"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_sentyabr.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и требуют дифференцированного подхода к их коррекции. Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Тем интереснее осваивать новые педагогические технологии, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи детям с ОВЗ. Так, например, логопедические задания могут сочетаться с элементами песочной игротерапией.
Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:
- развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, гладкое – острое, твердое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения);
- существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге - это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);
- стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека);
- расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог);
- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.
Опираясь на приёмы работы в песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с ОВЗ более интересной, увлекательной, более продуктивной.
В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице: Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других детей. Нельзя брать песок в рот. После занятий с песком надо помыть руки.
Для организации игр с песком понадобится большое количество различных пластмассовых фигурок (в том числе используются фигурки из киндер-сюрпризов), маленькие настольные игрушки, природный и бросовый материал.
Описанные ниже игры-упражнения используются как для индивидуальной коррекционной работы, так и для подгрупповой.
Артикуляционные упражнения.
«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.
«Барабанщик» - языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося звук д-д-д, одновременно указательными пальцами обеих рук ритмично, в такт щелчкам, «стучать по песку».
«Утюжок» - широким кончиком языка поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
Упражнения для развития дыхания.
«Песочный ветер». Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Ребенок дует в коктейльную трубочку на песок, сдувая его, можно изобразить различные фигуры, буквы.
«Ровная дорога». От детской машинки учитель-логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
«Волшебный коврик». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Формирование кинестетических ощущений и мелкой моторики рук.
«Скачут лошадки». Детям предлагается, проговаривая слова, «скакать по песку»: «По дороге белой, гладкой, скачут пальцы, как лошадки».
«Аты-баты». Предлагается, проговаривая слова, «шагать по песку»:
«Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар».
Автоматизация и дифференциация звуков.
Автоматизация изолированных звуков.
«Горка». Ребенку предлагается взять в оба кулачка песок и насыпать его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». А затем разрушить свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».
«Звуковые дорожки». Ребенок произносит звук, проводя указательным пальцем дорожку по песку.
«Ищем клад». Ребенку предлагается выбрать из наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать её.
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.
«Строим дорожку». Ребенку предлагается построить на песке дорожку из листочков, «прошагивая» двумя пальчиками по дорожке, повторять заданные учителем-логопедом слоги (например: «сва-сво-сву», «сма-смы-смо»). А затем рядом построить дорожку из камешков, шагая по ней повторять слоги «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо». (Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).
Автоматизация и дифференциация звуков в слове.
«Найди и назови игрушку». Учитель-логопед закапывает в разных местах песочницы игрушки. Затем предлагает ребенку раскопать песок и назвать, с каким звуком в названии он нашел игрушку.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Веселые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
«Песочный дождик». Учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребенок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
«Новоселье». В песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).
Слоговая структура слова.
«Назови предмет». Учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребенку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.
«Веселый поезд». Учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.
Звуковой анализ слова и предложения.
«Слово рассыпалось». Ребенок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
Формирование лексико-грамматических представлений.
«Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец - овальный, зеленый; елка – пластмассовая, колючая и т.д.).
«Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребенку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)
«Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребенку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слоненок и т.д.).
«Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребенку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка – много чашек, одно блюдце – много блюдец и т.д.).
Развитие связной речи.
«Что у нас, а что у вас?» (составление распространенных предложений, усвоение степеней сравнения прилагательных). Учитель-логопед рисует на песке улицу (дома, деревья), ребенку предлагается дорисовать картину и закончить фразу (в нашем городе улицы длинные,… а в нашем городе еще длиннее; в нашем городе дома большие, … а в нашем городе еще больше.).
«Предложение договори, и его ты повтори» (на употребление глаголов в единственном и множественном числе). Учитель-логопед рисует на песке детенышей домашних животных, ребенку предлагается дорисовать одного детеныша и закончить фразу (котята лакают, а котенок…(лакает); щенята бегут, а щенок… (бежит).
Опыт работы показал, что использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к занятиям. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные, гиперактивные дети быстро успокаиваются. Благодаря тому, что слова и буквы на песке можно писать сначала пальчиком, а потом палочкой, развивается становление руки для письма ручкой. Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребёнка, что немаловажно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным, не бояться допустить ошибку.
Таким образом, любую логопедическую задачу можно реализовать с помощью такой прекрасной коррекционно – развивающей среды, как песочница. Игры с песком дают возможность узнать детям о многообразии окружающего мира, способствуют развитию пространственных представлений, открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных положительных результатов в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Список литературы
- Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.
- Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «Златоуст», 1999. - 80 с.
- Кузуб, Н. В., Осипук, Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. - 2006. - №1. – C. 66-74.
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стат...
Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)
Песочная терапия -в контексте арт- терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении и позволяет решить задачи развития мелко...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДАЛЕЕ — ОВЗ)
На сегодняшний день, согласно современным требованиям, к организации образования в нашей стране всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию. По данным статистической информации происходит п...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - во...