Конструкт НОД с применением технологий артпедагогики (песочная терапия) «В гостях у Песочной феи»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Конструкт НОД с применением технологий артпедагогики (песочная терапия)
««В гостях у Песочной феи»
Разработала: старший воспитатель Данишкина Н.Н.
Сопроводительная записка
Педагогическое заключение на ребенка дошкольного возраста.
1.Общие сведения о ребенке: Ф.И.О. Максим
Дата рождения 00.00.2014 г.
Домашний адрес:
2.Характеристика семьи: семья не полная
3.Цель обращения на ПМПк : нарушение звукопроизношения.
4.Развитие общей и мелкой моторики: развиты слабо
5.Соответствие объёма знаний, умений и навыков требованиям программы:
Математические представления знания в пределах нормы.
Сформированность пространственно-временных отношений сформированы не достаточно.
Конструктивный праксис навыки конструирования развиты слабо, с трудом выполняет инструкции взрослого.
Развитие речи: нарушение звукопроизношения.
Изобразительная деятельность: выполняет с помощью взрослого.
Игровая деятельность: может самостоятельно выбрать вид игровой деятельности, но в коллективе со сверстниками часто конфликтует.
6. Характеристика обучаемости: средняя, выполняет все инструкции взрослого.
7. Отношение ребёнка к занятиям, организация деятельности: положительное, добросовестно относится к поручениям
8.Особенности личности ребёнка, его взаимодействие со сверстниками и взрослыми: общается со своими сверстниками неровно, часто проявляет агрессию; со взрослыми отношения меняются от ровных до эмпульсивных в зависимости от настроения.
9.Общая осведомлённость, социально-бытовая ориентировка, доминирующие увлечения и интересы: общая осведомленность на среднем уровне; интересы и увлечения не проявлялись.
10.Сформированность навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков: культурно-гигиенические навыки сформированы.
Сформированность навыков общественного поведения: в пределах нормы.
Сформированность предпосылок учебной деятельности: положительные.
11.Заключение: знания, умения, навыки сформированы недостаточно.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной НОД с детьми
Тема «В гостях у Песочной Феи»
Возраст ребенка: 6 лет.
Применяемая технология: артпедагогика (песочная терапия)
Форма НОД: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Формы организации: индивидуальная, работа в паре со взрослым.
Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность ребенка, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Учебно- методический комплект:
- Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.
- Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ составитель О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008
- Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
- конструкт НОД.
Музыкальное сопровождение:
- Э.Григ «В пещере горного короля», ссылка: https://zaycev.net/pages/43646/4364613.shtml)
- Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже», ссылка: https://zaycev.net/pages/30962/3096272.shtml)
Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный), кисточки, набор миниатюрных игрушек, магнитофон,.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Речевое развитие» Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Цель: гармонизация эмоционального состояния ребенка, коррекция негативных эмоциональных проявлений:повышенный уровень агрессии . | |
Задачи образовательной программы по всем областям Познавательное развитие: Совершенствовать навыки логического мышления, умение излагать мысли последовательно, доказывать свои умозаключения. Социально-коммуникативное развитие: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности; Развитие эмоциональной сферы ребенка, умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка на проблемные ситуации, желание прийти на помощь Речевое развитие: Продолжать работу над словом (определение количества гласных и согласных звуков в слове, слоговой состав, проговаривание пословиц с заданным словом). Отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, легкий, сухой). Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать приемы рисования на песке, делать отпечатки ладошкой, кулачком, пальчиками, дорисовывать линии для получения целостного образа. Физическое развитие: Формировать представление о здоровом образе жизни, умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности. | Задачи с учетом Адаптированной образовательной программы: стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники. развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии. Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников; Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре. Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. |
.
