Диагностическая карта для детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (по К.С. Лебединской, О.С. Никольской)
ФИО________________________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________________
НГ | СГ | КГ | ||
I | Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы | |||
1 | Визуальный контакт: | |||
1.1 | Устанавливает | |||
1.2 | Не устанавливает | |||
2 | Коммуникативные отношения: | |||
2.1 | Вступает | |||
2.2 | Не вступает | |||
3 | Контроль за поведением: | |||
3.1 | Осуществляет самостоятельный контроль | |||
3.2 | Импульсивен, но возможен внешний контроль | |||
3.3 | Стереотипное поведение | |||
3.4 | Полевое поведение | |||
3.5 | Инактивен | |||
3.6 | Аспонтанен | |||
3.7 | Нуждается в дополнительном поощрении | |||
4 | Общение (с взрослыми и детьми): | |||
4.1 | Общается | |||
4.2 | Не общается | |||
4.3 | Избирателен в общении | |||
4.4 | Общение формальное | |||
4.5 | Наблюдает со стороны | |||
4.6 | Не интересуется | |||
4.7 | Проявляет агрессивные вспышки | |||
4.8 | Копирует поведение других | |||
4.9 | Общения избегает | |||
5 | Особенности поведения в общественных местах: | |||
5.1 | На прогулке | |||
5.2 | В транспорте | |||
6 | Испытывает ли страхи: | |||
6.1 | Мотивированные | |||
6.2 | Немотивированные | |||
II | ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
1 | Целенаправленность: | |||
1.1 | Деятельность целенаправленна | |||
1.2 | Деятельность хаотична | |||
2 | Сосредоточенность: | |||
2.1 | Сосредотачивается на конкретном задании | |||
2.2 | Кратковременно сосредотачивается на конкретном задании | |||
2.3 | На конкретном задании не сосредотачивается | |||
3 | Отношение к инструкциям педагога: | |||
3.1 | Принимает | |||
3.2 | Не принимает | |||
3.3 | Выполняет по своему | |||
4 | Наиболее продуктивные виды деятельности: | |||
4.1 | Игровая | |||
4.2 | Учебная | |||
III | ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ | |||
1 | Вербальное общение: | |||
1.1 | Полностью доступно | |||
1.2 | Способность вести диалог в стандартных ситуациях (как тебя зовут, сколько тебе лет и пр.) | |||
1.3 | Отсутствие способности к ведению диалога (использование речевых штампов, стереотипий без связи с ситуацией) | |||
2 | Невербальное общение: | |||
2.1 | Визуальный контакт | |||
2.1.1 | Адекватный | |||
2.1.2 | Неадекватный | |||
2.1.3 | Следит за взором собеседника | |||
2.1.4 | Показывает глазами | |||
2.1.5 | Эпизодический | |||
2.1.6 | Избегает | |||
2.1.7 | Отсутствует | |||
2.2 | Жесты: | |||
2.2.1 | Указательный жест | |||
2.2.2 | Другие формы использования жестов | |||
2.3 | Мимика: | |||
2.3.1 | Адекватная | |||
2.3.2 | Неадекватная | |||
2.3.3 | Отсутствует | |||
2.4 | Интонация: | |||
2.4.1 | Адекватная | |||
2.4.2 | Неадекватная | |||
2.4.3 | Плохо модулированная | |||
3 | Знание о других людях: | |||
3.1 | Об учащихся (имена, фамилии, пол) | |||
3.2 | Об учителях (имя, отчество учителя, других специалистов) | |||
3.3 | Имеет ли друзей | |||
3.4 | Есть ли предпочтения в общении | |||
3.4 | Имеет ли представление о том, что «любит» или «не любит» другой человек | |||
IV | ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
1. | Предметные действия: | |||
1.1 | Осуществляет | |||
1.2 | Не осуществляет | |||
1.3 | Предпочитает манипуляцию с предметами | |||
1.4 | Предпочитает упорядоченные действия с предметами | |||
2 | Предназначение игрушек: | |||
2.1 | Понимает | |||
2.2 | Не понимает | |||
3 | Самостоятельные игровые действия: | |||
3.1 | Осуществляет | |||
3.2 | Не осуществляет | |||
4 | Совместные игровые действия: | |||
4.1 | Осуществляет | |||
4.2 | Не осуществляет | |||
5 | Использование предметов-заменителей: | |||
5.1 | Очень широко использует | |||
5.2 | Иногда использует (в какой ситуации) | |||
5.3 | Не использует | |||
6 | Ролевая игра (не сформирована; сформирована – на какой стадии): | |||
6.1 | Сюжетная игра | |||
6.2 | Символическая игра | |||
6.3 | Игра с правилами | |||
