Конструкт занятия "В гостях у Песочной феи"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Конструкт занятия с применением технологий песочной терапии
««В гостях у Песочной феи»
Тема «В гостях у Песочной Феи»
Возраст ребенка: 6 лет.
Применяемая технология: песочная терапия
Форма НОД: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Формы организации: индивидуальная, работа в паре со взрослым.
Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность ребенка, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Учебно- методический комплект:
- Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.
- Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ составитель О. Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008
- Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
Музыкальное сопровождение: Э. Григ «В пещере горного короля», Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже»,
Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный), кисточки, набор миниатюрных игрушек, магнитофон,
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Речевое развитие» Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Цель: гармонизация эмоционального состояния ребенка, коррекция негативных эмоциональных проявлений. |
Коррекционные задачи: -корректировать эмоциональной сферы ребенка, умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности. Развивающие задачи: -развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; - развивать память, мышление, воображение в процессе познавательной деятельности и игре. Воспитательные задачи: -воспитывать аккуратность; -Воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка на проблемные ситуации, желание прийти на помощь |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы деятельности, приемы | Форма организации ребенка | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность ребенка | Планируемый результат |
Вводная часть Ритуал входа в песочницу | игровая мотивация, доверительный стиль общения, внимательное отношение к ребёнку, диалог с ним, сниженный тон голоса. | Тьютор: - Степа, а ты любишь сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я тебе хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея- не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с тобой познакомиться. А ты хотел бы попасть в сказку и познакомиться с ней? Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. А ты знает волшебные слова или заклинания из сказок? Я сейчас скажу заклинание, а ты постарайся его запомнить: Песочная фея, нам помоги, в страну волшебную перенеси, В ладоши мы хлопнем - 1,2,3, Сердце свое для добра распахни! Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже». Давайте еще раз вместе с тобой повторим эти волшебные слова | Ответ ребенка утвердительный Степа настроен на общение Проявляет интерес к предстоящей деятельности. Ребенок слушает. Ребенок отвечает, что хотел бы попасть в сказку и познакомиться с Песочной феей. затрудняется ответить. Вместе с педагогом ребенок повторяет слова заклинания | Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу Активизация словарного запаса, развитие диалоговой речи, простейших психических функций. |
Сюрпризный момент: появление Песочной Феи | Игры на сосредоточение внимания, развитие восприятия. | - Здравствуй, Степа! Я Песочная Фея! Я живу в Песочной стране, и чтобы найти туда дорогу, держите свечу. Она покажет, куда идти Давайте, Степа, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: Ты, свеча, гори, гори, путь-дорогу укажи. (тьютор вместе с ребенком подходит к песочнице с песком) А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Раньше это была веселая страна с но пришел волшебник злой и нарушил их покой. Ты, Степа, помоги, новый мир им сотвори! Тьютор: Степа, посмотри какой стол перед нами. Я загадаю загадку, а ты попробуй её отгадать: Его в ведерко засыпаешь Тьютор: Правильно, а давай вспомним правила игры с песком: Тьютор: Молодец! Все правила знаешь! | вместе с педагогом повторяет слова отгадывает загадку и рассказывает правила игры с песком: 1.Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! 2.При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики. 3.Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза! 4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться! 5. После игры с песком – помой руки! | Развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность ) |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение «Здравствуй, Песок!» | Положи, пожалуйста, Степа, ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Плохо слышно, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчики. Ты слышишь, как песок смеется? Давай его погладим между ладонями. Возьми за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давай его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. | Ребенок различными способами дотрагивается до песка повторяет за взрослым: «сухой», «шершавый», «мягкий» произносит приветствие выполняет движения руками с песком | Развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность и т. д.). | |
Упражнение «Дождик» | Ой, смотри, появилась Тучка и сейчас. Наверное, в Волшебной стране пойдет дождик. А давай мы с тобой, Степа, сами устроим такой дождь. Смотрите, как это происходит. Нужно медленно сыпать из кулачка песок в песочницу. А сейчас побыстрее. Ой, Ветерок услышал и прибежал к нам и смыл все наши следы | Ребенок медленно, затем быстро сыплют из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь руками разравнивает песок | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук | |
Моделирование конфликта трудностей | Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход вместе с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в ребенка, указывать на потенциальные возможности ребенка | Песочная фея: Степа, злой Волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Пожалуйста, помоги им выйти оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Что же делать? Тьютор: Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давай, Степа, мы отвернемся, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. 1.2,3,4,5 – мы идем друзей спасать. (когда ребенок отворачивается, тьютор прячет в песке мелкие игрушки) Тьютор: а помогут нам вот эти волшебные кисточки и предлагаю тебе аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить наших друзей из темницы. Воспитатель: Степа, кого ты вызволил из темницы? | Ребенок слушает Ребенок предлагает позвать на помощь Ребенок отворачивается и произносит заклинание Ребенок берет кисточку и аккуратно раскапывает спрятанные игрушки Ребенок называет игрушки, которые он нашел в песочнице, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы. | Создание ситуаций, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы |
Динамическая пауза | Игровое взаимодействие | Прежде, чем строить домик для обитателей песочной страны мы сначала все наши мышцы. Погляди скорей вокруг Опиши руками круг Треугольник опиши И квадрат нам покажи На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий Смотрим вверх и смотрим вниз На носочки поднялись Вдох и выдох. Тихо сели | Ребенок делает физминутку | |
Упражнение «Построй и укрась домик» | Игровое взаимодействие | Так как обитатели песочной страны необычные, домики для них тоже должны быть волшебными. Для этого мы с тобой нарисуем домик из геометрических фигур: стены у нас будут прямоугольное, крыша- трапеция, окна-квадраты. А теперь мы его украсим различными камушками. - Молодец, Степа, какой красивый домик у тебя получился! Мы с тобой успешно справились. Теперь у обитателей песочной страны есть свои домики. | строит домики с помощью формочек и затем украшает | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Формирование знаний геометрических фигур |
Упражнение «Необыкновенные следы» | Игровое взаимодействие | На пути к своим домикам песочные жители оставляют различные следы, такие же, как и мы с тобой оставляем на снегу. А давай мы с тобой сейчас попробуем изобразить их, выполним упражнение «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях) «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. - Молодец, ты настоящий помощник! Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну, мы так и не прогнали и не победили. | Ребенок выполняет необыкновенные следы с помощью нажатия пальцев рук: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях) «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. | Развитие моторики, тактильных ощущений. |
Упражнение «Победитель злости» | Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр. Диалог с педагогом | - Вы чудо помощники! Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну, мы так и не прогнали и не победили. (музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля», - Давай на песке нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший) Теперь разруш изображение злого волшебника прогони злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». - Теперь давай медленно выровняем поверхность песка руками. Давай положим ладошки на песок. Ты чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я тебя поздравляю, ты справился с заданием. Ты победил злость! Фея: Спасибо, Степа , я тебе очень благодарна. Но мне пора возвращаться в свой замок, но с тобой не прощаюсь, я буду приходить к тебе часто в гости. | Ребенок по примеру тьютора делает из мокрого песка шар, на котором обозначает рисует глаза, нос, рот- этот Шар-злюка! Ребенок разрушает Шар-злюку и проговаривает: «Прогоняю злость, приглашаю радость». (ребенок кулачками, ладонями, пальцами разрушает песочный шар) | Развитие моторики, умственной активности детей, навыков общения. |
Заключительная часть Рефлексия | Тьютор: сегодня мы с тобой познакомились с волшебной страной. Что нового узнал ты? Что для тебя было самое сложное? А самое легкое? А какое у тебя сейчас настроение? Какой песок на ощупь? Чем отличается сухой песок от влажного? У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. | отвечает | Формировать умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка на проблемные ситуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт занятия "Кошка с котятами в гостях у ребят"
Конструкт занятия по технологии эмоционального погружения....
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»
Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность. Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...
Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»
Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...
Конструкт НОД с применением технологий артпедагогики (песочная терапия) «В гостях у Песочной феи»
Разнообразные игровые занятия с песком способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, речь, воображение и творческие способности реб...
Занятие с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»
Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.Задачи: упражнять в умении выкладывать счётные палочки (палочки Кюизенера) в определённой последовательности; закр...
Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...