Нейробика - инновационная технология, применяемая на коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейробика - инновационная технология,
применяемая на коррекционно-развивающих занятиях
с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrobika.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейробика - инновационная технология,
применяемая на коррекционно-развивающих занятиях
с детьми дошкольного возраста
Нейробика – это комплекс простых и очень эффективных упражнений, благодаря которым развивается мозг.
Гимнастика для мозга необходима в любом возрасте. Нейробика позволяет тренировать память и внимание, что особенно важно для детей и людей, занимающихся умственным трудом. В противном случае с возрастом активность клеток головного мозга снижается и человеку сложнее выполнять свою работу, запоминать информацию и решать повседневные задачи.
Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь.
Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нейронной связи, без движения это просто невозможно. Движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения-нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.
Нейробика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, что проявляется в утомляемости, малой концентрации внимания).
Нейробика может быть назначена врачом, если у ребенка наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:
- плохая память;
- постоянная рассеянность;
- слабая концентрация;
- плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
- явные проблемы с ориентацией в окружающем мире (например, ребенку сложно запоминать дорогу домой);
- уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
- снижены способности к усвоению информации.
Также нейробика может применяться в профилактических целях. Ребенок, который имеет нормальные функции центральной и периферической нервной системы, может ежедневно выполнять упражнения для тренировки головного мозга, повышая его работоспособность.
Нейропсихологическая коррекция включает в себя следующие комплексы упражнений:
- дыхательные упражнения которые насыщают мозг кислородом;
- упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обоих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации.
- растяжки. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга.
- упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
- упражнения на развитие ловкости и координации движений;
- упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.
- упражнение на координацию движений.
Каждое упражнение заставляет ребенка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений – все это развивает концентрацию и произвольность внимания.
Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. Вот почему важно вести активный образ жизни – это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний.
Таким образом, нейробика способствует улучшению психического и физического развития детей и полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, совершенствовать речь, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
снять стресс, нервное напряжение; улучшить уровень успеваемости и обучаемости ребенка;
Примеры упражнений для развития мозга. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания.
Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом:
- По команде родителя ребенок сжимает руку в кулак.
- Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.
- После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.
Данные действия дети могут выполнять по памяти, либо же повторяют за родителями. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, если вышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.
Упражнение «Слон»
Упражнение «Слон» создано для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функции мышечной системы.
Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Ребенок принимает положение стоя.
- Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.
- После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.
Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.
Упражнение «Часики»
Занятие «Часики» предназначено для развития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.
Данное упражнение выполняется следующим образом:
- Необходимо занять положение, стоя или сидя.
- После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
- Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
- Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
- Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.
Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.
Для детей 5-6 лет
Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
- Занять положение стоя.
- Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
- После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки
Данные действия повторяются по 10-15 раз. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях.
Упражнение «Шаг с палками»
Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.
Тренировка проходит следующим образом:
- На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.
- На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.
Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений.
Упражнение «Шаг на развитие координации»
Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.
Этот вид тренировки проходит следующим образом:
- Необходимо занять положение стоя.
- Ребенок делает шаг правой ногой.
- Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
- После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.
Упражнение «Шаг на развитие координации» необходимо повторять по 15 раз ежедневно.
Для детей 6-8 лет
Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.
Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»
Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:
- Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.
- С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.
Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.
Упражнение «Двойные каракули»
«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.
Данное занятие проходит следующим образом:
- Необходимо занять положение, стоя или сидя.
- Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
- Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.
Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.
Упражнение «Ленивая восьмерка»
Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.
Тренировочный процесс проходит следующим образом:
- Ребенок занимает положение сидя.
- Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
- Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
- После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.
Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.
Нейробика для детей должна быть организована так, чтобы ребенок проявлял интерес к каждому упражнению. В данном случае тренировка мозга станет хорошей привычкой и веселым занятием, которое не будет ассоциироваться с каким-либо негативным процессом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое коррекционное развивающее занятие с детьми дошкольного возраста (психогимнастика) по теме: "ЦИРК".
Цели работы: Устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.Задачи: 1. Отреагирование актуальных состояний;2. Снятие эмоционального напряжения...
Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста
В данном разделе представлены конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...
Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.
Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...
Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные т...
«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»
laquo;Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме....