"Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с ЗПР"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми подготовительного к школе возраста. Направления, в соответствии с которыми они указаны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_korrektsionno-razvivayushchey_raboty_uchitelya-defektologa.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми подготовительного к школе возраста составлены по указанным ниже направлениям.
Сенсорное развитие:
- закреплять знание детьми сенсорных эталонов и умение ими пользоваться в разных видах деятельности (конструктивно-модельной и игровой);
- учить различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета (минимум 5-7 дополнительных тонов, оттенков цвета);
- учить различать и называть геометрические фигуры (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб), совершенствовать выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур;
- учить выделять лишний предмет из группы и объяснять причину выделения;
- учить сравнивать элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине;
- учить понимать и выражать в речи параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее - самый длинный).
Реализация содержания данного раздела программы не предусмотрена у учителя-дефектолога в виде отдельных занятий согласно учебному плану (учебный план приведен в п. 3.3).
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- формировать интерес к окружающему, к экспериментированию вместе с педагогическим работником, учить делать соответствующие выводы;
- упражнять в применении результатов своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели.
Формирование элементарных математических представлений.
- учить устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);
- учить находить части целого множества и целое по известным частям
- учить считать до 10 (количественный, порядковый счет);
- учить называть числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10;
- учить соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
- учить называть состав чисел в пределах 5 из единиц и из двух меныших
- учить выстраивать «числовую лесенку»;
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками;
- учить различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость);
- учить выстраивать сериационный ряд из 7-10 предметов, пользуясь степенями сравнения при соотнесении размерных параметров (длиннее короче);
- учить измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер;
- учить понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);
- учить делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
- учить сравнивать целый предмет и его часть;
- учить различать, называть и сравнивать геометрические фигуры;
- учить ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола);
- учить обозначать взаимное расположение и направление движения объектов;
- учить определять и называть временные отношения (день - неделя - месяц);
- учить последовательность всех дней недели, времен года, месяцев
В рамках ПКРР в ФАОП ДО выделяют дополнительно следующие задачи по указанным ниже направлениям.
Формирование пространственных представлений:
1) закреплять представления о частях тела на начальных этапах работы;
2) развивать у обучающихся способность ориентироваться в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху - внизу, впереди - сзади, правая - левая рука, в дальнейшем соотносить с правой и левой рукой правую и левую стороны тела;
3) развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева);
4) учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения, между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции;
5) обращать внимание на понимание и употребление предлогов с пространственным значением;
6) обращать особое внимание на относительность пространственных отношений при передвижениях в различных направлениях, поворотах, действиях с предметами;
7) создавать условия для осознания детьми пространственных отношений путем обогащения их собственного двигательного опыта, учить перемещаться в пространстве в заданном направлении по указательному жесту, с помощью стрелки-вектора, по схеме-маршруту; выполнять определенные действия с предметами и отвечать на вопросы: «Куда? Откуда? Где?»;
8) закреплять умение использовать словесные обозначения местонахождения и направления движения, пользуясь при этом движением руки и указательным жестом;
9) развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;
10) формировать ориентировку на листе, закреплять при выполнении зрительных и слуховых диктантов;
11) формировать ориентировку на теле человека, стоящего напротив;
12) побуждать обучающихся перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз, по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции педагогического работника и самостоятельно);
13) соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны;
14) формировать ориентировку на листе и на плоскости;
15) формировать представления обучающихся о внутренней и внешней частях геометрической фигуры, ее границах, закреплять эти представления в практических видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании);
16) знакомить обучающихся с понятиями «точка», «кривая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», закрепляя в практической деятельности представления обучающихся о взаимоотношении точек и линий, моделируя линии из различных материалов (шнуров, ниток, мягкой цветной проволоки, лент, геометрических фигур).
Формирование временных представлений.
1) уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев, так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток;
2) использовать наглядные модели при формировании временных представлений;
3) учить понимать и устанавливать возрастные различия между людьми; формировать представление о возрастных периодах, о том, что родители (законные представители), педагогические работники тоже были маленькими;
4) формировать понимание временной последовательности событий, временных причинно-следственных зависимостей (Что сначала? - Что потом'? Что чем было? - Что чем стало?);
5) развивать чувство времени с использованием песочных часов.
Реализация содержания данного раздела программы предусмотрена у учителя-дефектолога в виде отдельных занятий согласно учебному плану (учебный план приведен в п. 3.3).
