Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Песочная терапия -в контексте арт- терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении и позволяет решить задачи развития мелкой моторики, развития фонематического слуха, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развития коррекции речи, позволяет развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_ovz.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)
Аннотация: Песочная терапия -в контексте арт- терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении и позволяет решить задачи развития мелкой моторики, развития фонематического слуха, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развития коррекции речи, позволяет развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные.
Песок -природный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким или влажным плотным и пластичным.
Песочная терапия является полезной для детей с ОВЗ. Благодаря занятиям с песком удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.
Песочная терапия- дает детям с ОВЗ возможность выразить свои чувства, эмоции. Создание песочных композиций в отличие, например от рисунка, не требует особых умений. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь. Расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задании или же эффективный способ подачи материала.
Автором методом песочной терапии, возникшего в 1950-х годах, считается швейцарский аналитик Дора Кальф, прошедшая обучение у детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребёнка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения.
Используя метод песочной терапии, для детей с ОВЗ можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки. Очень интересно наблюдать за поведением детей, когда они насыпают песок в банку. Кто-то старается как можно быстрее работать руками, а кто-то просто нагребает песок одним движением.
Используя песочную терапию можно проводить закрепление образа букв через «печатание» их на песке Это в основном используется в работе с детьми , имеющими дизартрию или ДЦП. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения.
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать звуки. При работе над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно предложить выбирать животные, растения, одежду, посуду, с определённым звуком, в определённом месте слова ( в начале, середине, или конце).
Что же можно делать играя с песком? Конечно же расширять и активизировать лексику, связанную с песком: песок, песчинка, песочек. Можно обогащать словарь детей глаголами, например, сыпать, гладить, грести, превращать. А так же обогатить речь детей прилагательными( причастиями): песочный, лёгкий, сыпучий, влажный, мокрый, золотой.
Используя песочную терапию, для детей с ОВЗ можно проводить работу по закреплению и активизации словаря, используя сюжеты игр: «Зоопарк, « Магазин», « Покупка продуктов».
Песочная терапия способствует развитию мелкой моторики.
Задания:
-«Найди овощи на грядке» (отыскать на ощупь овощи , сделанные из дерева)
-Охарактеризовать предметы, расположенные в правом верхнем углу, в левом нижнем.
Продолжая тему мелкой моторики можно рисовать по песку.
«Дорожки»- рисуем вертикальные и горизонтальные линии.
«Дождь»- возможность отрабатывать вертикальные линии.
«Лесенки»-вертикальные и горизонтальные линии.
«Солнышко»-закрепление геометрических фигур и линий
Вывод: Значение песочной терапии для детей с ОВЗ очень велико. Песочная терапия поможет в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Она влияет на все стороны развития речи: фонетика, грамматический строй, лексика, связная речь. Песочная терапия помогает в развитии внимания, восприятия, памяти. Мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стат...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДАЛЕЕ — ОВЗ)
На сегодняшний день, согласно современным требованиям, к организации образования в нашей стране всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию. По данным статистической информации происходит п...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - во...