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Форма организации ребенка | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность ребенка | Планируемый результат |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛЬ: формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир. | ||||
Ритуал входа в песочницу Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. | игровая мотивация, доверительный стиль общения, внимательное отношение к ребёнку, диалог с ним, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний | Воспитатель:- Максим, а ты любишь сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я тебе хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея- не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с тобой познакомиться. А ты хотел бы попасть в сказку и познакомиться с ней? Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. А ты знает волшебные слова или заклинания из сказок? Я сейчас скажу заклинание, а ты постарайся его запомнить: Песочная фея, нам помоги, В страну волшебную перенеси, В ладоши мы хлопнем 1,2,3, Сердце свое для добра распахни! Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже», ссылка: https://zaycev.net/pages/30962/3096272.shtml) Давайте еще раз вместе с тобой повторим эти волшебные слова | Ответ ребенка утвердительный Максим настроен на общение Проявляет интерес к предстоящей деятельности. Максим слушает. Максим отвечает, что хотел бы попасть в сказку и познакомиться с Песочной феей. Максим затрудняется ответить. Вместе с педагогом Максим повторяет слова заклинания | Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу Активизация словарного запаса, развитие диалоговой речи, простейших психических функций. |
Сюрпризный момент: появление Песочной Феи | Игры на сосредоточение внимания, развитие восприятия. | Вот мы и очутились в сказочной стране. Посмотри, Максим, какой прекрасный замок у Песочной феи. Помогите мне открыть двери. Дверца в замок отворись! Фея счастья появись! (показываю картинку Песочной феи) - Здравствуй, Максим! Я Песочная Фея! Я за сказкою сегодня Приглашаю вас пойти Интересней приключения Вам сегодня не найти! Друг за дружкой становитесь Крепко за руки беритесь. Отправляемся, друзья, Отставать никак нельзя! Я живу в Песочной стране, и чтобы найти туда дорогу, держите свечу. Она покажет, куда идти. Воспитатель:Песочная фея подарила свечу, которая озарит нам дорогу в песочную страну. Давайте,Максим, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: Ты, свеча, гори, гори, Путь-дорогу укажи. (воспитатель вместе с Максимом подходит к ящику с песко А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Раньше это была волшебная песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Но пришел волшебник злой и нарушил их покой. Ты, Максимка, помоги, новый мир им сотвори!. Воспитатель: Максим, посмотри какой красивый стол перед нами. Я загадаю загадку, а ты попробуй её отгадать: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя. Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадался, кто же я? (Песок) Воспитатель: Правильно, песок. А ты любишь играть с песочком? Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давай вспомним правила игры с песком: Воспитатель: Молодец! Все правила знаешь! В нашей песочнице песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Он слышит и говорит. | Максим вместе с педагогом повторяет слова Максим отгадывает загадку и рассказывает правила игры с песком: 1.Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! 2.При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики. 3.Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза! 4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться! 5. После игры с песком – помой руки! | Развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность ) |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель: 1) развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность и т. д.). 2) формирование любопытства, любознательности, развитие творческого мышления и воображения дошкольников, умения находить оригинальные решения различных задач, переносить на них свой жизненный опыт. | ||||
Упражнение «Здравствуй, Песок!» | Положи, пожалуйста,Максим, ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?...(сухой, шершавый, мягкий). Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» Послушай! Слышишь? Он тоже с тобой поздоровался Ты все слышите?... С-С-С!!! Плохо слышно, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчики. Ты слышишь, как песок смеется? Давай его погладим между ладонями. Возьми за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давай его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. | Максим различными способами дотрагивается до песка Максим повторяет за взрослым: «сухой», «шершавый», «мягкий» Максим произносит приветствие Максим выполняет движения руками с песком | Развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность и т. д.). | |
