Консультация "Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени"
консультация по коррекционной педагогике

Плешкова Ольга Николаевна

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста  с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени»

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Что такое ЗПР?

Слайд 3

Умственная отсталость (олигофрения) – патологическое состояние, при котором наблюдается нарушение, отставание в развитии мыслительных (умственных) функций человека. Проявляется данное заболевание преимущественно в детском возрасте, реже – в подростковые годы. Стадии: дебильность имбецильность идиотия Что такое УО?

Слайд 4

Степени умственной отсталости

Слайд 5

: Основные причины формирования ЗПР и УО Биологические Социальные: - мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде; - родовые травмы; - инфекционные и хронические --соматические заболевания; - гипоксия и другие осложнения во время родов; - асфиксия, кислородное голодание; - вредные привычки матери (курение, -употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных; - недоношенность; - близнецовость ; - генетические нарушения. - обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями); - развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами); - токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его); - недостаточное питание; гиперопека . низкий уровень интеллекта близких родственников. - отсутствие помощи в развитии. Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.

Слайд 6

Умственная отсталость в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У УО детей нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психического развития в дальнейшем преодолеваются ( С.Я.Рубинштейн , 1990; В.В. Лебединский, 1985). Дети с ЗПР в отличие от умственно отсталых способны принимать помощь, усваивать принцип решения и переносить его на аналогичные задания Главное отличие ЗПР от УО

Слайд 7

Ощущение, восприятие Умственная отсталость - Восприятие искажено или не сформировано; - Нарушена избирательность; - О тличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры); - Характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал); - Нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями); - Носит бессистемный характер; - Значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков; - Характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого. Задержка психического развития - Страдает целостность восприятия; замедленны процессы переработки информации; - Общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими); - Отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - Нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях); - Нарушена ориентировка в пространстве.

Слайд 8

внимание Умственная отсталость Задержка психического развития - Характерна слабость произвольного внимания, выражается в: малой устойчивости; трудностях распределения; замедленной переключаемости: отсутствии концентрации на задании. - неустойчивость (колебания) внимания; - сниженная концентрация; снижение объёма, избирательности; - повышенная отвлекаемость; - Трудности переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой

Слайд 9

память Умственная отсталость Задержка психического развития -Лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; - С трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; - П озже формируется произвольное запоминание; -Опосредованная смысловая память слабо развита; - Свойственна эпизодическая забывчивость. Снижен объём запоминания; Более низкий уровень продуктивности; -Лучшее запоминание чего - то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального; - Отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения; - Отмечаются трудности в припоминании.

Слайд 10

мышление Умственная отсталость ЗПР - Мышление на протяжении всей жизни – наглядно-образное. - Сниженная активность мыслительных процессов, слабая регуляция мыслей. Не сформированы навыки анализа, обобщения, сравнения и синтеза. Ребенок не может сам оценить выполненную задачу. Скачкообразное развитие мыслительной деятельности - Неравномерно формируется словесно-логическое и наглядно-действенное мышление. - Ребенок имеет хорошие возможности для развития навыков анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, но возникают сложности с причинно-следственными связями.

Слайд 11

Познавательная деятельность Умственная отсталость ЗПР Не проявляет интерес к познанию окружающего мира, имеет о нем искаженное представление. Действует шаблонно, отсутствует тяга к новым занятиям. Избегает интеллектуальных заданий, обходит напряжение стороной, но при обучении проявляет интерес. Необходимо исключать из воспитания наказания и ругань. Большая возможность дальнейшего развития.

Слайд 12

Эмоционально – волевая сфера Умственная отсталость Задержка психического развития - характерна несформированность эмоциональной сферы; ведущими являются инстинкты; отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; - деятельность не целенаправленна; - характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы) - испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения); - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность , инфантилизм); -страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность); Особенности поведения - завышенная самооценка; - не являются инициаторами общения. взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов; - занижена самооценка: игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности.

Слайд 13

Важно помнить, что при умственной отсталости все нарушения имеют необратимый, стойкий характер, т.к. являются следствием органического поражения центральной нервной системы. А при задержке психического развития речь идет о замедлении темпа психического развития.



