Методы исследования интеллекта
консультация по коррекционной педагогике
Экспериментально-психологические исследования — методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических заболеваний или других патологических состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы исследования интеллекта
Экспериментально-психологические исследования — методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических заболеваний или других патологических состояний.
Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой довольно простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых больным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.
Экспериментально-психологическое исследование интеллекта позволяет уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта.
Интеллект оценивается опосредованно при исследовании мышления, понимания переносного смысла пословиц и поговорок, общей осведомленности, составляющих основу теста Векслера. Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик субтестов, разделенных на вербальную и невербальную группы.
Тест прогрессивных матриц Равена состоит из 60 заданий, распределенных по пяти сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком и несколько матриц с одной недостающей частью. Необходимо обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-восьми предложенных рисунков ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются. Результаты оцениваются по количеству правильно подобранных недостающих фрагментов по каждому заданию. Выделяют пять степеней развития интеллекта по тесту Равена:
I степень — более 57 правильных ответов (баллов), т. е. более 95 % — особо высокоразвитый интеллект.
II степень — от 45 до 57 баллов (75–94 %) — интеллект выше среднего.
III степень — от 15 до 45 баллов (25–74 %) — интеллект средний.
IV степень — от 3 до 15 баллов (5—24 %) — интеллект ниже среднего.
V степень — менее 3 баллов (5 %) — интеллектуальный дефект.
Вербальный тест Айзенка
Тест Айзенка — тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. Известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.
Первые пять тестов довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям. Эти тесты иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.
Разработаны также три специальных теста: словесный, числовой и зрительно-пространственный. Эти тесты направлены на выявление специфических способностей, которые невозможно определить с помощью общих тестов. Также в сборники тестов как правило включается несколько дополнительных развлекательных заданий под шутливым названием «головоломки для интеллектуалов» (или «разминка для интеллектуалов» в некоторых переводах). Ввиду повышенной сложности этих заданий, их результаты не подлежат количественной оценке, а сами задания прилагаются исключительно «ради удовольствия поискать решение».
Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 обычно интерпретируется как умственная отсталость. Тест Айзенка предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.
Экспериментально-психологические методы исследования используются чаще при стертых, благоприятных, «малосимптомных» вариантах разных психических болезней, в некоторых стадиях заболевания (начальный этап, ремиссии), когда клиническая симптоматика недостаточно выражена, «замаскирована» другими процессуальными симптомами.
Используемая литература:
- В. П. Самохвалов. Психиатрия. Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону. 2002.
- Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник.- М.: МЕДпресс-информ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагога, методы исследования и коррекции
Профессия педагог относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержен...
Анализ психологических методов исследования
Описание, недостатки, достоинства методов психологического исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-891653-1488698124.jpg)
«Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы на примере сказок»
Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произвед...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/24/picture-1150702-1561378339.jpg)
Презентация "Методы исследования при врачебно-педагогических наблюдениях"
Презентация разработана в рамках проекта "Я и моё здоровье" для детей старшего дошколльного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/18/picture-1142189-1668742530.jpg)
Методы исследования особенностей семейного воспитания
Методы исследования особенностей семейного воспитания...