Цель: 1) развитие базисных характеристик личности дошкольника (коммуникативность, интеллектуальность, эмоциональность, произвольность, креативность и т. д.). 2) формирование любопытства, любознательности, при встрече со сказкой, развитие творческого мышления и воображения дошкольников, умения находить оригинальные решения различных задач, переносить на них свой жизненный опыт. | ||||
Упражнение «Дождик» Цель:Снятие тревожности, эмоциональная разрядка | Ой, смотри, появилась Тучка и сейчас. Наверное, в Волшебной стране пойдет дождик. А давай м ы с тобой,Максим, сами устроим такой дождь. Смотрите, как это происходит. Нужно медленно сыпать из кулачка песок в песочницу. А сейчас побыстрее. Ой, Ветерок услышал и прибежал к нам и смыл все наши следы | Максим медленно, затем быстро сыплют из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь Максим руками разравнивает песок | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук | |
Моделирование конликта трудностей Упражнение «Назови правильно» Цель: развитие фонематического слуха | Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход вместе с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в ребенка, указывать на потенциальные возможности ребенка | Песочная фея: Максим, злой Волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Пожалуйста помоги им выйти оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Что же делать? Воспитатель: Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте, Максим,мы отвернемся, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. 1.2,3,4,5 – мы идем друзей спасать. (когда Максим отворачивается , воспитатель прячет в песке мелкие игрушки) Воспитатель: а помогут нам вот эти волшебные кисточки и предлагаю тебе аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить наших друзей из темницы. Воспитатель: Максим, кого ты вызволил из темницы?, | Максим слушает Максим предлагает позвать на помощь Максим отворачивается и произносит заклинание Ребенок берет кисточку и аккуратно раскапывает спрятанные игрушки Максим называет игрушки,которые он нашел в песочнице, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы. | Создание ситуаций, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы Обогащать и активизировать словарь родного языка |
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» | Игровое взаимодействие | Прежде,чем строить домик для обитателей песочной страны мы сначала разогреем пальчики: Ручки сильные,ручки крепкие, Десять пальчикови все цепкие. Пальчик большущий, Пальчик здоровущий. Ты расти – вырастай Силу, ум развивай Пальчик указательный Разумный и внимательный. Ты расти – вырастай Ума – разума нам дай. Вот и средний пальчик наш, Мы его потрем сейчас! А теперь потрем мы пальчик Безымянный великанчик, Ты давай расти скорей, Скажешь имя поскорей. Вот мизинчик маленький – Подрастай мой славненький Воспитатель: Молодец! | Максим делает пальчиковую гимнастику | Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Построй и укрась домик» Цель: Развитие творческого потенциала детей. Закреплять знание геометрических фигур | Игровое взаимодейситвие | Так как обитатели песочной страны необычные, домики для них тоже должны быть волшебными. Для этого мы с тобой нарисуем домик из геометрических фигур: стены у нас будут прямоугольние, крыша- трапеция,окна-квадраты. А теперь мы его украсим различными камушками. - Молодец,Максим, какой красивый домик у тебя получился! Мы с тобой успешно справились. Теперь у обитателей песочной страны есть свои домики. | Максим строит домики с помощью формочек и затем украшает | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Формирование знаний геометрических фигур |
Упражнение «Необыкновенные следы» Цель: Развитие тактильно-кинестетических ощущений | Игровое взаимродействие | На пути к своим домикам песочные жители оставляют различные следы, такие же, как и мы с тобой оставляем на снегу. А давай мы с тобой сейчас попробуем изобразить их, выполним упражнение «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях) «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. - Молодец, ты настоящий помощник! Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну, мы так и не прогнали и не победили. | Максим выполняет необыкновенные следы с помощью нажатия пальцев рук: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях) «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. | Развитие моторики, тактильных ощущений. |