Предварительный просмотр:

(слайд 1)Характерные особенности  развития детей
с ЗПР и УО легкой степени

        -Добрый день, уважаемые коллеги. Наша встреча проходит в рамках проекта «Сопровождение детей с ОВЗ в детском саду». Сегодня мы рассмотрим и обсудим особенности развития детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости  и методы работы с ними.

  (слайд 2)  Что такое ЗПР и умственная отсталость?

Задержка психического развития, или сокращенно ЗПР, – это нарушение, при котором замедляется развитие памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления, социальной активности.

(слайд 3)  Умственная отсталость, или же олигофрения, – это нарушение развития психики, вызванное патологиями в головном мозге, которое не поддается изменению, поскольку является врожденным или сформировавшимся в процессе взросления. 

       Выделяют 3 степени заболевания:

Дебильность – слабая форма. Трудности наблюдаются только в общении, памяти и концентрации внимания.

Имбецильность -  нарушения проявляются и в поведении, и во внешности ребенка. Можно заметить дефекты каких-либо конечностей или частей лица, подвергаются изменениям внутренние органы.

Идиотия – тяжелая форма. При заболевании олигофренией этой степени ребенок вряд ли сможет ходить. Практически отсутствуют навыки речи и мышления.

     (слайд 4) Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;

умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;  

тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;

глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

  (слайд5) Каковы же причины, которые вызывают ЗПР и умственную отсталость?

Основные причины формирования ЗПР и УО:

Умственная отсталость возникает под действием следующих факторов:

- наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие;

- внешних вредных внутриутробных — сифилис, грипп, употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков;

- послеродовых — асфиксия плода в родах, черепно-мозговая травма, тяжёлые инфекции и их последствия, в том числе нейроинфекции.

ЗПР возникает у ребенка  под воздействием проблемной беременности, родовых травм, причинах социального характера (проживание в неблагополучной семье; отсутствие внимания, гиперопека, депривация или проявления излишней жестокости, дефицит общения, недостаток контакта с детьми и взрослыми часто приводит к социальной инвалидности, любое нервное отклонение, низкий уровень интеллекта близких родственников).

Предлагаю рассмотреть характерные особенности  развития детей

с ЗПР и УО легкой степени.

       (слайд 6) Восприятие. У детей с ЗПР восприятие характеризуется замедленностью. Отмечается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается, как круг). У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

       Восприятие умственно отсталых детей этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. В учебной деятельности без стимулирующего воздействия педагога дети не могут выполнить даже доступное их пониманию задание. Для умственной отсталости характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.

         (слайд 8) Внимание.  Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания. Снижение устойчивости внимания у этих детей может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы

            У умственно – отсталых детей отмечаются малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Произвольность внимания резко снижена. Они, как правило, бросают работу при первых же затруднениях. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения

       (слайд 9) Память. У детей с ЗПР  страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Особенно страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены и наиболее элементарные виды памяти. Отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки.

Умственно отсталые дети  лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Необходимо сказать и о такой особенности памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее ослабленности. Наступает так называемое охранительное торможение.  У них позже формируется произвольное запоминание.

(слайд 10) Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация.

У детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы. Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям. У всех детей с задержкой психического развития наблюдается снижение умственной активности. Они не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений, что свидетельствует о недостаточности интеллектуальной инициативы. Но в отличие от умственной отсталости у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

        Все эти операции у  умственно отсталых детей имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, сравнение они проводят по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

  (слайд 12) Эмоционально – волевая сфера. 

 Ребенок с ЗПР  имеет яркую эмоциональность, что позволяет привлекать его к обучению через заинтересованность задачей, например, с помощью игрового процесса. Однако развитие осложнено гиперактивностью или инфантилизмом.

Испытывает проблемы с адаптацией и планированием своих дел. У ребенка  с УО эмоциональная сфера неразвита, подчиняется инстинктам. Игровой способ обучения отвлекает от выполнения задания. Ребенок обладает внушаемостью и слабой уверенностью в собственном мнении. Не может контролировать свои эмоции, имеет нестабильное настроение.

