Консультация для воспитателей: "Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В данной статье представлены материалы по формированию мышления у дошкольников с ЗПР. Даны примеры игр и упражнений, а так же этапы работы по развитию мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_u_doshkolnikov_starshego_vozrasta_s_zpr.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
г. Калининград
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных видов мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Для детей с ЗПР характерно слабое развитие функций коры головного мозга, что способствует замедленному темпу новых условных связей, а так же их непрочности.
Для детей данной категории характерно:
- нарушение всех мыслительных операций (особенно обобщения и абстрагирования);
- снижение активности мыслительных процессов;
- неосознанность и хаотичность действий в процессе мышления;
- не критичность мышления;
- слабая регулирующая роль мышления;
- низкая мотивация мышления.
Важным в работе с детьми с ЗПР является взаимодействие всех специалистов, воспитателей и родителей. Это поможет решить все задачи развития мышления и реализовать программу обучения детей с ЗПР.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания действовать с предметами и игрушками. Взрослым надо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат дидактические игры. В дидактической игре создаются такие условия, в которой каждый ребенок получит возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или определенными предметами, приобретается собственный действенный и чувственный опыт.
При отборе дидактических игр мы используем коррекционные цели и учитываем особенности развития детей с ЗПР.
При разработке дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников с ЗПР, мы использовали опыт передовых методик разных специалистов.
1.Анализ и синтез.
Цель: способность мысленно расчленять целый предмет на его составные части, признаки и объединить части предмета и его признаки в единое целое.
Дидактические игры и упражнения: «Волшебный мешочек», «Разрезные картинки», «Собери из лепестков цветок», «Сделай целое», «Отгадай загадку», «Узнай по описанию» и другие.
2.Сравнение.
Чтобы сравнение было более продуктивным, учим детей сравнивать предметы по наглядному плану с использованием пиктограмм (схем по описанию предметов).
Дидактические игры и упражнения: «Помоги поставить по росту», «Подбери и расставь», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди такую же», Блоки Дьенеша и другие.
3.Абстрагирование – мысленное отвлечение, выделение существенных свойств, сторон, черт явления или предмета.
Широко используем схемы при составлении предметов и их частей, составлении рассказов, заучивании стихотворений, конструировании.
Дидактические игры и упражнения: «Найди пару», «Найди похожие», «Что где растет», «Замри», игры с использованием схем: мозаика, счетные палочки, кубики Никитина, игры с использованием моделей времен года, частей суток и др.
4.Обобщение - объединение различных объектов по каким-то общим признакам и словесное выражение результатов процесса сравнения.
Последовательность:
обобщение по картинкам:
-по цвету,
-по форме,
-по величине,
-по функциональным признакам (одежда, обувь т. п.),
-по родо-видовым отношениям (платье летнее, транспорт воздушный),
- по логическим признакам (живое – неживое, съедобное – несъедобное).
Дидактические игры и упражнения: «Назови одним словом», «Подбери по цвету (форме, величине)», «Назови виды транспорта (одежды, посуды)», «Съедобное – несъедобное» и другие.
5.Классификация – выделение существенных и второстепенных признаков предметов и объединение их в одну группу на основе общих признаков.
Сначала учим классифицировать по одному признаку:
- по величине (большой – маленький):
- по цвету (красный – желтый, синий – зеленый);
- по форме (круг, квадрат, треугольник).
На втором этапе классификация по 2-3 признакам:
- по величине (пять предметов в прямом и обратном порядке);
- по цвету (оттенки, холодные и теплые тона);
- по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник).
6.Исключение лишнего предмета.
Эти задания идут параллельно с классификацией, что развивает обобщение, сравнение и абстрагирование. Основная задача – объяснить принцип группировки по цвету, по форме, по величине, по видовым понятиям, по функциональным признакам.
Дидактические игры и упражнения: «Разложи предметы в две коробки по цвету», «Разложи фигуры по форме», «Соедини линиями», «Четвертый лишний», «Кто где живет?» и другие.
7.Закономерности – установление связей между предметами и явлениями, основанных на действиях определенных законов.
Дидактические игры и упражнения: «Разложи по порядку и составь рассказ», «Продолжи ряд картинок», «Спортсмены строятся», «Что было раньше?», палочки Кьюзенера и другие.
Вывод: данная система игр и упражнений помогает развитию мышления детей с ЗПР и является составной частью их подготовки к школе и последующей социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной регламентированной коррекционной работы по развитию свойств внимания «Космонавты» с дошкольниками старшего возраста с задержкой психического развития
Конспект индивидуальной регламентированной коррекционной работы по развитию свойств внимания «Космонавты»с дошкольниками старшего возраста с задержкой психического развития....
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»
laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...
Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"
В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....
ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...
"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ...