Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
картотека

Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kartoteka_dyhanie.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт

                                                                                                                     

                                                               Титова С.В. воспитатель первой

квалификационной категории

с.Выльгорт , 2022 г

Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 1

1. "Послушаем свое дыхание"

Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

2. "Дышим тихо, спокойно и плавно"

Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (5 – 10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при дыхании.

3. "Подыши одной ноздрей"

Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась "ямка".

3 - 4. Тоже другими ноздрями. Повторить 3 - 6 раз.

Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 – 10 дыхательных упражнений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. "Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая в живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.
  2. Медленный плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 – 10 раз.

5. "Воздушный шар в грудной клетке" (среднее, реберное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается 2мя руками в нижней части ребер.

Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям, слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6 – 10 раз.

6. "Воздушный шар поднимается вверх" (верхнее дыхание)

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным плавным поднятием и опусканием

ключиц и плечей. Повторить 4 – 8 раз.

7. "Ветер" (очистительное, полное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
  2. Задерживать дыхание на 3 – 4 секунды.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми

выдохами. Повторить 3 – 4 раза.

Примечание: Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому

рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. "Радуга, обними меня"

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. – стоя или в движении.

  1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  2. Задержать дыхание на 3 – 4 секунды.
  3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук "С", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3 – 4 раза.

9. "Дышим тихо, спокойно и плавно" – повторить упражнение 3 – 5 раз

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 2

Цель данного комплекса: Укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. "Подыши одной ноздрей"

Повторить упражнение "Подыши одной ноздрей" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

2. "Ёжик"

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как "ёжик"), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4 – 8 раз.

3. "Губы "трубкой""

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
  2. Губы сложить "трубкой", резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
  3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
  4. Паузу в течение 2 - 3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4 – 6 раз.

4. "Ушки"

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо- влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4 – 5 раз.

5. "Пускаем мыльные пузыри"

  1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, не напрягая мышцы носоглотки.
  2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
  3. Не опуская головы сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3 – 5 раз.

6. "Язык "трубкой""

  1. Губы сложены "трубкой", как при произношении звука "О". Язык высунуть и тоже сложить "трубкой".
  2. Медленно втягивая воздух через "трубку" языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
  3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3 – 5 сек
  4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4 – 8 раз.

7. "Насос"

  1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
  2. Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные как при накачивании шин насосом (5 – 7 пружинистых наклонов и вдохов).
  3. Выдох произвольный. Повторить 3 – 6 раз.

Примечание: При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение: Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад ("большой маятник"), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3 – 5 раз.

8. "Дышим тихо, спокойно и плавно"

Повторить упражнение из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 3

1. "Ветер на планете"

Повторить упражнение "Насос" из комплекса № 2.

2. "Планета "Сат - Нам" – отзовись!" (йоговское дыхание)

Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как "стрела". После слов "Планета, отзовись!" дети начинают петь "Сат - Нам". Повторить 3 – 5 раз

Примечание: "Сат" произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. "Нам" произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох "Сат" – пауза – вдох "Нам".

С произнесением "сат" напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; "нам" – всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того, как дети 8 – 10 раз произнесут "Сат - Нам", взрослый говорит: "Позывные принял!"

3. "На планете дышится тихо, спокойно и плавно"

Повторить упражнение "Дышим тихо, спокойно и плавно" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой, с целью расслабления мышечного тонуса.

4. "Инопланетяне"

Цель: та же, что и в упражнениях "Дышим тихо, спокойно и плавно", "Планета, "Сат - Нам", отзовись!". Разница в выполнении напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п. – 3 – 4 раза из положения, лежа на спине, 3 – 4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: "Инопланетяне просыпаются, напрягаются и т.д."

  1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
  3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: "Я сильный (ая)!"
  4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 4

  1. «Большой и маленький». И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький!»).
  2. «Паровоз». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза. И произносить «чух-чух» двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.
  3. «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8 – 10 раз).
  4. «Аист». И.п. – основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6 – 7 раз).
  5. «Дровосек». И.п. – основная стойка, руки топориком поднимаются вверх. Дровосек произносит «б-а-х» (5 – 8 раз).
  6. «Гуси». И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка разведены. На выдохе наклониться вперед, глядя вперед вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3 – 4 раза).
  7. «Часы». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону, со звуком «так» возвращение в и.п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 5

  1. «Погреемся». И.п. – стоя ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «ух-х! у-х-х!» (8 – 10 раз).
  2. «Мельница». И.п. – стоя ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа движений звук ускоряется. Возвращение в и.п. (6 – 7 раз).
  3. «Конькобежец». И.п. – стоя ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5 – 6 раз).
  4. «Сердитый ежик». И.п. – стоя ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», «ф-ф-ф-р» (3- -5 раз).
  5. «Лягушонок». Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».
  6. «В лесу». И.п. – основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».
  7. «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 6

  1. «Часы». И.п. – основная стойка. Размахивая прямыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить: «тик-так» (10 – 12 раз).
  2. «Ловим комара». Представить состояние, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость, темп. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предполагается его местонахождение.
  3. «Косарь». Представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5 – 8 раз).
  4. «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, произносить звуки «ту-ту-ту» (15 – 20 сек)
  5. «Будильник». И.п. – сидя на полу, скрестив ноги, обхватив голову руками. Раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком «тик-так». Через 3 – 4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки» и произносим: «ку-ку».
  6. «Петушок». И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку!» (5 – 6 раз).
  7. «Насос». И.п. – основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2 – 3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (5 – 6 раз в одну сторону).
  8. «Покоритель космоса». Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полету, «заправляются горючим» (делают глубокий вдох). «Полет в космос» - на выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощности выброса (2 – 3 раза). Появляется ощущение радости и легкости. Длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет голосовые связки.

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 7

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз
  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
  6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта  по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности  детей....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО  с ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО  с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....