Содержание коррекционной работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционной работы музыкального руководителя
с детьми ОВЗ
Специальные образовательные условия для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
А дети с задержкой психического развития характеризуется отставанием в развитии не только высших психических функций, но и эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы и познавательной, т. е. снижением знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому при работе с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыкантов, основной задачей музыкального воспитания которых, является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств.
А одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации — это обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ - помочь им активно войти в мир музыки, социально адаптировать детей, стимулировать развитие музыкальных способностей, сформировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию в работе с детьми с ОВЗ
- Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.
- Развитие и коррекция познавательной сферы.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
- Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.
- Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением).
- Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
- Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика).
- Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.
- Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
- Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.
- Разработка и реализация плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.
- Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.
- Использование в системе воспитания детей с ОВЗ утренников и развлечений:
Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.
В проведении праздников для детей есть своя специфика.
На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Они принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями Воспитателя.
Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи.
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка.
Методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ
Методы | Приемы |
Наглядно – зрительные (показ) | • Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. • Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили. • Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. |
Наглядно -слуховые | • Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя. • Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись). • Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.). • Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.).
|
Практические | • Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве, дыхательные упражнения. • Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением, длительные повторения при освоении какого-либо движения.
• Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.
|
Виды музыкальной деятельности, используемые с детьми с ОВЗ, имеющих ЗПР
Виды музыкальной деятельности | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | - Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки; - Развивать устойчивое внимание; - Развивать мышление, связную речь; - Совершенствовать словарный запас. |
|
Пение (исполнительство) | - Развивать умение начинать и заканчивать песню вместе со всеми детьми; - Хоровым исполнение способствовать преодолению робости и страха; - Снизить уровень тревожности благодаря использованию разнохарактерных песен. | • Пение вокализов на гласные «у-о-а-и»-отрабатывается чистый и лёгкий звук;
|
Музыкально-ритмические движения. | - Развивать быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители; - Совершенствовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную; - Учить детей сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. | • Упражнения на переключение внимания включают смену движений, сопровождающиеся разными музыкальными отрывками. Например, на торжественную музыку идти, на весёлую бежать и т. п. |
Игра на музыкальных инструментах | - Развивать чувство ритма; - Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; - Развивать объем памяти, двигательный и артикуляционный аппарат. |
рисунки песенок («Лошадка», «Котя»)
|
Игры и упражнения с элементами психогимнастики | - Обучать технике выразительных движений; -Совершенствовать навыки само расслабления; - Развивать речевую эмоциональность детей; - Совершенствовать основные психические процессы: внимание, память; - Воспитывать волевую саморегуляцию. |
|
Планируемые результаты в работе с детьми с ОВЗ
- Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки;
- Развитие коммуникативных способностей ребенка;
- Знакомство воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров;
- Улучшение результативности в музыкальном развитии детей с ОВЗ, освоении ООП, дополнительных образовательных программ;
- Организация коррекции имеющихся недостатков развития воспитанников ДОУ с ОВЗ, адаптация и социализация их в обществе.
- Повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции;
- Развитие эмоционально-личностной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»
Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...
Подготовка и проведение праздников как одна из форм привлечения родителей к содержанию коррекционной работы с детьми с ОНР.
Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и со...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯС ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС",
В конспекте представлена совместная работа воспитателя и музыкального руководителя .Цель: способствовать формированию представлений детей о количественном счете, обозначение количества цифрой. Профила...
Содержание коррекционной работы с детьми.
НаправленияСодержаниеСрокиЛогопедическое сопровождениеФормирование и развитие:понимание обращенной речи,самостоятельной активной и пассивной речи через подражание...
Музыкальное развитие - важная роль в коррекционной работе с гиперактивными детьми
Важная роль музыки в коррекционной работе с гиперактивными детьми...
Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста
Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста...
Содержание коррекционной работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
Специальные образовательные условия для обучающихся с ОВЗ (ТНР), (ЗПР).Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию в работе с детьми с ОВЗ.Алгоритм работы музыкального руководителя с де...