ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
статья по коррекционной педагогике

Захарова Ёвана Илиинична

Учитель-дефектолог,

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»,

г. Саранск, Россия,

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

 

Аннотация.В статье рассмотрена актуальная проблема формирования познавательных процессов у дошкольников с церебральным параличом. Автором анализируются особенности познавательных процессов и результаты, полученные в ходе реализации разработанной коррекционно-развивающей программы.

Данная статья посвящена проблеме формирования познавательных процессов у дошкольников с церебральным параличом.

Цель: совершенствование коррекционной работы по формированию познавательных процессов у старших дошкольников с церебральным параличом.

Задачи: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведение диагностики уровня развития познавательных процессов у детей с церебральным параличом, реализация коррекционно-развивающей программы и выявление эффективности проведенной работы.

Анализ результатов проведение коррекционно-развивающей программы по формированию познавательных процессов у дошкольников с детским церебральным параличом показал, что у большинства детей после реализации коррекционно-развивающей программы улучшились показатели развития познавательных процессов.

Ключевые слова:детский церебральный паралич, психолого-педагогические особенности развития, дети дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа.

 

 

На сегодняшний день отмечается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы связанное с двигательным расстройством, возникающим при повреждении мозга на ранних этапах его развития. Церебральный паралич возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов воздействующих на внутриутробном пренатальном периоде, в момент родов и на первом году жизни. При этом заболевании наиболее страдают молодые отделы мозга, большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции [3, с. 4].

Церебральный паралич проявляется в нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами  [4]. Двигательные нарушения, являются ведущими в клинической картине. Так же церебральный паралич проявляется в виде психических и речевых нарушений, нарушений функций анализаторных систем и судорожных припадках.

Для нарушения двигательных функций при детском церебральном параличе характерно тяжелое и запоздалое формировании функций удержание головы, навыков сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятные влияние на формирование психических функций и речи.

В многочисленных исследованиях отмечается, что отклонения в психическом развитии детей с церебральном параличом достаточно специфичны. Механизм этих нарушений определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения. Созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выделяются различные формы нарушения психики и прежде всего познавательной деятельности [3; с. 23].

Структура нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе имеет ряд специфических особенностей характерных для всех детей. К ним относятся:

  • неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;
  • выраженность систематических проявлений;
  • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;

Психологические особенности детей с церебральным параличом характеризуются нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточностью пространственных и временных представлений; выражаются нарушением схемы тела; часто выраженной недостаточностью фонематического восприятия; нарушением эмоционально-волевой сферы.

У детей с церебральным параличом часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Дети с данным заболеванием с трудом и на короткое время сосредотачиваются на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекаются.

Для детского церебрального паралича характернынарушения пространственной ориентации,что проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Отмечается недостаточность зрительно-моторной координации, вследствие чего ребенок не в состоянии следить глазами за своими движениями, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования.

Наблюдаются особенности развития памяти. У некоторых детей с детским церебральным параличом отмечается механическая память. Задерживается развитие словесно-логической памяти.

Мыслительные процессы  характеризуются крайней медлительностью. Это обусловлено отсутствием практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях.

Дети,имеющие детский церебральный паралич испытывают трудности в установлении сходства и различия, причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Отставание в развитии речи детейс церебральным параличом связано с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечается у детей, у которых значительно повреждены верхние конечности. Согласно исследованиям доречевой период при детском церебральном параличе затягивается на 2-3 года. Как правило, фразовая речь формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет ее интенсивное развитие.

Для церебрального паралича так же характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, что может проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности или,наоборот, в виде заторможенности, вялости.

Вследствие нарушения пространственной ориентации, графо-моторной и зрительно-моторной функций подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4-5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер до изобразительного черкания – каракули.

С целью изучения уровня развития познавательных процессов у детей с церебральным параличом был проведен констатирующий эксперимент. В нём приняли участие 11 детей в возрасте 5–6 лет с заключение ПМПК «детский церебральный паралич».

После проведения анализа результатов диагностики с дошкольниками была реализована разработанная коррекционно-развивающая программа по формированию познавательных процессов, основанная на использовании дидактических игр.

Основной целью программы является формирование и коррекция познавательных процессов у дошкольников с детским церебральным параличом.

Были выдвинуты такие задачи, как развитие познавательных процессов; снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков; развитие речевой деятельности, лексико-грамматического строя речи; развитие эмоционально-волевой сферы.

Диагностические блокипрограммы были представленыследующими методиками ─«Перепутанные линии», Е. С. Романовой [6, с. 205], «Узнавание фигур» Т. Г. Богдановой. [2, с. 220], «Дорисовывание фигур» Е. А. Стребелевой[7, с. 150], «Количественные представления и счет», Е. А. Стребелевой[7, c. 154], «Сложи», Е. А. Стребелевой [7, c. 158].