7 | Что предпочитает делать в свободное время (рисует, читает, лепит, увлечен компьютером, поет и т.д. или бездействует): | |||
8 | Поведение во время игры: | |||
8.1 | Как себя ведет во время игры (стереотипно, гибко) | |||
8.2 | Как общается во время игры (вступает в контакт; берет на себя роль ведущего; является ведомым в игре; легко выходит из игры; на определенном этапе происходит «застревание»; при выводе из игры происходит аффективная вспышка) | |||
V | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
1 | Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка | |||
1.1 | Представления о «себе» | |||
1.1.1 | Правильно использует личное местоимение и притяжательные формы («я», «я-ты», «я-мы», «я-вы» и т.д.) | |||
1.1.2 | Путает | |||
1.1.3 | Говорит о себе в «третьем лице» | |||
1.2 | Знание собственного имени, фамилии, адреса, имен родителей и т.д. | |||
1.2.1 | Сформированы | |||
1.2.2 | Не сформированы | |||
2 | Восприятие сенсорных эталонов: | |||
2.1 | Представление о цвете | |||
2.1.1 | Основные цвета: | |||
2.1.1.1 | Соотносит | |||
2.1.1.2 | Показывает | |||
2.1.1.3 | Называет | |||
2.1.2 | Оттеночные цвета: | |||
2.1.2.1 | Соотносит | |||
2.1.2.2 | Показывает | |||
2.1.2.3 | Называет | |||
2.2 | Представления о форме: | |||
2.2.1 | Соотносит | |||
2.2.2 | Показывает | |||
2.2.3 | Называет | |||
2.3 | Представление о величине | |||
2.3.1 | Соотносит | |||
2.3.2 | Показывает | |||
2.3.3 | Называет | |||
2.3.4 | Строит сериационные ряды из 3 элементов | |||
2.3.5 | Строит сериационные ряды из 10 элементов | |||
2.4 | Избирательность восприятия (н-р знает все цвета и их оттенки, но предпочитает некоторые особенно; или некоторые формы и т.д.) | |||
3 | Восприятие пространственных соотношений | |||
3.1 | Ведущая рука: | |||
3.1.1 | Правая | |||
3.1.2 | Левая | |||
3.2 | Ориентировка в сторонах собственного тела: | |||
3.2.1 | Ориентируется | |||
3.2.2 | Не ориентируется | |||
3.3 | Дифференциация пространственных понятий: | |||
3.3.1 | Выше-ниже | |||
3.3.2 | Дальше-ближе | |||
3.3.3 | Справа-слева | |||
3.3.4 | Впереди-сзади | |||
3.3.5 | В центре | |||
3.4 | Ориентировка на плоскости: | |||
3.4.1 | Ориентируется | |||
3.4.2 | Не ориентируется | |||
3.5 | Ориентировка в пространстве: | |||
3.5.1 | Ориентируется | |||
3.5.2 | Не ориентируется | |||
3.6 | Целостный образ предмета: | |||
3.6.1 | Складывание разрезных картинок из частей | |||
3.6.2 | Разрез по вертикали | |||
3.6.3 | Разрез по горизонтали | |||
3.6.4 | Разрез по диагонали | |||
3.6.5 | Разрез по ломаной линии | |||
3.7 | Временные представления: | |||
3.7.1 | Календарь | |||
3.7.2 | Дни недели | |||
3.7.3 | Времена года и их характеристики | |||
4 | Конструктивный праксис | |||
4.1 | Складывание фигур из палочек: | |||
4.1.1 | По подражанию | |||
4.1.2 | По образцу | |||
4.1.3 | По представлению | |||
4.2 | Конструирование из строительного материала: | |||
4.2.1 | По подражанию | |||
4.2.2 | По образцу | |||
4.2.3 | По представлению | |||
5 | Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение) | |||
5.1 | Плохо сосредоточивается: | |||
5.1.1 | С трудом удерживает внимание на объекте | |||
5.1.2 | Низкая концентрация | |||
5.2 | Внимание поверхностное, недостаточно устойчивое: | |||
5.2.1 | Быстро истощается | |||
5.2.2 | Требует переключения на другой вид деятельности | |||
5.2.3 | Плохое переключение внимания | |||
5.3 | Внимание достаточно устойчивое: | |||
5.3.1 | Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная | |||
6 | Память: | |||
6.1 | Преобладает зрительная | |||
6.2 | Преобладает слуховая | |||
6.3 | Преобладает ассоциативная (опосредованное запоминание) | |||
6.4 | Запоминание материала: | |||
6.4.1 | Запоминает хорошо, быстро | |||
6.4.2 | Удерживает в памяти долго | |||
6.4.3 | Запоминает плохо | |||
6.4.4 | Быстро теряет | |||
6.5 | Избирательность памяти: | |||
6.5.1 | Зависит от материала | |||
6.5.2 | Зависит от анализатора | |||
7 | Пресыщение: | |||
7.1 | Ярко выражено | |||
7.2 | Возникает на фоне какого-либо одного вида деятельности | |||
