Мастер-класс для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для старших дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Садрева Лариса Николаевна

Мастер-класс для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для старших дошкольников»

        Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики как одной из эффективных форм коррекционной и оздоровительной работы.

       Задачи:

  • Погрузить педагогов в проблему по необходимости использования дыхательной гимнастики в коррекционной и оздоровительной работе.
  • Познакомить педагогов с особенностями использования дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
  • Заинтересовать и вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызвать интерес к данному виду деятельности.

       Оборудование: электронная презентация.

       Методы и приёмы работы: наглядные, словесные, практические: проблемная

       ситуация, упражнения для дыхания, рефлексия.

       Ход мастер-класса:

      I. Организационный момент

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите начать мастер-класс словами Стивена Кинга: «Человек не осознаёт, что он дышит, пока не вспомнит об этом специально».

       Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы. Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом. Одной из составляющих общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.

      Общеизвестно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. «Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут.

      II. Вводная часть

        В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Она имеет широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

       В 1974 году Александра Николаевна Стрельникова, известный московский педагог по постановке голоса, предложила свою «гимнастику вдоха». Для тренировки дыхательной мускулатуры, осуществляющий вдох, предлагается создать определенное сопротивление, что достигается тем, что во время вдоха сжимается грудная клетка.      

      Известно, что вдох выполняется при движениях, расширяющих грудную клетку. Это гимнастика универсальна. Она может быт лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

       Для Стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. Т. е. минимальный срок – максимальный результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни. Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс – и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма и восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос.

     Дыхательная гимнастика для детей может применяться, начиная с 3-4 лет. Сначала учат ребенка правильно вдыхать воздух: вдох должен быть коротким и отрывистым, только носом. Показать ребенку, как вдыхается аромат яблока, понюхать с ним цветок, запах скошенной травы (в парке, например). А затем – приступать к осваиванию первых трех главных упражнений, которые выполняются в ритме строевого шага (почувствовать ритм можно, просто пошагав 2-3 минуты на месте).

      Сначала выполняется разминочное упражнение «Ладошки». После разминки можно приступать к упражнению «Погончики» и «Насос». Однако, прежде чем приступить к выполнению упражнений, нам необходимо ознакомиться с основными правилами.

Правила:

  • Думайте только о вдохе носом. Вдох – шумный, резкий и короткий.
  • Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно. Вдох – предельно активный – абсолютно пассивный.
  • Вдох делается одновременно с движениями. В гимнастике нет вдоха без движения, а движения – без вдоха.
  • Все вдохи-движения  делаются в темпоритме строевого шага.
  • Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике – только на 8, считать мысленно, не вслух.
  • Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
  • Подряд следует проводить столько вдохов-движений, сколько не утомляет и доставляет удовольствие.

Упражнения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой:

  • «Ладошки»
  • «Обними маму»
  • «Насос»
  • «Погончики»
  • «Ушки»
  • «Любопытная Варвара»
  • «Большой маятник»
  • «Кошечка»
  • «Рок-н-ролл»

       Увеличение объема воздуха, поступающего в легкие с каждым вдохом, способствует обогащению крови кислородом, улучшению функционирования всех внутренних органов, а также стимулирует деятельность головного мозга и крупных нервных узлов.

        Чтобы занятия гимнастикой были успешными, необходимо проводить тренировки регулярно, а не от случая к случаю. Обычно через 10-12 дней можно заметить значительное улучшение функционирования органов дыхания и сокращений диафрагмы.

По причине специфики дыхания методику А.Н.Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

Методику дыхания по А.Н.Стрельниковой применяют для лечения и профилактики многих заболеваний дыхательной системы (в том числе, пневмонии и астмы), болезней сердечно - сосудистой системы и проблем неврологического характера. Применяется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей и с целью исправления нарушений осанки, формирования нормальной походки, развития пластичности и гибкости – специальные упражнения укрепляют позвоночник, способствует лучшему развитию костной и мышечной ткани. Кроме всего прочего, регулярное выполнение упражнений методики нормализует общий гормональный фон, благотворно сказывается на артериальном давлении, улучшает общее самочувствие и укрепляет иммунитет. В пользу гимнастики А.Н.Стрельниковой можно привести еще и тот аргумент, что нередко упражнения методики применяются даже в лечение заикания, правда, в этом случае, комплекс упражнений подбирается индивидуально.

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки – отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Будьте  здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Дыхательная гимнастика Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько ме...

Комплект для работы педагогов и родителей "Дыхательная гимнастика" А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКТ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ...

Мастер-класс для родителей детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика».

Мастер-класс для родителей детей дошкольного возраста«Дыхательная гимнастика»....

Мастер – класс с педагогами на тему: «Применение интерактивных приемов в патриотическом воспитании старших дошкольников».

В настоящее время тема патриотизма очень важна для нашей страны, для нас россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и ег...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Игровая деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Знакомство педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада посредством игровой деятельности....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Игровая деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Знакомство педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада посредством игровой деятельности....