детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством мнемотаблиц»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Актуальность проекта: Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей с ТНР существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделено создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку с ТНР быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzovova_k.m._proekt_2024_razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_tnr.pptx | 977.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Срок начала и окончания Проекта Месяц сентябрь 2024г. – месяц октябрь 2024г. Руководитель Проекта Полищук Ольга Александровна , старший воспитатель Участники Проекта Кузовова Кадрия Мокадэсовна , воспитатель Воспитанники старшей группы 194/4 Родители (законные представители)
3 Основания для разработки Проекта (проблемы, причины, анализ в графиках, схемах, таблицах и т.п.) Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что от качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский , А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн , Ф. А. Сохин и др.). В речи детей с ТНР существуют множество проблем. Существуют методы, облегчающие процесс становления связной речи, например, мнемотехника. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку с ТНР быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. Новизна проекта Заключается в использовании технологий по развитию речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
4 Цель Проекта Создание условий для развития связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Задачи Проекта Создать условия для увеличения круга знаний детей с ТНР об окружающем мире. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники. Развивающие: Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей с ТНР робости, застенчивости, неуверенности. Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам. Воспитательные: Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей с ТНР.
5 Подготовительный этап Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно-дидактического материала. Организация развивающей среды в группе.
6 Основной этап Организация деятельности детей Чтение с детьми сказки « Заюшкина избушка», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Чтение с детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Чтение с детьми сказки «Красная шапочка», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Чтение с детьми сказки «Три поросенка», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Чтение с детьми сказки « Бременские музыканты», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Чтение с детьми сказки «Золушка», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Чтение с детьми сказки «Гадкий утенок», составление мнемотаблиц для сказки и рассказывание сказки детьми посредством мнемотаблиц . Работа с родителями Беседа с родителями: «Мнемотехника для детей старшего дошкольного возрастас ТНР». Консультация для родителей «Как учить ребенка описывать увиденное?» Папки передвижки «Что такое мнемотехника?», «Мнемотехника для детей с ТНР старшего дошкольного возраста с ТНР». Семинар –практикум «Как работать с мнемотаблицами ». Папка передвижка «Составляем и используем мнемотаблицы дома» Консультация для родителей «Развиваем и обогащаем словарный запас детей». Оформление с родителями мнемотаблиц к сказкам и создание книжки-малышки. Рисование с детьми дома рисунков для выставки: «Ох уж эти сказки!». Итоги работы по проекту: родительское собрание «Знакомство со сказками детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством мнемотаблиц ». Работа педагога: Реализация плана мероприятий: Работа по плану мероприятий Создание презентации. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР).
7 Заключительный этап Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту. - Отгадывание загадок по сказкам. - Дидактическая игра «Наши сказки». - Вспомним сказку по коллажу. - Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблиц . - Презентация результатов реализации проекта.
8 Результаты Проекта Изготовление продукта : Образец мнемотаблиц по сказке « Заюшкина избушка»
9 Как после завершения Проекта будет дальше работать проектная модель, система и т.д. Книжки-малышки по сказкам
. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр.
Детский сад – первое и самое главное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное разв...
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских сказок.
Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...
Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.
Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.
Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....
Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме " Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы".
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы....