Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
картотека
Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kartoteka_dyhanie.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт
Титова С.В. воспитатель первой
квалификационной категории
с.Выльгорт , 2022 г
Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 1
1. "Послушаем свое дыхание"
Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части волнообразно);
- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
- тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
2. "Дышим тихо, спокойно и плавно"
Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (5 – 10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при дыхании.
3. "Подыши одной ноздрей"
Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей
И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
- Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
- Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась "ямка".
3 - 4. Тоже другими ноздрями. Повторить 3 - 6 раз.
Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 – 10 дыхательных упражнений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
4. "Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая в живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.
- Медленный плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4 – 10 раз.
5. "Воздушный шар в грудной клетке" (среднее, реберное дыхание)
Цель: Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
И.п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
- Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается 2мя руками в нижней части ребер.
Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям, слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6 – 10 раз.
6. "Воздушный шар поднимается вверх" (верхнее дыхание)
Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным плавным поднятием и опусканием
ключиц и плечей. Повторить 4 – 8 раз.
7. "Ветер" (очистительное, полное дыхание)
Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
- Задерживать дыхание на 3 – 4 секунды.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми
выдохами. Повторить 3 – 4 раза.
Примечание: Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому
рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
8. "Радуга, обними меня"
Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И.п. – стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3 – 4 секунды.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук "С", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3 – 4 раза.
9. "Дышим тихо, спокойно и плавно" – повторить упражнение 3 – 5 раз
Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 2
Цель данного комплекса: Укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. "Подыши одной ноздрей"
Повторить упражнение "Подыши одной ноздрей" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
2. "Ёжик"
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как "ёжик"), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4 – 8 раз.
3. "Губы "трубкой""
- Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
- Губы сложить "трубкой", резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
- Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
- Паузу в течение 2 - 3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4 – 6 раз.
4. "Ушки"
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо- влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4 – 5 раз.
5. "Пускаем мыльные пузыри"
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, не напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- Не опуская головы сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3 – 5 раз.
6. "Язык "трубкой""
- Губы сложены "трубкой", как при произношении звука "О". Язык высунуть и тоже сложить "трубкой".
- Медленно втягивая воздух через "трубку" языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
- Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3 – 5 сек
- Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4 – 8 раз.
7. "Насос"
- Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
- Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные как при накачивании шин насосом (5 – 7 пружинистых наклонов и вдохов).
- Выдох произвольный. Повторить 3 – 6 раз.
Примечание: При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение: Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад ("большой маятник"), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3 – 5 раз.
8. "Дышим тихо, спокойно и плавно"
Повторить упражнение из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 3
1. "Ветер на планете"
Повторить упражнение "Насос" из комплекса № 2.
2. "Планета "Сат - Нам" – отзовись!" (йоговское дыхание)
Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как "стрела". После слов "Планета, отзовись!" дети начинают петь "Сат - Нам". Повторить 3 – 5 раз
Примечание: "Сат" произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. "Нам" произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох "Сат" – пауза – вдох "Нам".
С произнесением "сат" напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; "нам" – всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того, как дети 8 – 10 раз произнесут "Сат - Нам", взрослый говорит: "Позывные принял!"
3. "На планете дышится тихо, спокойно и плавно"
Повторить упражнение "Дышим тихо, спокойно и плавно" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой, с целью расслабления мышечного тонуса.
4. "Инопланетяне"
Цель: та же, что и в упражнениях "Дышим тихо, спокойно и плавно", "Планета, "Сат - Нам", отзовись!". Разница в выполнении напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И.п. – 3 – 4 раза из положения, лежа на спине, 3 – 4 раза стоя.
Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: "Инопланетяне просыпаются, напрягаются и т.д."
- Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
- Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: "Я сильный (ая)!"
- Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Примерный комплекс дыхательных упражнений № 4
- «Большой и маленький». И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький!»).
- «Паровоз». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза. И произносить «чух-чух» двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.
- «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8 – 10 раз).
- «Аист». И.п. – основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6 – 7 раз).
- «Дровосек». И.п. – основная стойка, руки топориком поднимаются вверх. Дровосек произносит «б-а-х» (5 – 8 раз).
- «Гуси». И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка разведены. На выдохе наклониться вперед, глядя вперед вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3 – 4 раза).
- «Часы». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону, со звуком «так» возвращение в и.п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.
Примерный комплекс дыхательных упражнений № 5
- «Погреемся». И.п. – стоя ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «ух-х! у-х-х!» (8 – 10 раз).
- «Мельница». И.п. – стоя ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа движений звук ускоряется. Возвращение в и.п. (6 – 7 раз).
- «Конькобежец». И.п. – стоя ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5 – 6 раз).
- «Сердитый ежик». И.п. – стоя ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», «ф-ф-ф-р» (3- -5 раз).
- «Лягушонок». Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».
- «В лесу». И.п. – основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».
- «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.
Примерный комплекс дыхательных упражнений № 6
- «Часы». И.п. – основная стойка. Размахивая прямыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить: «тик-так» (10 – 12 раз).
- «Ловим комара». Представить состояние, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость, темп. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предполагается его местонахождение.
- «Косарь». Представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5 – 8 раз).
- «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, произносить звуки «ту-ту-ту» (15 – 20 сек)
- «Будильник». И.п. – сидя на полу, скрестив ноги, обхватив голову руками. Раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком «тик-так». Через 3 – 4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки» и произносим: «ку-ку».
- «Петушок». И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку!» (5 – 6 раз).
- «Насос». И.п. – основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2 – 3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (5 – 6 раз в одну сторону).
- «Покоритель космоса». Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полету, «заправляются горючим» (делают глубокий вдох). «Полет в космос» - на выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощности выброса (2 – 3 раза). Появляется ощущение радости и легкости. Длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет голосовые связки.
Примерный комплекс дыхательных упражнений № 7
- Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз
- Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
- «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
- Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
- «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
- «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности детей....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО с ...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"
Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....