Результаты диагностики детей с детским церебральным параличом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка динами развития познавательных процессов

Уровни

До реализации программы

После реализации программы

Абс.

%

Абс.

%

Высокий

-

-

-

-

Средний

5

45,5

7

63,7

Низкий

6

54,6

4

36,3

 

После реализации программы уменьшилось количество детей с низким уровнем развития познавательных процессов - на 18,3%, увеличилось количество со средним уровнем развития ‒ на 18,2%.

Полученные данные свидетельствуют, что у большинства дошкольников с детским церебральным параличом после реализации коррекционно-развивающей программы улучшились показатели развития познавательных процессов.

Прогноз психического развития ребёнка с церебральным параличом связан с глубиной поражения двигательной сферы. Решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы и других сенсорных и регуляторных систем. Детям данной типологической группы очень важно получение своевременной специализированной помощи, которая заключается в восстановительном лечении, а так же психолого-педагогическую помощь и работу с логопедом.

 

Литература

  1. Архипова, У. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста : учеб.пособие (монография) / У. Ф. Архипова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 247 с.
  2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. Г. Богданова. – Москва : Академия, 2002. – с. 235. – ISBN 978-5-534-07055-2. – Текст : непосредственный.
  3. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М. : Академия, 2001. – 192 с.
  4. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе / С. А. Немкова. – М. : Триада-Х, 2015. – 440 с.
  5. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 208 с.
  6. Романова, Е. С. Психодиагностика : учебное пособие / Е. С. Романова. – 3-е издание, дополненное – Москва : КНОРУС, 2016. – 336 с. – ISBN 978-5-406-01311-3. – Текст : непосредственный.
  7. Стребелева, А. Е. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие : с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под редакцией Е. А. Стребелевой. – 2-е издание, переработанное и дополнение. – Москва : Просвещение, 2004. – с.164 + Приложение с. 268. – ISBN978-5-09-073821-7. – Текст : непосредственный.
  8. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001, – 272 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова Ёвана Илиинична

Учитель-дефектолог,

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»

, г. Саранск, Россия,

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация.В статье рассмотрена актуальная проблема формирования познавательных процессов у дошкольников с церебральным параличом. Автором анализируются особенности познавательных процессов и результаты, полученные в ходе реализации разработанной коррекционно-развивающей программы.

Данная статья посвящена проблеме формирования познавательных процессов у дошкольников с церебральным параличом.

Цельсовершенствование коррекционной работы по формированию познавательных процессов у старших дошкольников с церебральным параличом.

Задачи: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведение диагностики уровня развития познавательных процессов у детей с церебральным параличом, реализация коррекционно-развивающей программы и выявление эффективности проведенной работы.

Анализ результатов проведение коррекционно-развивающей программы по формированию познавательных процессов у дошкольников с детским церебральным параличом показал, что у большинства детей после реализации коррекционно-развивающей программы улучшились показатели развития познавательных процессов.

Ключевые слова:детский церебральный паралич, психолого-педагогические особенности развития, дети дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа.

На сегодняшний день отмечается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы связанное с двигательным расстройством, возникающим при повреждении мозга на ранних этапах его развития. Церебральный паралич возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов воздействующих на внутриутробном пренатальном периоде, в момент родов и на первом году жизни. При этом заболевании наиболее страдают молодые отделы мозга, большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции [3, с. 4].

Церебральный паралич проявляется в нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами [4]. Двигательные нарушения, являются ведущими в клинической картине. Так же церебральный паралич проявляется в виде психических и речевых нарушений, нарушений функций анализаторных систем и судорожных припадках.

Для нарушения двигательных функций при детском церебральном параличе характерно тяжелое и запоздалое формировании функций удержание головы, навыков сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятные влияние на формирование психических функций и речи.

В многочисленных исследованиях отмечается, что отклонения в психическом развитии детей с церебральном параличом достаточно специфичны. Механизм этих нарушений определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения. Созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выделяются различные формы нарушения психики и прежде всего познавательной деятельности [3; с. 23].

Структура нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе имеет ряд специфических особенностей характерных для всех детей. К ним относятся:

  • неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;
  • выраженность систематических проявлений;
  • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;

Психологические особенности детей с церебральным параличом характеризуются нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточностью пространственных и временных представлений; выражаются нарушением схемы тела; часто выраженной недостаточностью фонематического восприятия; нарушением эмоционально-волевой сферы.

У детей с церебральным параличом часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Дети с данным заболеванием с трудом и на короткое время сосредотачиваются на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекаются.

Для детского церебрального паралича характернынарушения пространственной ориентации,что проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Отмечается недостаточность зрительно-моторной координации, вследствие чего ребенок не в состоянии следить глазами за своими движениями, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования.

