"Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здорвья"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данный материал рассказывает о эффективных методах арт терапевтического воздействия на детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doktor_na_rabote.doc | 591 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт - терапия
в работе с детьми с ограниченными возможностями
Данькова Юлия Александровна
Воспитатель ГБУЗ « Стахановская психиатрическая больница», ЛНР,
детское психиатрическое отделение
Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента
По большому счёту, - задачи арт-терапии, это:
- Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
- Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
- Получить материал для психодиагностики.
- Проработать подавленные мысли и чувства.
- Установить контакт с клиентом.
- Развить самоконтроль.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
- Развить творческие способности и повысить самооценку.
То есть, это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И ещё много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.
И ещё: арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.
Особое значение имеет арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями. Надо отметить, что дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.
Много лет назад один мудрец сказал: «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изобразительной деятельности. Поэтому, именно она очень важна для всестороннего развития и воспитания ребёнка с нарушением интеллекта.
Арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем ребенка. На сегодняшний день арт-терапия является одним из наиболее доступных и эффективных методов, который применяется непосредственно для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В общем-то, рисуя, раскрашивая, вылепливая фигурки, ребёнок не просто решает какую-то конкретную узкую задачу. Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни.
Эффективность применения средств арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арт-терапии так же состоят в предоставлении ребёнку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.
Арт-терапия, таким образом, представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, где важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка.
Арт-терапия помогает ребенку как бы понарошку пережить его проблемы, конфликтные и тяжёлые ситуации. При этом ребёнок делает это именно таким образом, чтобы не травмировать свою психику. У него работает фантазия, он может выражать себя безгранично. По мнению ученых, творчество – это совершенно естественный процесс для ребенка, который еще не отошел окончательно от примитивных форм общения. Ребенок выдавливает в объект творчества свои страхи, комплексы, а также иные отрицательные чувства.
Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.
К основным методам арт-терапии относятся – и з о т е р а п и я (выражение чувств и эмоций через рисунок), м у з ы к о т е р а п и я, с к а з к о т е р а п и я, п е с о ч н а я т е р а п и я, л е п к а (п л а с т и л и н и г л и н а).
Рассмотрим изотерапию как один из методов арт-терапевтического воздействия.
В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с ограниченными возможностями вошла и з о т е р а п и я, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связаны.
Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Изотерапию можно назвать фундаментом арт-терапии, это самый распространённый вид терапии искусствами.
Изотерапия позволяет ребенку без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты, страхи. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий.
Такой подход даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - ЗПР, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами
Арт-терапия включает в себя как изотерапию, так и х р о м о т е р а п и ю, изучающую свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или негативное воздействие на человека, так как зрение является одним из важных видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своём эмоциональном состоянии. Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребёнку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребёнком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания
Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Изотерапия – это один из наиболее распространённых и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Имея перед собой такой огромный выбор материалов, практически любой ребенок захочет “выразить себя” с помощью рисунка.
Также изотерапия способствуют развитию критичности детей с ограниченными возможностями, укреплению навыков их самоконтроля и повышению самооценки. С помощью арт-терапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Рисование на воде (Эбру) как новый вид арт-терапии — очень бережный и безопасный метод арт-терапии. Это рисование относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности ребенка. Как оказалось, данная техника отлично зарекомендовала себя в рамках психотерапевтичекой работы. Эбру-релаксация представляет собой интуитивное рисование. Это хороший способ расслабиться, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в ребенке.
Для детей техника Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту. Эбру — это старинная графическая техника рисования на поверхности воды, позволяющая получить в один приём красочный оттиск с ее поверхности.
Аква-анимация даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
В последнее время техника Эбру постепенно становится рабочим инструментом арт-терапии, применимым даже для тех, кто не умеет рисовать. Действительно, данная техника - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов, развивающая мелкую моторику, улучшающая память, пластику движений и, в итоге, работу мозга.
Таким образом все рассмотренные арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стат...
Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)
Песочная терапия -в контексте арт- терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении и позволяет решить задачи развития мелко...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДАЛЕЕ — ОВЗ)
На сегодняшний день, согласно современным требованиям, к организации образования в нашей стране всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию. По данным статистической информации происходит п...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...