7.3 | Практически отсутствует | |||
8 | Утомление: | |||
8.1 | Ярко выражено | |||
8.2 | Возникает на фоне какого-либо одного вида деятельности | |||
8.3 | Практически отсутствует | |||
VI | МОТОРИКА | |||
1 | Общая моторика | |||
1.1 | Координация движений (неуклюжий, ловкий и пр.) | |||
1.2 | Выполнение движений по инструкции (физические упражнения) | |||
1.3 | Ходьба (прямохождение, ходьба по лестнице и т.д.) | |||
1.4 | Прыжки (на 2 ногах, на 1 ноге) | |||
1.5 | Бег | |||
2 | Мимические движения лица: | |||
2.1 | Улыбка | |||
2.2 | Плач | |||
2.3 | Серьезное выражение лица | |||
2.4 | Полное отсутствие мимических движений | |||
3 | Мелкая моторика: | |||
3.1 | Координированность движений пальцев рук | |||
3.2 | Выполнение двигательных актов пальцами рук: | |||
3.2.1 | Застегивание | |||
3.2.2 | Завязывание | |||
3.2.3 | Шнуровка | |||
3.2.4 | Вдевание | |||
3.3 | Манипуляция с мелкими предметами (пуговицы, мелкий конструктор): | |||
3.3.1 | Осуществляет | |||
3.3.2 | Не осуществляет | |||
3.4 | Трехпальцевый захват: | |||
3.4.1 | Сформирован | |||
3.4.2 | Не сформирован | |||
4 | Имитация двигательных нарушений: | |||
4.1 | Пониженный тонус | |||
4.2 | Псевдогиперкинезы | |||
4.3 | Наличие двигательных стереотипий (их связи с ситуацией) | |||
5 | Графическая деятельность: | |||
5.1 | Обводка | |||
5.2 | Соединение по точкам | |||
5.3 | Штриховка | |||
5.4 | Закрашивание | |||
5.5 | Прорисовывание | |||
5.6 | Твердость прописываемых линий | |||
5.7 | Аккуратность линий | |||
5.8 | Рисунок (срисовывание, спонтанное рисование) | |||
5 | Проба «4-й лишний»: | |||
5.1 | Выделяет | |||
5.2 | Выделяет с опорой на латентные признаки (указать, какие) | |||
5.3 | Не выделяет | |||
6 | Существенные признаки предметов и явлений: | |||
6.1 | Выделяет | |||
6.2 | Избирательно выделяет (с опорой на латентные признаки) | |||
6.3 | Не выделяет | |||
VI | СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ | |||
Предполагаемая программа обучения: | ||||
1 | Программа для детей с умственной отсталостью | |||
2 | Математика | |||
2.1 | Владение счетными операциями: | |||
2.1.1 | Формальный счет | |||
2.1.2 | Осмысленный счет в пределах возрастной нормы | |||
2.1.3 | Отсутствие счета (снижение уровня мыслительных операций) | |||
2.2 | Решение задач: | |||
2.2.1 | Задачи не решает | |||
2.2.2 | Решает задачи формально | |||
2.2.3 | Решает простые задачи осмысленно | |||
2.2.4 | Решает задачи осмысленно в соответствии с возрастной нормой | |||
2.2.5 | Задачи решает осмысленно в соответствии с программными требованиями | |||
3 | Чтение | |||
3.1 | Навык чтения: | |||
3.1.1 | Владеет навыками глобального чтения | |||
3.1.2 | Владеет навыками послогового чтения | |||
3.1.3 | Владеет навыками побуквенного чтения | |||
3.1.4 | Читает бегло | |||
3.2 | Техника чтения: | |||
3.2.1 | Соответствует требованиям школьной программы | |||
3.2.2 | Ниже требований школьной программы | |||
3.3 | Понимание смысла прочитанного: | |||
3.3.1 | Смысл прочитанного понимает | |||
3.3.2 | Смысл прочитанного понимает частично | |||
3.3.3 | Смысл прочитанного не понимает | |||
4 | Письмо | |||
4.1 | Навык письма: | |||
4.1.1 | Письмо элементов букв | |||
4.1.2 | Письмо печатными буквами | |||
4.1.3 | Письмо прописными буквами | |||
4.2 | Списывание: | |||
4.2.1 | Списывает печатные буквы | |||
4.2.2 | Списывает печатные слова | |||
4.2.3 | Списывает печатный текст | |||
4.2.4 | Списывает прописные буквы | |||
4.2.5 | Списывает прописные слова | |||
4.2.6 | Списывает текст прописными буквами |
Заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолого-педагогическая характеристика по результатам обследования
Мелеховой Марины___________________ г.р.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
С момента начала занятий (январь 2010 г.) на сегодняшний день наблюдается в целом положительная динамика. Девочка вступает в контакт с педагогом, ситуацию занятий принимает, инструкции выполняет при условии подкрепления их жестами.