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
- уточнять представления о себе, о своей семье, своем доме;
- расширять представления о женских и мужских профессиях;
- уточнять представления о родном городе - его названии, некоторых улицах, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях;
- уточнять представления о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице;
- уточнять некоторые элементарные представления о многообразии стран и народов мира, особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях;
- уточнять некоторые представления о небесных телах и светилах;
- уточнять представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, пустыни, холодного климата);
- уточнять представление о цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года);
- совершенствовать умение обобщать с помощью педагогического работника представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют);
- расширять представление о необходимости сохранения природных объектов и собственного здоровья;
- уточнять представление о ценности природы для жизни человека и удовлетворении его разнообразных потребностей;
- совершенствовать умение рассказывать об отношениях между объектами и явлениями окружающего мира, отвечать на вопросы.
Реализация содержания данного раздела программы предусмотрена у учителя-дефектолога в виде отдельных занятий согласно учебному плану (учебный план приведен в п. 3.3).
Задачи и педагогические условия реализации рабочей программы учителя-дефектолога по направлениям 00 «Познавательное развитие» соответствуют п. 45.14.2 ФАОП ДО.
Реализация ОО «Физическое развитие» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
Цель физического развития детей с ЗПР: развитие движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Цели, задачи и содержание ОО «Физическое развитие» представлены двумя разделами:
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни реализуется воспитателем.
- Физическая культура — реализуется физкультурным работником.
Согласно п. 45.14.5 ФАОП ДО, коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Физическое развитие» осуществляется учителем-дефектологом и учителем-логопедом по коррекции недостатков развития ручной моторики.
Задачи по коррекции недостатков ручной моторики
- дифференцированно применять игры и упражнения для нормализации мышечного тонуса;
- развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагогического работника; формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев; выполнять согласованные действия пальцами обеих рук;
- развивать умение удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке;
- тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания);
- развивать движения хватания, совершенствовать разные виды захвата крупных и мелких предметов разной формы;
- применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;
- развивать практические умения при выполнении орудийных и соотносящихся предметных действий;
- развивать умения выполнять ритмичные движения руками под звучание музыкальных инструментов;
- развивать технику тонких движений в пальчиковой гимнастике; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- формировать у обучающихся специфические действия пальцами рук в играх с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение, формировать дифференцированные движения пальцев рук при нанизывании бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;
- развивать захват мелких или сыпучих материалов указательным типом хватания;
- учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;
- развивать умения выполнять практические действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки; пересыпать сыпучие материалы;
- учить выполнять определенные движения руками под звуковые и зрительные сигналы (если я подниму синий флажок - топни, а если красный - хлопни в ладоши; в дальнейшем значение сигналов изменяют);
- развивать динамический праксис, чередование позиций рук («кулак - ладонь», «камень - ножницы»);
- учить выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию;
- учить выполнять действия расстегивания и застегивания, используя различные виды застежек (липучки, кнопки, пуговицы).
Задачи по совершенствованию графо-моторных навыков перенесены, согласно ПКРР ФАОП ДО, в раздел ОО «Речевое развитие». Задачи по коррекции недостатков артикуляционной моторики, а также использование музыкально-ритмических упражнений, логопедической и фонетической ритмики реализуются в работе учителя-логопеда.
Задачи по направлению «Развитие речи» в работе учителя-дефектолога описаны по направлениям.
Развитие импрессивной стороны речи:
1) развивать понимание обращенной речи с опорой на совместные с педагогическим работником действия, наглядные ситуации, игровые действия;
2) создавать условия для понимания речи в зависимости от ситуации и контекста; уделять особое внимание пониманию детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;
3) развивать понимание речи на основе выполнения словесной инструкции и подражания с помощью куклы-помощника;
Задачи и педагогические условия реализации рабочей программы учителя - дефектолога по направлениям ОО «Речевое развитие» соответствуют п. 45.14.3 ФАОП ДО и реализуются совместно с учителем - логопедом и воспитателями группы.
Согласно этому пункту развитие мелкой моторики включается в ОО «Речевое развитие» и реализуется учителем-дефектологом как часть в организованной образовательной деятельности.
Формирование графо-моторных навыков и подготовка руки к письму.
1) формировать базовые графические умения и навыки на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;
2) учить выполнять графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции;
3) учить копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов;
4) учить выполнять графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции;
5) учить проводить различные линии и штриховку по указателю - стрелке;
6) совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.
Задачи по направлению «Приобщение к художественной литературе» реализуются в работе воспитателя.
Реализация ОО «Художественно-эстетическое развитие» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
Задачи художественно-эстетического развития реализуются по следующим направлениям:
• художественное творчество - реализуется в работе воспитателя;
• музыкальная деятельность - реализуется в работе музыкального руководителя;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...
Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль).
Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль)....
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...
"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...