Развитие самостоятельности у детей с расстройством аутистического спектра.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Материал может служить практическим руководством для родителей по развитию самостоятельности у детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические рекомендации по развитию самостоятельности у детей с РАС | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности у детей с расстройством аутистического спектра.
Сейчас родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. В семьях чащё всего приобладает Гиперопекающий стиль воспитания – где уже само название говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Родителю проще и быстрее всё сделать самому, чем добиться этого от ребёнка. Либо Хаотический стиль воспитания, который является одним из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Где воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым.
Как же развить самостоятельность у ребенка?
- Введение рутин в жизнь ребёнка (Например: мыть руки перед едой, почистить зубы как проснулся т.е ваша инструкция "сейчас будем обедать" уже звучить для ребёнка как сигнал к действию, что нужно помыть руки.).
- Регулярно создавайте для ребенка ситуации, когда ему нужно самостоятельно действовать (Например: "Доброе утро, ты проснулся. Иди умойся пока я готовлю тебе завтрак" т.е мы не ведём ребёнка умываться, а даём ему возможность сделать это самостоятельно).
- Разрешите ребенку делать ошибки. Не всегда всё получается с первого раза, ваша задача корректно исправить ошибку и во время уйти от подсказки. Не нужно оказывать подсказку, когда вы знаете, что ребёнок это действие может сделать самостоятельно.
Какие подсказки можно использовать в организации среды, чтобы уменьшить прямые инструкции от взрослого и дать возможность ребёнку с РАС действовать самостоятельно. Рассмотрим на примере рутины "мыть руки". Мы разбиваем её на более мелкие операции, такие как: "открыть кран", "намылить руки" и.т.д. Делаем визуальные подсказки в виде картинок, и размещаем их в правильной последовательности возле раковины, где ребёнок будет мыть руки. Изображения должны находиться на уровне взгляда ребёнка. И ребёнок уже без вас, опираясь на подсказки, изображённые на картинках, будет выполнять эти дейсвия.
Так же можно организовать процесс одевания и раздевания. Когда перед ребёнком будет визуальная подсказка, в какой последовательности ему нужно одевать или снимать вещи. Или в какой последовательности он должен убрать вещи в шкаф. Вещи ребёнка должны располагаться в доступном для ребёнка месте. Например, крючок на котором весит куртка, должен быть на уровне с которого ребёнок без особых усилий мог самостоятельно снять эту куртку. То же самое касается полок с вещами ребёнка, они так же должны находиться на уровне, откуда ребёнок может спокойно доставать свои вещи. Нужно правильно организовать хранение детских вещей, желательно чтобы вещи ребёнка в шкафу хранились по категориям. Отдельно носочки, футболки, кофты и что бы ребёнок знал, где лежат его вещи. Это также способствует развитию самостоятельности ребёнка. Например, когда мама говорит ребёнку "надень чистую футболку", то он знает, где её взять, а не обращается к родителям за помощью. Если для ребёнка проблематично соотнесение вещей с картинками - мы не используем визуальные подсказки, тогда можно просто располагать вещи перед ребёнком в той последовательности, в которой он должен их надеть. То же самое касается игрушек. Они не должны валяться по всей квартире, для них должно быть организовано место для хранения. Это могут быть как просто корзина или коробка, в которую ребёнок складывает все игрушки после игры, так и различные стелажи на которых можно организовать хранение уже по категориям (конструктор в одной коробке, машинки на другой полке и.т.д.). Они так же находятся на доступном уровне, ребёнку не нужно прилагать усилия, чтобы вернуть игрушку на место.
По таким же принципам организовываются все зоны в комнате ребёнка с РАС: рабочее место, спортивный уголок и.т.д. Попадая в правильно организованое прастранство, предметы сами выступают в роли подсказки для ребёнка и сокращают уровень вашего участия в данной деятельности. То есть он сам понимет, что будет происходить именно здесь и где он может взять все необходимые для него в данный момент материалы. Если вы дали ребёнку пластилин, то он уже не пойдёт с ним на диван или в спортивный уголок, так как знает, что досточка для лепки хранится возле его рабочего стола, за которым он рисует и лепит.
Так же для развития самостоятельности, нужно учить ребёнка с РАС планировать. Начните с малого — планирования дел на день. Здесь хорошо помогают визуальные расписания на день. Существует множество вариантов таких расписаний. Они разнообразны, но суть у них одна, ребёнок самостоятельно без вашей подсказки знает, что он должен сделать в данный момент, выполняет, отправляет эту карточку в поле с выполненными заданиями и приступает к следующей деятельности. Изначально расписание составляется взрослыми, но постепенно с тем как ребёнок взрослеет, уже можно привлекать к этому и самого ребёнка. Он может самостоятельно выбирать каким видом деятельности будет заниматься после того, как выполнит не очень желаемую для него деятельность (после того как позанимается он может выбрать самостоятельно пойти гулять или остаться дома и посмотреть мультфильмы). Мы даём ребёнку свободу выбора, что так же способствует развитию его самостоятельности.
Не забываем, что существует ряд бытовых действий доступных для выполнения ребёнком, к которым его нужно постепенно привлекать (полить цветы, помыть посуду и.т.д.). На начальных этапах можно данные действия разбивать на более мелкие операции, как описывалось выше и сделать для ребёнка визуальные подсказки. Полив цветов можно разбить к примеру на такие операции как: взять лейку, полить цветок, набрать воды в лейку чтобы она отстаивалась для следующего полива, вернуть лейку на место. Для нас это может казаться простым, но для ребёнка с РАС это может вызывать трудности и визуальные подсказки здесь очень хорошо помогают.
Ну и самое главное в развитии самостоятельности это поощряйте инициативу. У ребенка может быть свое видение некоторых вещей или отношение к событиям. Поощряйте его высказывать свои мысли, даже если они расходятся с вашими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»
Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...
Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельно...
Игры на развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра
Нарушение речи у детей с РАС одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у кото...