Упражнение «Победитель злости» | Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр. Диалог с педагогом | - Вы чудо помощники! Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну, мы так и не прогнали и не победили. (музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля», ссылка: https://zaycev.net/pages/43646/4364613.shtml) - Давай вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший) - это шар-злюка. Теперь разрушь песочный шар и прогони злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». - Теперь давай медленно выравняем поверхность песка руками. Давай положим ладошки на песок. Ты чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я тебя поздравляю, ты справился с заданием. Ты победил злость! Фея: Спасибо, Максим, я тебе очень благодарна. Но мне пора возвращаться в свой замок, но с тобой не прощаюсь, я буду приходить к тебе часто в гости. | Максим по примеру воспитателя делает из мокрого песка шар, на котором обозначает рисует глаза, нос, рот- этот Шар-злюка! Максим разрушает Шар-злюку и проговаривает: «Прогоняю злость, приглашаю радость». (ребенок кулачками, ладонями, пальцами разрушает песочный шар) | Развитие моторики, умственной активности детей, навыков общения. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Цель: пробуждение интереса к новым играм и сказкам; придумывание ритуала прощания со сказкой, куклами, играми; закрепление положительного эмоционального состояния детей, их объединение. | ||||
Рефлексия | Педагог: сегодня мы с тобой начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнал ты? | Максим отвечает | Формировать умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка на проблемные ситуации | |
Ритуал выхода Цель: Снижение психофизического напряжения; Развитие тактильно-кинестетической чувствительности Актуализация эмоций; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения | Диалог с педагог | А теперь я прошу тебя подойти к столу, закрой глаза Воспитатель:- А теперь посмотрим, насколько ты внимателен, по моей команде ты должен руками закрыть глаза: 1,2,3 не смотри! Тебе темно? Страшно? Кто боится темноты? Кто боится темноты? Ну, конечно же не ты! Можно в темноте играть Или даже рисовать!! Я рисую на песке Словно мелом на доске. Просто пальчиком черчу Все, что только захочу. Я рисую небосвод, Вот и солнышка черед, Облака…совсем не тучи, А внизу дубок могучий! Я рисую- мне не лень, За окном хороший день… - Я хочу предложить тебе нарисовать на песке пальчиком: облака. Облака собрались в кучу, Превратились в злую тучу. Стали лить на землю воду, И испортили погоду. (рисуют дождь) Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождик грибной, (рисуют гриб) Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу) Я рисую на песке Носик и глаза в кружке. Это солнце яркое, Желтое и жаркое Воспитатель:- Посмотри, какое красивое, радостное солнышко у тебя получилось. Молодец, Максим! Посмотри, твое солнышко тебе улыбается и давай мы с тобой ему тоже улыбнемся. (Чайковский (балет Щелкунчик «Танец Феи Драже», ссылка: | Ребенок подходит к песочнице, деятельность в песочнице Закрывает глаза руками Ребенок отвечает, что не страшно ему. Ребенок рисует то, что говорит воспитатель Максим считает и рисует Максим подрисовывает глазки, носик и ротик солнышку | Сознание условий для снижения психофизического напряжения; Развитие тактильно-кинестетической чувствительности Актуализация эмоций; Разрядка |
Открытость | Общение с педагогом | Теперь мой дорогой творец и победитель встанем над песочницей, протянем свои руки вперед и сделай движения как - будто ты скатываешь шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяй за мной: Мой дом – Вселенная, а я – её частичка, Частичка – точечка, частичка – невеличка Звездочка блистает – тоже точечка, Но свет её сияет и путь всем освещает Я звездочкой блесну, всем людям помогу! Педагог: Я была рада общаться с тобой, а теперь не забудь что сделать? | Максим повторяет движения и слова Максим отвечает: вымыть руки. | Создание условий для проявления желания у ребенка и в дальнейшем продолжать играть с песком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"
Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...
Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»
Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность. Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...
Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»
Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...
Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 3-4 лет с элементами песочной терапии «В гостях у Песочной феи»
Образовательная область: познавательное развитие.Возраст детей: 3-4 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, динамическая пауза, изобразительная деятельность.Фо...
Занятие с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»
Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.Задачи: упражнять в умении выкладывать счётные палочки (палочки Кюизенера) в определённой последовательности; закр...
Конспект по песочной терапии "В гостях у песочной Феи"
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения. Доставлять детям радость от игр с песком, водой...