Консультация для воспитателей: "Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В данной статье представлены материалы по формированию мышления у дошкольников с ЗПР. Даны примеры игр и упражнений, а так же этапы работы по развитию мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

 г. Калининград

        В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных видов мышления:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- словесно-логическое.

       Для детей с ЗПР характерно слабое развитие функций коры головного мозга, что способствует замедленному темпу новых условных связей, а так же их непрочности.

Для детей данной категории характерно:

- нарушение всех мыслительных операций (особенно обобщения и абстрагирования);

- снижение активности мыслительных процессов;

- неосознанность и хаотичность действий в процессе мышления;

- не критичность мышления;

- слабая регулирующая роль мышления;

- низкая мотивация мышления.

      Важным в работе с детьми с ЗПР является взаимодействие всех специалистов, воспитателей и родителей. Это поможет решить все задачи развития мышления и реализовать программу обучения детей с ЗПР.

      Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания действовать с предметами и игрушками. Взрослым надо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат дидактические игры. В дидактической игре создаются такие условия, в которой каждый ребенок получит возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или определенными предметами, приобретается собственный действенный и чувственный опыт.

      При отборе дидактических игр мы используем коррекционные цели и учитываем особенности развития детей с ЗПР.

При разработке дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников с ЗПР, мы использовали опыт передовых методик разных специалистов.

1.Анализ и синтез.

Цель: способность мысленно расчленять целый предмет на его составные части, признаки и объединить части предмета и его признаки в единое целое.

Дидактические игры и упражнения: «Волшебный мешочек», «Разрезные картинки», «Собери из лепестков цветок», «Сделай целое», «Отгадай загадку», «Узнай по описанию» и другие.

2.Сравнение.

Чтобы сравнение было более продуктивным, учим детей сравнивать предметы по наглядному плану с использованием пиктограмм (схем по описанию предметов).

Дидактические игры и упражнения: «Помоги поставить по росту», «Подбери и расставь», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди такую же», Блоки Дьенеша и другие.

3.Абстрагирование – мысленное отвлечение, выделение существенных свойств, сторон, черт явления или предмета.

       Широко используем схемы при составлении предметов и их частей, составлении рассказов, заучивании стихотворений, конструировании.

Дидактические игры и упражнения: «Найди пару», «Найди похожие», «Что где растет», «Замри», игры с использованием схем: мозаика, счетные палочки, кубики Никитина, игры с использованием моделей времен года, частей суток и др.

4.Обобщение - объединение различных объектов по каким-то общим признакам и словесное выражение результатов процесса сравнения.

Последовательность:

обобщение по картинкам:

-по цвету,

-по форме,

-по величине,

-по функциональным признакам (одежда, обувь т. п.),

-по родо-видовым отношениям (платье летнее, транспорт воздушный),

- по логическим признакам (живое – неживое, съедобное – несъедобное).

Дидактические игры и упражнения: «Назови одним словом», «Подбери по цвету (форме, величине)», «Назови виды транспорта (одежды, посуды)», «Съедобное – несъедобное» и другие.

5.Классификация – выделение существенных и второстепенных признаков предметов и объединение их в одну  группу на основе общих признаков.

Сначала учим классифицировать по одному признаку:

- по величине (большой – маленький):

- по цвету (красный – желтый, синий – зеленый);

- по форме (круг, квадрат, треугольник).

На втором этапе классификация по 2-3 признакам:

- по величине (пять предметов в прямом и обратном порядке);

- по цвету (оттенки, холодные и теплые тона);

- по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник).

6.Исключение  лишнего предмета.

Эти задания идут параллельно с классификацией, что развивает обобщение, сравнение и абстрагирование. Основная задача – объяснить принцип группировки по цвету, по форме, по величине, по видовым понятиям, по функциональным признакам.

Дидактические игры и упражнения: «Разложи предметы в две коробки по цвету», «Разложи фигуры по форме», «Соедини линиями», «Четвертый лишний», «Кто где живет?» и другие.

7.Закономерности – установление связей между предметами и явлениями, основанных на действиях определенных законов.

Дидактические игры и упражнения: «Разложи по порядку и составь рассказ», «Продолжи ряд картинок», «Спортсмены строятся», «Что было раньше?», палочки Кьюзенера и другие.

Вывод: данная система игр и упражнений помогает развитию мышления детей с ЗПР и является составной частью их подготовки к школе и последующей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной регламентированной коррекционной работы по развитию свойств внимания «Космонавты» с дошкольниками старшего возраста с задержкой психического развития

Конспект индивидуальной регламентированной коррекционной работы по развитию свойств внимания «Космонавты»с дошкольниками старшего возраста с задержкой психического развития....

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»

laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...

Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"

В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...

"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ...