Конструкт занятия "В гостях у Песочной феи"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Юртаева Таисия Валерьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_v_gostyah_u_pesochnoy_fei.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт занятия с применением технологий песочной терапии

««В гостях у Песочной феи»

Тема «В гостях у Песочной Феи»

Возраст ребенка: 6 лет.

Применяемая технология: песочная терапия

Форма НОД: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Формы организации: индивидуальная, работа в паре со взрослым.

Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность ребенка, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.

Учебно- методический комплект:

  1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.
  3. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ составитель О. Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008
  4. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

Музыкальное сопровождение: Э. Григ «В пещере горного короля», Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже»,

Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный), кисточки, набор миниатюрных игрушек, магнитофон,

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Речевое развитие» Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»

Цель: гармонизация эмоционального состояния ребенка, коррекция негативных эмоциональных проявлений.

Коррекционные задачи:

-корректировать эмоциональной сферы ребенка, умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности.

Развивающие задачи:

-развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  

- развивать память, мышление, воображение  в процессе познавательной деятельности и игре.  

Воспитательные задачи:

-воспитывать аккуратность;

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка на проблемные ситуации, желание прийти на помощь

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы деятельности, приемы

Форма организации ребенка

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность ребенка

Планируемый результат

Вводная часть

Ритуал входа в песочницу

игровая мотивация, доверительный стиль общения, внимательное отношение к ребёнку,

диалог с ним, сниженный тон голоса.

Тьютор: - Степа, а ты любишь сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я тебе хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея- не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с тобой познакомиться.

А ты хотел бы попасть в сказку и познакомиться с ней?

Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова.

А ты знает волшебные слова или заклинания из сказок?

Я сейчас скажу заклинание, а ты постарайся его запомнить:

Песочная фея, нам помоги, в страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем - 1,2,3,

Сердце свое для добра распахни!

Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже».

Давайте еще раз вместе с тобой  повторим эти волшебные слова

Ответ ребенка утвердительный

Степа настроен на общение

Проявляет интерес к предстоящей деятельности.

Ребенок  слушает.

Ребенок отвечает, что хотел бы попасть в сказку и познакомиться с Песочной феей.

 затрудняется ответить.

Вместе с педагогом ребенок повторяет слова заклинания

Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу

Активизация словарного запаса, развитие диалоговой речи, простейших психических функций.

Сюрпризный момент: появление Песочной Феи

Игры на сосредоточение внимания, развитие восприятия.

- Здравствуй, Степа! Я Песочная Фея!

Я живу в Песочной стране, и чтобы найти туда дорогу, держите свечу. Она покажет, куда идти

Давайте, Степа, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Ты, свеча, гори, гори, путь-дорогу укажи.

(тьютор вместе с ребенком подходит к песочнице с песком)

А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Раньше это была веселая страна с но пришел волшебник злой и нарушил их покой.

Ты, Степа, помоги, новый мир им сотвори!

Тьютор: Степа, посмотри какой  стол перед нами. Я загадаю загадку, а ты попробуй её отгадать:

Его в ведерко засыпаешь
И куличик получаешь,
И это вовсе не снежок,
Он называется...(песок)

Тьютор: Правильно, а давай вспомним  

правила игры с песком:   

Тьютор: Молодец! Все правила знаешь! 

вместе с педагогом повторяет слова

 отгадывает загадку и рассказывает правила игры с песком:

1.Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

2.При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

3.Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!

5.      После игры с песком – помой руки!

Развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность )

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Здравствуй,

Песок!»

Положи, пожалуйста, Степа, ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Плохо слышно, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчики. Ты слышишь, как песок смеется?

Давай его погладим между ладонями.

Возьми за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давай его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков.

Ребенок различными способами дотрагивается до песка

 повторяет за взрослым: «сухой», «шершавый», «мягкий»

 произносит приветствие

 выполняет движения руками с песком

Развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность и т. д.).

Упражнение «Дождик»

Ой, смотри, появилась Тучка и сейчас. Наверное, в Волшебной стране пойдет дождик.

А давай мы с тобой, Степа, сами устроим такой дождь. Смотрите, как это происходит.

Нужно медленно сыпать из кулачка песок в песочницу. А сейчас побыстрее. Ой, Ветерок услышал и прибежал к нам и смыл все наши следы

Ребенок  медленно, затем быстро сыплют из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь

руками разравнивает песок

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Моделирование конфликта трудностей

Взрослый –

заинтересованное лицо,

изучающее ситуацию, ищет

выход вместе с ребенком.