Основные отличия ребенка с ЗПР от УО

Если брать основные моменты, то умственная отсталость и задержка психического развития отличаются следующим:

1.    особенности познавательной деятельности. При ЗПР у ребенка могут быть снижены одни функции мозга, но при этом полностью сохранны другие. Например, ребенок может испытывать сложности с чтением, но при этом хорошо усваивать счет. Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций

2.    потенциал развития познавательной и мыслительной деятельности. При умственной отсталости этот потенциал очень низок. Ребенок с УО, скорее всего, всегда будет отставать в этом плане от своих здоровых сверстников. А вот задержка психического развития может быть полностью устранена

3.    интеллектуальная деятельность. При ЗПР характерно ее скачкообразное развитие, при УО, как правило, развития интеллекта вообще не наблюдается

4.    особенности нарушения интеллекта. При задержке психического развития страдают внимание, эмоционально-образное мышление, восприятие, способность правильно слышать и узнавать слова. Умственно-отсталые люди не в состоянии сравнивать, обобщать, анализировать информацию. Также им недоступно абстрактное мышление

5.    характерные черты эмоциональной сферы. Яркость эмоций свойственна детям с ЗПР, тогда как при УО эмоциональный фон крайне беден.

     Важно помнить, что при умственной отсталости все нарушения имеют необратимый, стойкий характер, т.к. являются следствием органического поражения центральной нервной системы. А при задержке психического развития речь идет о замедлении темпа психического развития. И при своевременной психолого – педагогической коррекции, индивидуально – ориентированной специальной психолого – педагогической помощи возможен положительный прогноз в развитии.

Литература

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

2. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб.-метод. пособие для вузов. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 311 с.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.



Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность воспитания и обучения

детей с ЗПР и УО

Ребенок с ЗПР

Методы и приемы работы

Незрелость эмоционально-волевой сферы

- низкие коммуникативные навыки

- достигает лишь уровня ситуативно-делового общения

Учите ребенка называть чувства. Для этого:

- в присутствии ребенка чаще обращайте внимание на свои чувства:

«Я расстраиваюсь, если…», «Я радуюсь когда…»;

- при каждом удобном случае отмечайте, что по-вашему, чувствуют другие дети или взрослые в той или иной ситуации;

- читая книги, обращайте внимание ребенка на эмоции и переживания героев, сказочных персонажей, животных («Видишь, как грустно и одиноко Серой Шейке!»);

- старайтесь вводить в словарь ребенка с ЗПР побольше близких по значению слов, например: веселый, радостный, неунывающий, ликующий, праздничный и др.

(Как вариант использование проектной деятельности, ТРИЗ технология)

Несамостоятельный, зависим от взрослого

- похвала, поощрение

- давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

- учить выстраивать план действий через регуляцию громкой речью.

Слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

- слабое понимание взаимоотношений

- учите детей распознавать разницу между чувствами и поступками:

- помогите ребенку понять, что многие чувства не являются ни хорошими, ни плохими. Например, испытывать гнев, или сердиться нормально в зависимости от ситуации;

- следите за своей речью, никогда не переходите на личности, отмечайте лишь плохой поступок;

- умейте прощать ребенка и показывайте ему это.

Неустойчивый эмоциональный фон

- примитивность эмоций

- раздражительный

- не умеет соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, пугливы, тревожны, плаксивы, замкнуты

- постоянно тренировать мимические мышцы, тем самым укрепляя общую мускулатуру лица, используя различные виды мимической гимнастики и специальные упражнения. Одно из них – упражнение «Отражение».

- учить способам выражения чувств:

физические – потопать ногами, станцевать бурный танец, попрыгать через скакалку, обежать вокруг здания, заняться силовой гимнастикой, сделать несколько глубоких вдохов, «надуть» злостью или огорчением воздушный шарик;

слуховые – послушать веселую или спокойную музыку, пение птиц;

песенные - «пропеть» без слов свое настроение, сочинить и спеть песню о себе и своем настроении;

речевые – рассказать о своих проблемах кому-либо (воспитателю, ребенку, даже игрушке); попросить помощи или совета; похвалить себя за старание;

творческие – заняться каким-нибудь творчеством: нарисовать картинку о том, что волнует, сочинить рассказ (сказку о происшедшем; разыграть маленький спектакль);

игровые – поиграть в любимую игру, в спортивные игры;

зрительные – посмотреть альбом с фотографиями или просто красивую книгу;

хозяйственные – направить всю энергию на уборку игрового уголка, сходить по поручению за чем-нибудь;

помощи другим – узнать, чем можно помочь, например товарищу

Если вам удастся заинтересовать ребенка с ЗПР различными вариантами переключения с негативных эмоций на позитивные, то затем он сам начнет фантазировать, придумывая все новые интересные способы. Тогда ребенок не только научится осознавать свои чувства и управлять ими, но еще и поймет, что из любого затруднительного положения есть выход, и не один.

