«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
«Формирование ритмических способностей у детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Сборник дидактических упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ritmicheskih_sposobnostey.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ритмических способностей у детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Сборник дидактических упражнений
В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Упражнения на построение ритмического ряда.
Упражнение 1
Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения.
Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмичных движений рук с постоянной фиксацией силового напряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения очередности (логопед стучит, затем ребенок стучит) и со
хранения темпа выполнения задания, комфортного для ребенка.
Упражнение 2
Цель. Формировать чередующийся ритм движений.
Ребенку предлагается повторять серию движений (хлопнуть, стукнуть, топнуть) сопряжено с логопедом, с очередностью и по показу.
По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений.
Упражнение 3
Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).
Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движений увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Логопед производит пересчет в темпе дыхательных движений ребенка.
2. Упражнения на установление ритмических координаций.
Упражнение 1
Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.
Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).
1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указательный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный — «ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».
- Последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки, начиная с большого, сопровождается восклицанием «опа!». При этом объем движений, растягивающих каждую межпальцевую складку, является максимальным.
- Последовательное сгибание и разгибание каждой фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным восклицанием «ку-ку!».
Упражнение 2
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.
Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кулаков по столу, бубна — похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.
Упражнение 3
Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с количеством элементов зрительного ряда.
Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сигнала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, играя на барабане столько раз, сколько кружочков на дорожке. Количество звуковых сигналов может быть ограничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.
Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).
Упражнение 4
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.
«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку предлагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соответствующего цвета. Затем предъявляется повторяющийся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и
Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответствии со сменой звучания музыкальных инструментов соответствующими им движениями.
Усложнение:
Увеличение количества звучаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда; нарушение ритмических координации: несоответствие звучаний музыкальных инструментов движениям.
Упражнение 5
Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.
Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические координации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.
Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические координации, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний.
Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживающие движения; корова («му»)— интенсивные постукивающие движения.
Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические координации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений.
Логопед произносит цепочку повторяющихся или чередующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкладывать форму на дорожку (линейку) после каждого звучания.
Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с помощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.
Упражнение 6
Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующихся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного восприятия геометрических форм.
Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Например, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.
Упражнение 7
Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автоматизированных речевых рядов (пересчетом).
Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющихся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладошками по столу три раза. Повтори несколько раз эти движения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровождая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ладошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.
Упражнение 8
Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения движений и фонации.
Предварительная работа заключается в усвоении приемов фонетической ритмики, направленной на синхронизацию моторного комплекса (артикуляции и движения руками), фонации и дыхания.
Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух последовательно произносимых звуков и его воспроизведение с опорой на моторный комплекс.
Например, логопед показывает движения руками, побуждая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».
Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых движений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.
Вариант 3 (коллективные формы). Повторение комплекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показывает движение логопеду и воспроизводит звучание.
Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.
Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.
Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ау — у а, у и — иу, аи — иа, оу — уо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявление звуков соответствующими движениями (как со стороны педагога, так и со стороны ребенка).
По мере усвоения ребенком данного комплекса упражнений звуковой материал включается в дыхательную и голосовую гимнастику.
Упражнение 9
Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения буквы и звука.
Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по образцу или речевой инструкции, используя буквы из магнитной азбуки.
Варианты инструкций:
— Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд
Упражнение 10
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу:
а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;
б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;
3. Упражнения на усвоение способов трансформации.
Упражнение 1
Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).
Логопед предлагает ребенку последовательность действий:
а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует определенный цвет квадрата);
б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;
в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками
на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукоподражание «ме») с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку.
Упражнение 2
Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по двигательному образцу.
Логопед показывает цепочку движений (см. упражнение 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствующий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па — па — пу — пу.
Упражнение 3
Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образцу, заданному цветом.
Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис. 15). Ребенку предлагается запомнить цвет каждой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявляются строчки с различными ритмическими рисунками, которые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квадратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и записать буквы в порядке их следования до конца строки.
Усложненный вариант этого упражнения можно использовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение произвольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритмические отрезки, воспроизвести последовательность звучания, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз).
Если ребенок испытывает затруднения в удержании ритмического ряда (пропускает элементы или вставляет лишние, путает порядок их следования), следует уменьшить количество элементов, составляющих ритмический ряд, увеличить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».
4. Упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа.
Упражнение 1
Цель. Удерживать заданный темп движений.
Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий индивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполнении данного упражнения и удерживать заданный темп.
Упражнение 2
Цель. Регулировать речевой темп с помощью зрительно-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).
Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший.
Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (лабиринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лабиринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длинная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.
Упражнение 3
Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.
Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза...» Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу.
По мере усвоения ритмического ряда из цепочки движений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза».
Усложнение:
Смена повторяющегося ритма чередующимся:
а) раз — пауза — раз, два — пауза,
б) раз, два, три — пауза — раз — пауза,
в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз —пауза —раз — пауза.
5.Упражнения на формирование представлений о
паузировании.
Упражнение 1
Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду.
Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения является речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки — пауза, одна палочка — пауза...»
Упражнение 2
Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по зрительному образцу.
Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предварительный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать.
- II II II II II II II II II II II
- I II I II I II I И I II I И I П I П I
- III I III I III I III I III I III I III I
- I II II I II II I II II I II II I
- I I III I I III I I III I I III I I Ш I I Ш
- III II I III II I III II I Ш II I III II I
- II III II I II III II I II III II I II Ш I
- I III I II I III I II I III I II I III I И I Ш I
Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана.
Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданного слога.
6. Упражнения на формирование представлений о ритмическом
ударении.
Упражнение 1
Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движения.
Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Первую часть фразы он произносит громким голосом, вторую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Интенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопедом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.
Упражнение 2
Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инструмента.
Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровождается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани-
Упражнение 3
Цель. Формировать представление о ритмическом ударении в слоговых рядах.
Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопряженными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и силовым напряжением выполняемого движения.
Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повторяющихся слогов (па — па), слогов с чередованием гласных (па — пу), оппозиционных согласных (ба — па), произвольно выбранных согласных (па — та — ка).
Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контрастного цвет.
7. Упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова.
Упражнение 1
Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор.
Ребенку предъявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каждого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использовать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной палочкой или геометрической формой.
В работу включаются слова с одинаковой слогоритмической структурой.
Упражнение 2
Цель. Составлять ритмическую схему слова.
По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему;
проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно.
Упражнение 3
Цель. Выделять заданное слово из ряда букв.
Предварительная работа заключается в кратковременном (2-4 с) предъявлении карточки с заданным словом. Ребенку предлагается узнать и назвать слово; на строке, заполненной буквами, выделить его и обвести (подчеркнуть) цветным карандашом.
Например: ДОМКАОДЖТСЫВАОДОМЯФДЗИМКУАЛДОМХЖДОМ
Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду.
Например: СВЕУЛАКБЫПОВОРОТАУКОНОЛСОНФЭЦУЧАСЩУЕТ
Упражнение 5
Цель. Соотносить слова со схемой, выполненной из гласных букв.
Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лишние» убирает в отдельную стопку. Предварительная работа заключается в построении схемы из заданных гласных и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова. Слова должны быть хорошо знакомы ребенку.
Упражнение 6
Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.
Послоговое проговаривание слова сопровождается составлением схемы и ее анализом (пересчетом количества составляющих, определением их местоположения путем соотнесения с порядковым числительным). Например: в слове «собака» три слога — первый «со», второй «ба», третий «ка».
Вопросы ребенку:
- Назови первый (второй, третий) слог.
- Какой по счету слог «ба» («ка» «со»)?
Упражнение 7
Цель. Дифференцировать слова в соответствии со схемами, выполненными из гласных букв.
Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметных картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.
Слова: рука, арбуз, сумка, куртка, кактус, шалун, каблук, будка, луна, булка, парус, барсук
Развитие ритмических способностей должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических занятий по усвоению слогоритмической и звукослоговой структуры слова.
Список литературы
Беляева Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи/под ред. Л.и. Беляковой. М.: Книголюб, 2004 | |
Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. М.: Владос, 1996 | |
Волокова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос,2002 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Пратичесий материал для воспитателей...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...
Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
«Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В статье освещаются основные методы формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основным методом является дыхательная гимнастика....
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...
Помощь в формировании дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, оказываемая родителями в системе коррекционной работы учителя-логопеда.
Работа с семьей в системе оказания логопедической помощи...