Взрослый убеждает,

подбадривает, вселяет веру в

ребенка, указывать на

потенциальные возможности

ребенка

Песочная фея: Степа, злой Волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Пожалуйста, помоги им выйти оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Что же делать?

Тьютор: Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давай, Степа, мы отвернемся, крепко закроем глаза и произнесем заклинание.

1.2,3,4,5 – мы идем друзей спасать.

(когда ребенок отворачивается, тьютор прячет в песке мелкие игрушки)

Тьютор: а помогут нам вот эти волшебные кисточки и предлагаю тебе аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить наших друзей из темницы.

Воспитатель: Степа, кого ты вызволил из темницы?

Ребенок слушает

Ребенок предлагает позвать на помощь

Ребенок отворачивается и произносит заклинание

Ребенок берет кисточку и аккуратно раскапывает спрятанные игрушки

Ребенок называет игрушки, которые он нашел в песочнице, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

Создание ситуаций, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

Динамическая пауза

Игровое взаимодействие

Прежде, чем строить домик для обитателей песочной страны мы сначала все наши мышцы.

Погляди скорей вокруг

Опиши руками круг

Треугольник опиши

И квадрат нам покажи

На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий

Смотрим вверх и смотрим вниз

На носочки поднялись

Вдох и выдох. Тихо сели

Ребенок делает  физминутку

Упражнение «Построй и укрась домик»

Игровое взаимодействие

Так как обитатели песочной страны необычные, домики для них тоже должны быть волшебными.

Для этого мы с тобой нарисуем домик из геометрических фигур: стены у нас будут прямоугольное, крыша- трапеция, окна-квадраты.

А теперь мы его украсим различными камушками.

- Молодец, Степа, какой красивый домик у тебя получился! Мы с тобой успешно справились.

Теперь у обитателей песочной страны есть свои домики.

 строит домики с помощью формочек и затем украшает

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Формирование знаний геометрических фигур

Упражнение «Необыкновенные следы»

Игровое взаимодействие

На пути к своим домикам песочные жители оставляют различные следы, такие же, как и мы с тобой оставляем на снегу. А давай мы с тобой сейчас попробуем изобразить их, выполним упражнение

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях)

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя  движение насекомых.

- Молодец, ты настоящий помощник! Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну, мы так и не прогнали и не победили.

Ребенок выполняет необыкновенные следы с помощью нажатия пальцев рук:

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях)

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя  движение насекомых.

Развитие моторики, тактильных ощущений.

Упражнение «Победитель злости»

Взрослый спрашивает об

эмоциональном состоянии детей,

мыслях и чувствах, которые

возникали в процессе игры,

понравилось ли им, что они будут

делать, если вдруг опять попадут

в похожую ситуацию и пр.

Диалог с педагогом

- Вы чудо помощники! Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну, мы так и не прогнали и не победили.

 (музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля»,

- Давай на песке нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший) Теперь разруш изображение злого волшебника прогони злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».

- Теперь давай медленно выровняем поверхность песка руками. Давай положим ладошки на песок. Ты чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я тебя  поздравляю, ты справился с заданием. Ты победил злость!

Фея:

Спасибо, Степа , я тебе очень благодарна. Но мне пора возвращаться в свой замок, но с тобой не прощаюсь, я буду приходить к тебе часто в гости.

Ребенок  по примеру тьютора делает из мокрого песка шар, на котором обозначает рисует глаза, нос, рот- этот Шар-злюка! Ребенок разрушает Шар-злюку и проговаривает:

«Прогоняю злость, приглашаю радость».

(ребенок кулачками, ладонями, пальцами разрушает песочный шар)

Развитие моторики, умственной активности детей, навыков общения.

Заключительная часть

Рефлексия

Тьютор: сегодня мы с тобой  познакомились с волшебной страной.  

Что нового узнал ты? Что для тебя было самое сложное? А самое легкое?  А какое у тебя сейчас настроение? Какой песок на ощупь? Чем отличается сухой песок от влажного? У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового.

 отвечает

Формировать умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка на проблемные ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия "Кошка с котятами в гостях у ребят"

Конструкт занятия по технологии эмоционального погружения....

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...

Конструкт НОД с применением технологий артпедагогики (песочная терапия) «В гостях у Песочной феи»

Разнообразные игровые занятия с песком способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, речь, воображение и творческие способности реб...

Занятие с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.Задачи: упражнять в умении выкладывать счётные палочки (палочки Кюизенера) в определённой последовательности; закр...

Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...