ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДАЛЕЕ — ОВЗ)
статья

Юсупова Миниса Минатуловна

На сегодняшний день, согласно современным требованиям, к организации образования в нашей стране всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию. По данным статистической информации происходит постоянное увеличение детей с ОВЗ. Данный факт свидетельствует о том, что в условиях изменений, касающихся увеличения числа детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходим постоянный пересмотр имеющихся методов, технологий коррекционно — развивающей работы и внесения новшеств в их формировании. В этом заключается актуальность данной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДАЛЕЕ — ОВЗ)

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37

                                                         г. Ачинска

                                                          Красноярского края

Юсупова М.М.

Ключевые слова: песочная терапия, метод, речемыслительная деятельность, задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи.

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»

В.А. Сухомлинский

На сегодняшний день, согласно современным требованиям, к организации образования в нашей стране всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию. По данным статистической информации происходит постоянное увеличение детей с ОВЗ. Данный факт свидетельствует о том, что в условиях изменений, касающихся увеличения числа детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходим постоянный пересмотр имеющихся методов, технологий коррекционно — развивающей работы и внесения новшеств в их формировании. В этом заключается актуальность данной статьи.

Существует несколько основных методов, которые способствуют получению положительного результата при работе с детьми с ОВЗ. К таким методам относят: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Отдельно выделяют такой метод как песочная терапия.

Единого определения понятия «песочная терапия» не существует. При этом многие раскрывают понятие «песочная терапия» как  вид современной арт — терапии, который включает систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Из этого следует, что песочная терапия— это невербальная форма психотерапии,   одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические проблемы [2].

Занятия с использованием песочной терапии являются полезными для детей с ОВЗ, так как способствуют решению следующих проблем: задержка речи, когнитивных способностей и нарушений в эмоционально – волевой сфере.

Для управленческого решения обозначенных выше проблем в процессе моей профессиональной деятельности в области работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) я подтвердила и закрепила практикой научный факт, заключающийся в том,  что песочная терапия находится в тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. Песочная терапия благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев [1]. При этом я стараюсь воздействовать у детей обе руки, порой одновременно, используя игры «Пианино», «Ладошки», «Необыкновенные следы», «Дождик», «Узоры на песке», «Волшебные дорожки» благодаря чему идёт влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. После таких упражнений у детей активно развивается мелкая моторика, улучшается эмоциональное состояние.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья   не умеют рисовать, им  трудно держать карандаш в руках и они часто отказываются выполнять задания, связанные с рисованием в диагностических целях. На песке же ребенку проще манипулировать фигурками, он начинает ими играть, взаимодействовать. В таких случаях  использую  песочную терапию в роли диагностического исследования «Моя семья»,                    « Необычное животное». Всегда обращаю внимание на последовательность, на  то, как    он располагает фигуры, закапывает или прячет в домиках. По этому  можно судить о семейной ситуации. Такая диагностика с «особыми детьми» является намного информативнее, чем рисунок карандашами.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития наблюдается нарушение в речемыслительной деятельности. В работе с такими детьми в песочнице использую небольшие фигуры в следующих играх и упражнениях: «Чего не достаёт?», «Какая фигура спряталась?», «4-лишний», «Найди пару», «Подбери по цвету» и т.д. Данный опыт подтверждает действительность слов К. Юнга, основателя теории песочной терапии: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию». 

Дети с ОВЗ постоянно испытывают противоборство эмоций. То, что нельзя рассказать о своих переживаниях взрослому, становится возможным на песке через игры и упражнения, которые я использую («Разные настроения», «Раскопай клад», «Угостим друга», «Дом для друга», «Найди игрушку»). Такого рода игры стабилизируют эмоциональное состояние, формируют позитивную коммуникацию.

Занятия провожу индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели и задач. Применяю «волшебные» фигуры: песочный человечек, песочная фея, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар или «волшебный» тоннель. Всё это подкрепляю музыкой и мультимедийными технологиями. Для воспитателей  провожу мастер — классы «Песочные фантазии», направленные на обучение песочным играм с детьми ОВЗ.

Таким образом, результатом моей практической деятельности стали стабилизация эмоционального состояния детей, успешная адаптация к изменяющимся условиям, положительная динамика развития социальной и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Грабенко, Т.Н. Зинкевич—Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке [Текст]: книга для педагогов. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г. —50 С.
  2. Зинкевич— Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребёнку [Текст]: книга. СПб.: Детство, 2001.— 60 С.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стат...

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)

Песочная терапия -в контексте арт- терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении и  позволяет решить задачи развития мелко...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

        Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - во...