«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»
методическая разработка

Сафина Татьяна Юрьевна

«Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_publikatsiya_2022.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»

В современном российском образовании начался процесс субъективного взаимодействия педагогов и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены на результат обучения. Внедрение инновационных технологий позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Развитие речи в дошкольном возрасте имеет главное значение, поскольку это время ребёнок наиболее восприимчив к её постижению. Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности речевого высказывания.

Такая технология, как синквейн, повышает эффективность образовательного процесса и очень значима в системе коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи. Эта технология очень эффективна и проста в применении.

«Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. Синквейн можно составлять индивидуально и на групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно, а также в режимных моментах. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

– синквейна по прослушанному рассказу;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

Целесообразное использование синквейна:

  • На занятиях для закрепления изученной лексической темы, н-р: «Деревья»
  • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  • На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

На первом этапе при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением.

1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть

 5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Основной этап. Составление синквейнов.

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Могут быть использованы такие варианты работы:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

– синквейна по прослушанному рассказу;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

Целесообразное использование синквейна

  • На занятиях для закрепления изученной лексической темы, н-р: «Деревья»

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

  • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

  • На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

«В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно».

Вывод. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эта методика способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Список литературы:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.

5. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов [Текст] / Я.В. Валуева // Логопед. – 2014. – №1. – С.102 – 112.

6. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников// «Логопед» № 5,2005

7. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №45КВ          ОПЫТ РАБОТЫ«Инновационные технологии в работе с детьми с наруше...

Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...

Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.

     Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картин...

Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.

Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

 Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...

Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные т...

Синквейн в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями речи

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...