Наблюдаются особенности развития памяти. У некоторых детей с детским церебральным параличомотмечаетсямеханическая память. Задерживается развитие словесно-логической памяти.

Мыслительные процессы характеризуются крайней медлительностью. Это обусловлено отсутствием практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях.

Дети,имеющие детский церебральный паралич испытывают трудности в установлении сходства и различия, причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Отставание в развитии речи детейс церебральным параличом связано с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечается у детей, у которых значительно повреждены верхние конечности. Согласно исследованиям доречевой период при детском церебральном параличе затягивается на 2-3 года. Как правило, фразовая речь формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет ее интенсивное развитие.

Для церебрального паралича так же характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, что может проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности или,наоборот, в виде заторможенности, вялости.

Вследствие нарушения пространственной ориентации, графо-моторной и зрительно-моторной функций подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4-5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер до изобразительного черкания – каракули.

С целью изучения уровня развития познавательных процессов у детей с церебральным параличом был проведен констатирующий эксперимент. В нём приняли участие 11 детей в возрасте 5–6 лет с заключение ПМПК «детский церебральный паралич».

После проведения анализа результатов диагностики с дошкольниками была реализована разработанная коррекционно-развивающая программа по формированию познавательных процессов, основанная на использовании дидактических игр.

Основной целью программы является формирование и коррекция познавательных процессов у дошкольников с детским церебральным параличом.

Были выдвинуты такие задачи, как развитие познавательных процессов; снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков; развитие речевой деятельности, лексико-грамматического строя речи; развитие эмоционально-волевой сферы.

Диагностические блокипрограммы были представленыследующими методиками ─«Перепутанные линии», Е. С. Романовой [6, с. 205], «Узнавание фигур» Т. Г. Богдановой. [2, с. 220], «Дорисовывание фигур» Е. А. Стребелевой[7, с. 150], «Количественные представления и счет», Е. А. Стребелевой[7, c. 154], «Сложи», Е. А. Стребелевой [7, c. 158].

Результаты диагностики детей с детским церебральным параличом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка динами развития познавательных процессов

Уровни

До реализации программы

После реализации программы

Абс.

%

Абс.

%

Высокий

-

-

-

-

Средний

5

45,5

7

63,7

Низкий

6

54,6

4

36,3

После реализации программы уменьшилось количество детей с низким уровнем развития познавательных процессов на 18,3%, увеличилось количество со средним уровнем развития ‒ на 18,2%.

Полученные данные свидетельствуют, что у большинства дошкольников с детским церебральным параличом после реализации коррекционно-развивающей программыулучшились показатели развития познавательных процессов.

Прогноз психического развития ребёнка с церебральным параличом связан с глубиной поражения двигательной сферы. Решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы и других сенсорных и регуляторных систем. Детям данной типологической группы очень важно получение своевременной специализированной помощи, которая заключается в восстановительном лечении, а так же психолого-педагогическую помощь и работу с логопедом.

Литература

  1. Архипова, У. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста : учеб.пособие (монография) / У. Ф. Архипова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 247 с.
  2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. Г. Богданова. – Москва : Академия, 2002. – с. 235. – ISBN 978-5-534-07055-2. – Текст : непосредственный.
  3. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М. : Академия, 2001. – 192 с.
  4. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе / С. А. Немкова. – М. : Триада-Х, 2015. – 440 с.
  5. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 208 с.
  6. Романова, Е. С. Психодиагностика : учебное пособие / Е. С. Романова. – 3-е издание, дополненное – Москва : КНОРУС, 2016. – 336 с. – ISBN 978-5-406-01311-3. – Текст : непосредственный.
  7. Стребелева, А. Е. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие : с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под редакцией Е. А. Стребелевой. – 2-е издание, переработанное и дополнение. – Москва : Просвещение, 2004. – с.164 + Приложение с. 268. – ISBN978-5-09-073821-7. – Текст : непосредственный.
  8. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001, – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития дошкольников в МДОАУ "Детский сад № 151 "Солнышко" г. Орска"

В данной публикации представлено создание такой модели психолого - педагогического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса ,которая  позволит объединить усилия воспитываю...

Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом

ВВЕДЕНИЕ    В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливает...

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с детским церебральным параличом в пластической деятельности

Успешное формирование личностных и физических качеств может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с образовательным процессом. Специалисты утверждают...

О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕРВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дети с ДЦП имеют широкий спектр нарушений как физического, так и психического здоровья и нервность у них может возникать чаще, чем у других детей.Повышенная нервная возбудимость или истощаемость мешае...

ОСОБЕННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В настоящее время особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и коррекции их психофизических особенностей.В последние годы растет число де...