Мастер-класс по логоритмике
консультация по коррекционной педагогике

Белоусова Наталья Владимировна

Мастер-класс по логоритмике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_logoritmika.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей-логопедов

Мастер-класс «Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР».

Подготовила:

учитель-логопед Белоусова Н.В.

март 2023г.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи.

Направления работы:

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания –  упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  5. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях. Это вводные или заключительные упражнения. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  • Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  •  Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения - это разнообразные считалки.
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  • Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
  • Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений - сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  • Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
  •  Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  • Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Практические упражнения.

  1. Динамическое упражнение «Кто как ходит»

Кошка ходит по-кошачьи,

Ходит крадучись она.

Пружинящий шаг

А собака по-собачьи

Ходит, гордости полна.

Ходьба с высоким подъемом колена

По-утиному утенок

Чуть вразвалочку идет.

Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед.

Подскоки

По-слоновьи ходит слон,

Тяжело ступает он.

Ходьба, опираясь на ступни и ладони

По-гусиному – гусята

Важно шествуют шажком.

Ходьба в полуприседе

А по улице ребята –

Кто в припрыжку, кто пешком.

Бег с постепенным переходом на ходьбу

  1. Упражнение  на регуляцию мышечного тонуса «Моем ручки».

Ручки моем, моем, моем.

Всю водичку с них стряхнем.

  1. Дыхательное упражнение «Сосульки звенят»

И.П.: основная стойка.

1 – поднять руки вверх, вдох носом;

2 – ритмично опустить руки и на выдохе произнести «Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!»

  1. Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

«Улыбка»

«Заборчик»

«Трубочка»

«Футбол»

«Блины печем»

«Лошадка»

«Улыбка»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пять мух»

Пять мух кругом летают,

Танцуют и поют.

Пять пальчиков - мухи. Перебираем

 пальчиками в воздухе (мухи летают).

Одну из них поймали,

Партнёр по игре ловит одну из мух

(или ловит сам ребёнок свободной рукой).

Ещё четыре тут.

Большой палец загибаем - остаётся четыре "мухи".

Четыре толстых мухи

Уселись на двери.

Ладонь повёрнута тыльной стороной наружу.

Рука зафиксирована. Сгибаем - разгибаем пальцы

Одна вдруг улетела,

Осталось только три.

Действия аналогичны предыдущим, только

 в этот раз остаётся не 4, а 3 пальца.

Три мухи на нос сели -

Ползут по  голове,

Действия соответствуют тексту.

Одна вдруг улетела,

Осталось только две.

Две мухи друг за другом,

Летают у окна,

Перебираем пальцами в воздухе, вращаем кистью.

Одна вдруг улетела,

Осталась здесь одна.

Одна большая муха  

Упала на пол - бух!

Роняем руку на колени/стол.

Куда – то убежала,

Загибаем оставшийся палец.

И нет в квартире мух.

Вращаем кулачком.

А утром мы проснулись

И увидали вдруг,

Пять хорошо знакомых

Тех самых старых мух.

Разгибаем пальцы, перебираем ими в воздухе.

  1. Игра на развитие внимания и памяти.

Руки, плечи, уши,  нос.

  1. Речевое упражнение без музыки, счетные упражнения.

Раз, два – острова.

Три, четыре – мы приплыли.

Пять, шесть – сходим здесь.

Семь, восемь – сколько сосен.

Девять, десять – мы в пути.

Досчитал до десяти.

Приготовились в полет!

начинается отсчет.

Десять – проверяем корпус.

Девять – повернули компас.

Восемь – находим место.

Семь – садимся в кресло.

Шесть – пристегни ремни.

Пять – курс на Марс возьми.

Четыре – кнопки нажимаем.

Три – двигатель пускаем.

Два – запись есть в тетрадке?

Один – значит, все в порядке.

Пуск!

  1. Упражнение на формирование чувства размера

Передаем хлопки на сильную долю.

  1. Чистоговорка «Лиса»

СУ, СУ, СУ, СУ,  не пускают в дом лису.

СА, СА, СА, СА,  ждёт у дома два часа.

СЫ, СЫ, СЫ, СЫ,  она хочет колбасы.

СИ, СИ, СИ, СИ,  ей кусочек отнеси.

  1.  Сказка «Комар и конь».                                                                                                                                Бегал конь по полю (1). И прилетел к нему комар (2)
    Сел комар коню на спину, а потом на шею, а потом на ухо (3).                                                         А потом и говорит:
    - Хоть и большой ты и сильный, а мы, комары, еще сильнее: как накинемся, всего покусаем и победим.
    - А вот нет, — говорит конь. Тут комар как зажужжит (4).
    И из леса и с болота, и с пруда слетелись комары (5).
    Облепили они коня, и на спине сидят и на шее сидят, и на щеках, и на ногах(6).                     Вот конь и спрашивает:
    - Все, что ли, прилетели?                                                                                                                        - Все!- отвечают комары.
    - Тогда держитесь, — говорит конь.                                                                                            И как повалится на спину(7) и начал с боку на бок перекатываться (8).                                           Всех комаров передавил, один только комар и остался.                                                    Скоро он к тебе прилетит.


1 – барабаним кулаками по спине (туловищу).

2 – водим пальцам по спине (туловищу).

3, 6  – дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

4,5 – звукоподражание.

7 – ложимся на спину.

8 – катаемся на спине, переваливаясь с боку на бок.

11. Игра на эмоциональную разрядку, темп, ритм, внимание и память.

«Пельмешки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития  дошкольников на музыкальных занятиях»...

Мастер-класс на тему: «Логоритмика – праздник речи»

Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию  логоритмических упражнений для речевого развития детей....

Мастер-класс на тему «Логоритмика в работе с детьми»

Мастер-класс для воспитателей на тему «Логоритмика в работе с детьми»...

Мастер-класс на тему «Логоритмика как средство речевого развития детей с ТНР»

Цель логоритмики, задачи логоритмики, требования к занятиям, роль музыкального руководителя, структура логоритмического занятия....

Родительское собрание в форме мастер-класса. Занятия по логоритмике как средство речевого и музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.

В нашем Реабилитационном центре с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по логоритмике. Это очень увлекательные, веселые, познавательные занятия. С использованием интерактивной доски...

Мастер-класс для родителей "Логоритмика в жизни малышей"

25 февраля в рамках Дня открытых дверей для родителей средних общеобразовательных групп был проведен мастер - класс "Путешествие в зимний лес". Цель которого - показать родителям значение ло...