Визуальный контакт с педагогом установлен, просьбу: «Посмотри на меня» удовлетворяет не всегда, на критичный взгляд не реагирует. Наблюдаются элементы аутоагрессии (стучит руками по коленям или столу)
Наблюдаются элементы «полевого» поведения (после окончания занятия, в игровой ситуации)
С близкими людьми (мамой) контакт устойчив, реагирует на инструкции и замечания, хотя часто требует выполнения собственного желания, не зависимо от ситуации.
На занятиях принимает правила педагога. При нежелании выполнять задание или пресыщении им наблюдается негативизм, частичный отказ от выполнения задания. Во время игровых занятий эмоциональный фон более стабилен, однако предпочитает самостоятельные действия-манипуляции (вертит в руках веревочку или пояс). Основным препятствием в усвоении знаний является отсутствие речи.
ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
Показывает по просьбе фотографии мамы, папы, младшей сестры. Навыки самообслуживания сформированы частично. Может самостоятельно одеться, помыть руки. Ест самостоятельно, но не всегда аккуратно, к пище относится избирательно, требовательна к внешнему виду некоторых продуктов и сервировке стола (обращает внимание на то, как порезаны некоторые продукты, например, хлеб или колбаса), в случае отступления от привычных моментов за столом проявляет недовольство. К внешнему виду относится равнодушно.
ХАРАКТЕР ДЕТЕЛЬНОСТИ
Деятельность целенаправленна при условии организации ее взрослым, часто требует контроля со стороны взрослого. На занятиях не проявляет инициативы, в основном учебные действия носят формальный характер. Самостоятельная деятельность стереотипна. Для привлечения внимания на занятиях используется материал лично значимый для ребенка (картинки из любимых мультфильмов). К расписанию занятий жестко не привязана, хотя его составление позволяет организовать и упорядочить деятельность девочки, что ей частично принимается. Для стимулирования продуктивной деятельности используется поощрение.
ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ
Моторно достаточно ловка, но сложное координаторное действие доступно не всегда. Умеет прыгать, бегать. Выполнение упражнений по инструкции не доступно. Мелкая моторика не достаточно развита. Графическая деятельность хаотична. Ведущая рука – правая.
ИГРА И ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Не избегает общения с детьми и с взрослыми, но при этом безинициативна. Играет под руководством взрослого. Правила игры принимает частично.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
Произношению доступны некоторые звуки, звукокомплексы , простые слова (ма-ма, на, па). Самостоятельная речь отсутствует, выражает просьбу мимикой, жестами. Обращенную простую инструкцию понимает и принимает при условии подкрепления инструкции жестом.
Определение объема пассивного словаря на данном этапе затруднено, т.к. ребенок не выполняет задания по инструкции. Соотносит геометрические фигуры по цвету, форме, величине. Под руководством взрослого доступны простые виды аппликации. Все задания ребенок выполняет после предварительного показа педагогом последовательности действий. При ошибках выполнения все чаще стала исправлять их самостоятельно. Стала внимательнее относиться к анализу результата работы.
У ребенка имеется потенциал для дальнейшего развития при условии реализации специальных психолого-педагогических форм и методов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта для детей IIмладшей группы
Карта составлена по программе "От рождения до школы"...
Диагностическая карта для детей средней группы
Карта составлена по программе "От рождения до школы"...
Диагностическая карта для детей старшей группы
Карта составлена по программе "От рождения до школы"...
Диагностическая карта для детей подготовительной к школе группы
Карта составлена по программе "От рождения до школы"...
Диагностическая карта для детей подготовительной к школе группы
Карта составлена на основе программы "От рождения до школы"...
Диагностическая карта приобщения детей к физической культуре
Диагностическая карта приобщения детей к физической культуре...
Диагностическая карта обследования детей по ЗОЖ
ПРимерная таблица мониторинга по ЗОЖ...