Не сформированность регуляторных функций

- четкие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий: прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр.

- необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично.

- обучение ребенка самоконтролю успешно достигается в процессе занятий по конструированию

- и  игры с  с правилами

Отсутствие навыков работы в коллективе

- обучать детей игровым навыкам через д/и, с/р., подвижные игры,

- обучать навыкам работы в паре, в микрогруппе, в команде.

Низкий уровень познавательной активности

- использовать на занятиях игровую ситуацию, приемы

- создание благоприятного психологического климата во время занятий прибегать к дополнительной мотивации (похвала, поощрения, соревнования и др.).

- не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

Низкая мотивация достижения, низкая адекватность, критичность.

- поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность

- нужно предусмотреть различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую.

Обучать навыкам самопроверки

- учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

Слабая концентрация внимания

- не нужно требовать немедленного включения в работу. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

- на каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

- в момент выполнения задания не отвлекать ребенка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания снижен.

- для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, меняя интонацию и используя приемы привлечения внимания.

- более медленный темп обучения.

- возможно уменьшение объема заданий.

- использовать упражнения, развивающие все формы внимания.

Слабая работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость

-важна смена видов деятельности, организация динамических пауз. Увлеченность и положительный настрой способствуют сохранению работоспособности, отодвигают утомление.

 -поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.

Развита кратковременная память, ослаблена долговременная

- так как объем памяти снижен, инструкция должна быть короткой.

- в работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

 - многократно повторять материал на занятиях.

Затруднен процесс восприятия

(зрительного, слухового, тактильно-двигательного)

- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

- материал должен быть ограничен по объему.

- необходимо многократное закрепление пройденного материала на предметно-практическом уровне.

- должны применяться разнообразные формы закрепления.

- использование наглядных изображений, конкретных примеров способствует конкретизации теоретического материала. Особенно выразительными являются примеры, апеллирующие к личному опыту ребенка, его наблюдениям.

Имеются ТНР

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).                                                                            - Вопросы должны быть хорошо продуманы, четко сформулированы, доступны детям.                                  

- Используется одноступенчатая инструкция.                

 - Объяснение педагога часто требует повтора.              

 - Рассказ педагога должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.                    

 Словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических (при ЗПР трудности в восприятии и переработке вербальной информации).                                                                    

2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация наглядных иллюстраций, схем…).                

- Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе.    

 - Применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попроб. на вкус).                                                                                         - Иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме.                                        - Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.                                          3. Практические (практические упражнения, графические работы, дидактические игры). Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.                                                        

  Нетрадиционные формы и методы работы:                   

 - Применение элементов из логоритмики, фонетической ритмики (дизартрия, заикание, фонем.)                                                      

 - Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка.      

 - Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка.

 Н-р: дидактическое пособие Воскобовича («Фиолетовый лес»), которое является игровой технологией интеллектуально-творческого развития.                                                                     - Пескотерапия – игры с песком.

Мыслительные операции несовершенны

Затрудняется делать самостоятельные умозаключения

 - интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи». Учить оречевлять план своих действий «Что ты сейчас будешь делать?», после окончания действия утоточнять «Что ты сейчас сделал?»

Отставание в развитии

общей и особенно мелкой моторики

Использование:

- кинезиологических упражнений

- пальчиковых игр.

-  пособий и оборудования из физ.центра

- речи- двигательных упражнений

- 0бучать навыкам самомассажа



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов при обучении детей

с задержкой психического развития в детском саду:

- Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

- На каждом занятии обязательно вводить организационный момент.

- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать дошкольника с ЗПР на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, так как процесс переключения у них очень снижен.

- Старайтесь облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекайтесь слишком, так как объём восприятия снижен.

- Активизируйте работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).

- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

- Педагог не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, использовать интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.

5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...).

7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника

8. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

12. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития

1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.

2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.

3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).

7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:

- в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;

- в старшей группе – на 12 – 14 минуте;

- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.

(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)

8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.

9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.

10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.

11. Упражнения повторяются 5 - 6 раз.

12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана  в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответст...

Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...

Консультация - практикум «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени»

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дет...

Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...

Инновационные технологии в сенсорном развитии детей старшего возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Проект «Радуга»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...